Задания для муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 9 классе

Задания для муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников

по биологии в 2015/2016 учебном году

9 класс

Поздравляем Вас с участием в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода. Максимально Вы сможете набрать 72,5 балла. Успеха Вам в работе!


Задание 1. Задание включает 40 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов.

  1. Реально существующая систематическая категория:

а) популяция

б) вид

в) семейство

г) класс

  1. Для истинных пурпурных бактерий характерен процесс:
    а) хемосинтеза
    б) гетеротропность
    +
    в) фотосинтеза
    г) нитрификация.

  2. При температуре 0..-1 Сº на снегу обитают:
    а) термофилы
    б) мезофилы
    +
    в) психрофилы
    г) все указанные группы.

  3. Грибы по способу питания относятся к:
    а) миксотрофам
    б) автотроф или гетеротроф +
    в) гереротрофам или сапрофитам
    г) сапрофиты

  4. Гриб спорынья поселяется на:
    а) листьях злака;
    б) стебле злака;
    в) корнях злака;
    г) соцветии злака.
    +

  5. Плазмолемма выполняет ограничивающую и защитную функции у

а) бактерий

б) одноклеточных водорослей

в) одноклеточных грибов

г) одноклеточных животных

  1. Процесс дифференцировки клеток и тканей связан с появлением в царстве Растений:

а) мхов;

б) багрянок

в) псилофитов

г) плаунов.

  1. Заросток плауна имеет вид:
    а) клубенька
    б) сердцевидной пластинки
    +
    в) луковички
    г) ветвящейся нити.

  2. Лиственный клубень характерен для:

а) картофеля

б) гладиолуса

в) ландыша

г) папоротника.

  1. Запись и анализ электрокардиограммы позволяет оценить:
    а) функции нервной системы
    б) сократительную функцию миокарда
    в) особенности высшей нервной деятельности
    +
    г) сокращение мышечного аппарата

11.Наиболее сложно организована ткань:

а) нервная

б) соединительная

в) эпителиальная

г) мышечная.

12.Произвольно функционирует:

а) гладкая мускулатура сосудов

б) сердечная мускулатура

в) мимическая мускулатура

г) гладкая мускулатура внутренних органов.

13. Введения в организме больного лечебной сыворотки повышает:

а) иммунные свойства организма

б) синтез противовоспалительных гормонов

в) синтез антител

г) уровень антител.

14. Основы систематики, как науки, заложил:
а) Р. Гук
б) А.Левенгук
в) К. Линней

г) Ч. Дарвин.

15. Нуклеотиды выполняют в клетках функцию:

а) рецепторную

б) структурную

в) транспортную

г) энергетическую.

16. Специфичность белковой молекулы связана с её структурой:
а) первичной
б) вторичной
+
в) третичной
г) четвертичной.

17. Какие соединения играют роль в поддержании осмотического давления в клетке:
а) белки
б) липиды
в) минеральные соединении

г) АТФ

18. Ультрамикроскопическими органоидами клетки являются:

а) ЭПС, лизосомы, митохондрии
б) рибосомы, митохондрии, клеточный цент
в) ЭПС, рибосомы, клеточный центр

г) лизосомы, митохондрии, аппарат Гольджи

19. Истинной внутренней средой клетки является:

а) цитоплазма; +
б) кариоплазма
в) гиалоплазма
г) водный раствор

20. Ферменты – это биокатализаторы, которые:
а) повышают уровень энергии активации процессов
б) понижают уровень энергии активации процессов
в) являются сложными соединениями

г) являются биополимерами.

21. К биотическим факторам окружающей среды следует отнести:
а) газовый состав атмосферного воздуха
б) освещенность и длительность светового дня;
в) откладка яиц наездниками в личинки других насекомых
+
г) соленость и плотность воды.

22. Примером конкуренции являются взаимоотношения между популяциями:
а) карася и окуня в одном водоеме; +
б) карася и щуки в одном водоеме;
в) карася и карпа и в одном водоеме;
г) щуки и окуня.

23. Признаком экосистем не являются:
а) открытость
б) динамичность
в) саморегуляция
г) стабильность.
+

24. Какой вид борьбы с вредителями является экологически: безопасным:
а) применение инсектицидов
б) применение гербицидов
в) применение феромонов
г) применение фунгицидов

25.Экосистема – это совокупность:

а) животные организма

б) растительные организма

в) биотопа с населяющими его видами

г) растительных и животных организмов

26. К насекомыми относятся только:

а) мокрица, кузнечик, стрекоза
б) собачий клещ, комар-пискун, овод
в) колорадский жук, термит, саранча

г) бронзовка, дафния, капустная белянка

27. У каких животных гемолимфа не выполняет дыхательную: функцию

а) у всех членистоногих
б) у ракообразных
в) у насекомых

г) у пауков.

