Задания для муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 7 классе

Задания для муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников

по биологии

7 класс

Общее время выполнения работы – не более 3,0 академических часов (180 минут).

Начинать работу можно с любого задания, однако, мы рекомендуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у Вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые Вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у Вас останется время. На задание 4 постарайтесь дать максимально подробный ответ. Не огорчайтесь, если вы не сумеете выполнить все предложенные задания и ответить на все вопросы.

Часть I. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один – верный. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. (КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ – 20)

1. Расположите категории систематики в восходящем порядке

а – вид-семейство-род-класс

б – род- вид-класс-семейство

в – семейство-вид-род-класс

г – вид-род-семейство-класс

2. К зеленым водорослям относятся

а – фукус

б – ламинария

в – улотрикс

г – морской подорожник

3. Размножения луковицами характерно для:

а – топинамбур;

б – шафран;

в – чистяк;

г – стрелолист.

4. Верхушечная почка обеспечивает:

а – ветвление стебля

б – рост стебля в толщину

 

 

в – тормозит развитие боковых почек

г – способствует развитию боковых почек

5. Эндосперм отсутствует у:

а – кукурузы;

б – абрикоса;

в – тюльпана;

г – спаржи.

6. Корневые клубни имеет

а – картофель

б – горох

в – георгин

г – цикламен.

7. Черенкование применяется при размножении:

а – тюльпанов

б – земляники

в – винограда

г – кактусов.

8. Соцветие сложный зонтик имеет:

а – черемуха

б – пижма

в – рябина

г – мятлик.

9. К холодостойким растениям относится

а – огурцы

б – томаты

в – морковь

г – арбузы..

10. У ветроопыляемых растений пыльца:

а – крупная

б – клейкая

в – мелкая

г – тяжелая.

11. Оплодотворение без участия воды характерно для:

а – мхов

б – хвощей

в – голосеменных

г – плаунов.

12. Грибные кольца образуют грибы:

а — паразиты

б — хищные

в — сапрофиты

г — почвенные.

13. Усики гороха – это видоизменения:

а – стебля;

б – листьев;

в – прилистников;

г – соцветий.

14. Индикаторами чистоты воздуха являются:

а – грибы;

б – водоросли;

в – лишайники;

г – хвощи.

15. Семянки с летучим хохолком характерны для:

а – астры

б – осота

в – василька

г – цикория.

16. Мясистые и ягодообразные шишки имеются у:

а – тиса;

б – саговника;

в – пихты;

г – лиственницы.

17. Фитонциды в большом количестве выделяют:

а – плаун булавовидный;

б – ромашка полевая;

в – хвощ луговой;

г – можжевельник.

18. В бактериальной клетке присутствуют:

а – реснички;

б – митохондрии;

в – пластиды;

г – рибосомы.

19. Вайями являются листья:

а – мхов

б – плаунов

в – папоротников

г – хвощей.

20. В симбиозе с корнями растений существуют:

а – трутовик;

б – спорынья;

в – подберезовик;

г – головня.

 

Часть II. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них правильных может быть от нуля до пяти. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1. Двойное оплодотворение характерно для:

а – лиственницы

б – винограда

в – кипариса

г – гинго

д – элодеи

е – дуба

ж – можжевельника

з – ржи.

2. Основные признаки отдела водоросли:

а – листостебельный побег

б – тело представлено талломом;

в – корневая система мочковатая;

г – корней нет;

д – клетки недифференцированы;

е – в основном гетеротрофы

ж – листья простые и сложные

3.Что общегомежду мхами и папоротниками:

а – имеют корни

б – имеют стебли и листья

в – клетки недифференцированы

г – размножаются спорами

д – чередование бесполого и полового поколений

е – однолетние растения

4. Для автотрофных прокариот характерно:

а – наличие рибосом

б – наличие бактериохлорофилла

в – прямое деление

г – наличие мембранных органоидов

д – одна кольцевая молекула ДНК

е – отсутствие клеточной стенки

5. Какие из перечисленных растений имеют правильный цветок

а – горох;

б – тюльпан;

в – пшеница

г – паслен;

д – арахис;

е – вишня;

ж – сорго;

з – капуста.

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5.

  1. Листья папоротников имеют верхушечный рост.

  2. Среди водорослей нет гетеротрофов.

  3. Вегетативное размножение приводит к образованию клонов.

  4. Азотобактер обитает на корнях бобовых.

  5. Геотропизм – реакция проростков на земное притяжение.

Часть IV. Запишите ответ в матрицу [мах 4 балла]

Укажите основные систематические признаки, по которым классифицируют водоросли. Какие группы пигментов характерны для водорослей? Какую форму имеют хроматофоры водорослей? Каковы особенности хроматофора у хламидомонады? А у спирогиры?

 

Ответы на задания муниципального этапа

Всероссийской олимпиады школьников по биологии.
2015/16 уч. год. 7 класс

Задание 1. [20 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

г

в

б

в

б

в

в

в

в

в

11-20

в

в

б

в

б

а

г

г

в

в

Задание 2. [10 баллов]

1

2

3

4

5

1-10

 

б д е з б г д е б г д а б в д б г е з

Задание 3. [5 баллов]

1

2

3

4

5

прав. «ДА»

+

+

+

неправ «нет»

 

+

 

+

 

Задание 4.[4 балла]

  1. [4 балла]
Ответ. Цвет пигментов хроматофора и его форма – это основные систематические критерии. Для водорослей характерны зеленые (хлорофилл), оранжевые пигменты (каратиноиды), красные (фикоэритрин), синие (фикоцианин), желтые (ксантофилл), и бурые (фукоксантин) пигменты. Форма хроматофоров различна: пластинчатые, спиральные, листовидные, чашевидные, сетчатые, зернистые и др. У хламидомонады хроматофор имеет чашеобразную форму. У спирогиры хроматофор имеет вид спирально изогнутой ленты, расположенной в слое цитоплазмы, прилегающем к плазматической мембране.

 

 

 

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*