28. В процессе диастолы клапаны сердца:

а) все закрыты
б) все открыты
в) полулунные закрыты, а створчатые открыты

г) полулунные открыты, а створчатые закрыты.

29. Поперечно-полосатая мускулатура образует мышцы:

а) мочевого пузыря
б) глотки
в) кишечника

г) матки

30. К выделительным органам относиться:

а) слюнные и потовые железы
б) почки и щитовидная железа
в) печень и лимфатические узлы

г) легкие и сальные железы

31. Какие органы предохраняют птиц от перегрева

а) легкие и сердце
б) воздушные мешки
в) трахеи и кишечник

г) желудок и легкие.

32. Бинокулярное зрение обеспечивает:

а)фокусировку лучей на сетчатке

б) фокусировку лучей перед сетчаткой

в) фокусировку лучей за сетчаткой

г) объёмное видение.

33.Гепарин содержится клеточные элементы крови:

а) эритроциты

б) лимфоциты

в) тромбоциты

г) базофилы.

34.Патологический лейкоцитоз проявляется

а) после еды

б) при физической нагрузке

в) при воспалительных реакциях

г) при стрессе.

35. В мозговом слое надпочечников синтезируются:

а) половые гормоны

б) глюкокортикоиды

в) минералокортикоиды

г) адреналин, норадреналин.

36. Внутренние биологические часы» человека находятся в::

а) гипоталамусе,

б) задней доле гипофиза,

в) передней доле гипофиза,

г) эпифизе.

37. И.И. Мечникову в 1908 г стал лауреатом Нобелевской премии за открытие

а) лейкоцитоза

б) гуморального иммунитета

в) фагоцитоза.

г) противоопухолевого иммунитета

38. Вирус нарушает функции клетки хозяина, так как он:

а) ограничивает в ней процессы редупликации

б) блокирует биосинтез её белков

в) разрушает её рибосомы

г) повреждает её мембранные органоиды

39. АТФ образуется в:

а) рибосомах

б) лизосомах

в) пластидах

г) эндоплазматической сети.

40. Позвоночные произошли от древних:

а) кольчатых червей
б) членистоногих
в) личиночно-хордовые

г) бесчерепных.

+

 

Задание 2. Задание включает 10 вопросов, с несколькими вариантами ответа (от 0-я до 5-ти). Индексы выбранных ответов внесите в матрицу.

1. К одноклеточным зеленым водорослям относятся:
I. Хлорелла

II. Вольвокс
III. Хламидомонада+
IV.Плеврококк +
V. Спирогира

а) 1, 2, 4
б) 1, 3, 4
в) 2, 3; 4

г) 2, 4; 5.

2. Для листостебельных мхов характерно:
1) дифференцировка клеток и наличие тканей
+
2) в жизненном цикле преобладает спорофит
3) гаплоидный листостебельный побег
+
4) спорофит паразитирует на гаметофите
+
5) споры образуются в процессе митоза
6) зависимость оплодотворения от воды

а) 1, 2,4, 5
б) 1, 2, 5, 6
в) 1, 3, 4, 6
г) 2, 3, 4, 6.

3. Спора гриба спорынья, попав на рыльце пестика цветков злаков, прорастает и… Укажите последовательность этого процесса:

I. разрушает завязь цветка.
II. Гифы выделяют сладкую медяную росу.
III. Роса привлекает насекомых и они разносят конидии.
IV гифы мицелия формируют конидии.

V. формирует мицелий в пестике.

а) I, II, III, IV, V

б) IV, II, III, I, V

в) V,I, IV, II, III

г) V,I, IV, III, II

4. Цветковые растения-паразиты:

I. Иван-да-Марья

II. Заразиха
III. Мухоловка
IV. Росянка
V. Повилика
а) 1, 3, 5
б) 1, 2, 5;
в) 2, 3; 4
г) 2, 4;
5

5. Иммунитет организма повышают:
I. Гормон роста
II. Адреналин
III. Гормоны тимуса
IV. Гормоны щитовидной железы
V. Гормоны эпифиза.

а) I, II, IV, V

б) I, III, V

в) I, III, IV,V

г) I, II, III, V.

6. К основным формам проявления у организмов раздражимости относятся:
I. Импульсы
II. Тропизмы
III. Таксисы
IV. Рефлексы.
V. Эмоции
а) I, III, IV
б)
I, IV, V
в)
II, III, V
г)
II, III, IV.

7. В Красную книгу Белгородской области внесены:
I. Плаун булавовидный

II. Адонис
III. Шафран сетчатый
IV. Рябчик русский
V. Омела белая.

а) I, II; III, IV;

б) II, III; IV;

в) I, IV;

г) I, II, III, IV; V.

8. Влиственном лесуобитают:
I. Клест.
II. Беркут.
III. Кедровка.
IV. Кукушка.
V. Филин.
а) I, II, III, IV;
б)
II, IV, V;
в)
II, III, IV;
г)
I, III, IV.

9. Какие организмы способны запасать углеводы в виде крахмала:
I. Водоросли.
II. цианеи
III. Грибы.
IV. Растения.
V. Животные.
а) I, II, IV;
б)
I, II,IV;
в)
II, III, V
г)
III, IV, V.

10. У нейросекреторных клеток активно функционирует:

I. Аппарат Гольджи.
II. Гранулярная ЭПС.
III. Хроматин.
IV. Митохондрии.
V. Гладкая ЭПС.

а) I, II; V;

б) II, III; V;

в) I, III, IV;

г) I, II, III, IV.

Задание 3. Задание на определение правильности суждений. Номера правильных суждений внесите в матрицу ответов. (15 суждений)

  1. Цветковые растения образуют макро- и микроспоры в процессе размножения.

  2. Зеленые бактерии, как и растения, содержат хлоропласты

  3. Сфагнум представляет собой обоеполый гаметофит.

  4. Корень впервые появился у зародыша голосеменных.

  5. В антеридиях и архегониях половые клетки образуются путем мейоза.

  6. Половой процесс у инфузорий – это механизм формирования комбинативной изменчивости.

  7. Зубная формула характеризует особенности питания животного.

  8. Причиной дисбактериоза является неправильное питание.

  9. Петров крест – одновременно растение-паразит и растение-хищник.

  10. Актин и миозин формируют микротрубочки цитоскелета клеток.

  11. Фотопериодизм – реакция любого организма на изменение продолжительности светового дня.

  12. Углекислый газ – ведущий фактор регуляции дыхания.

  13. Рефлекторный механизм сокращения мышц запускают молекулы АТФ.

  14. Бесполое размножение обеспечивает выживание при изменении условий среды.

  15. Состояние кормовой базы определяет процессы саморегуляции численности животных в популяции.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 7,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

  1. [2,5 балла] Установите соответствие между структурными компонентами клетки и их функциональным значением.

Структурный компонент клетки

Функциональное значение

1. Кариоплазма

2. Гиалоплазма

3. Лизосома

4. Хромосома

5. Хроматин

А. активное состояние наследственного аппарата

Б. внутренняя среда для реализации процессов транскрипции и репликации

В. внутренняя среда для реализации процессов трансляции

Г. носитель ферментов, способных расщеплять все группы органических веществ

Д. Неактивная структура наследственного аппарата

Структурный компонент клетки

1

2

3

4

5

Функциональное значение

    1. [2,5 балла]Установите соответствие между особенностями выделительной системы (1 – 5) и представителями систематических групп животных (А – Д).

Особенности системы выделения

Представитель

1. Метанефридии

2. Протонефридии

3. Тазовые почки

4. Нефридии

5. Поясничные почки

А. Квакша

Б. Ланцетник

В. Острица

Г. Дождевой червь

Д. Ящерица зеленая

Особенности кровообращения

1

2

3

4

5

Представитель

    1. [2,5 балла]Известно, что растения способны переносить и низкие температуры. Выберите встречающиеся у растений приспособления, позволяющие им выживать в условиях низких температур.

01. Листопад;

02. Интенсивное развитие вегетативной массы
03. Отмирание наземной части
04. Утолщение пробкового слоя
05. Снижение концентрации сахаров в цитоплазме
06. Повышение содержания углеводов в цитоплазме
07. Прекращение сокодвижения

Ответ:

01, 03, 04, 06, 07.

Ответы на задания муниципального этапа

Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

2015/16 уч. год. 9 класс

Задание 1. [40 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

б

в

в

в

г

б

в

в

б

б

11-20

а

в

а

в

б

а

в

в

в

б

21-30

в

г

б

в

в

в

в

б

б

а

31-40

б

г

г

в

г

в

в

б

в

г

Задание 2. [20 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

б

в

в

в

в

г

г

б

б

г

Задание 3. [15 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

прав. «ДА»

+

+

+

+

+

+

+

+

неправ «нет»

+

+

+

+

+

+

+

Задание 4.[7,5 баллов]

  1. [мах. 2,5 балла]

    Структурный компонент клетки

    1

    2

    3

    4

    5

    Функциональное значение

    Б

    В

    Г

    Д

    А

  2. [2,5 балла]

    Особенности системы выделения

    1

    2

    3

    4

    5

    Представитель

    Г

    В

    Д

    Б

    А

  3. [2,5 балла]

Ответ:

01, 03, 04, 06, 07 01, 03, 04, 06, 07.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*