Задания по литературе. 8 класс

ОКРУЖНОЙ ЭТАП XV ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

2009-2010 УЧЕБНОГО ГОДА

ЛИТЕРАТУРА

8 класс

Тур I. Комплексный анализ художественно текста-миниатюры.

Проанализируйте текст: определите основные темы, жанр, особенности развития сюжета, композиции, образа повествователя.

Ю.И.Коваль

«ЛЕС, ЛЕС! ВОЗЬМИ МОЮ ГЛОТЬ!»

Заболело у меня горло.

Стал я его лечить горячим молоком и медом, паром разварной картошки.

А ты в лес сходи, – сказала Пантелевна. – Стань на поляне да и крикни изо всех сил: «Лес, лес! Возьми мою глоть!» Может, и возьмет. Только сильней кричи-то и рот пошире открывай.

Обулся я, оделся потеплей, пришел в лес. Стал на поляну, разинул рот и крикнул изо всех сил:

Лес, лес! Возьми мою глоть!

Не шелохнулся лес, и я не понял – взял он или не взял.

Стал я снова кричать, и орал ужасно, и рот разевал, чтобы лес мог поглубже в меня проникнуть.

«Ну и глоть у тебя, брат», – думал, наверно, лес, глядя на мои старания.

Вернулся я домой, залез на печку греться, а сам все думал: «Взял он или нет?»

Давно это было. И теперь я живу в городе, и горло у меня не болит. И ничего у меня не болит. И вообще я здоров как бык.

Весело гуляю среди каменных домов, а про себя всегда думаю: «Лес, лес! Возьми мою глоть!»

Тур II. Сопоставительный анализ двух стихотворений

Сравните два стихотворения. Чего в них больше: сходств или различий?

А.А.Фет

Бабочка

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем –

Лишь два крыла.

 

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот – дышу.

 

Надолго ли, без цели, без усилья,

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу.

 

К.Д.Бальмонт

Бабочка

 

Помню я, бабочка билась в окно.

Крылышки тонко стучали.

Тонко стекло, и прозрачно оно.

Но отделяет от дали.

 

В мае то было. Мне было пять лет.

В нашей усадьбе старинной.

Узнице воздух вернул я и свет.

Выпустил в сад наш пустынный.

 

Если умру я, и спросят меня:

В чем твое доброе дело?

Молвлю я: мысль моя майского дня

Бабочке зла не хотела.

 

Тур III. История и теория литературы

1. Вспомните имена древнегреческих богов или героев (всего 4 имени) и подберите к каждому из них по 2-3 рифмы.

2. Подберите к каждому указанному ниже слову эпитет, метафору, сравнение, указывая, какой троп вы подобрали: снежинка, луч, Волга, небо.

Воспользуйтесь таблицей:

слово

эпитет

метафора

сравнение

снежинка

луч

Волга

небо

3. В чем секрет катрена Александра Туфанова?

Узорно лил он розу,

Пил, томим от лип,

Узор гулял угрозу,

Хил он, но с мечем соннолих.

4. Восстановите стихотворение.

К.Д.Бальмонт

Как я пишу стихи

Рождается внезапная строка,

 

За ней встает … другая,

 

третья ей издалека,

 

Четвертая … …

  И пятая, и после, и потом,

 

Откуда, … , я и сам не знаю,

 

Но я не размышляю над …

 

И, право, … не …

 

ОТВЕТЫ

Тур I. Комплексный анализ художественно текста-миниатюры

При оценке работы учитываются:

Глубина постижения текста (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, художественной идеи, образа повествователя) 15 баллов
знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его; 5 баллов
умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства; 5 баллов
язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность). 5 баллов

Максимальное количество баллов–30 баллов


Тур
II. Сопоставительный анализ двух стихотворений

Сравните два стихотворения. Чего в них больше: сходств или различий?

Оценивая качество сопоставительного анализа, предлагаем руководствоваться следующими критериями:

эмоциональные доминанты текста

2 балла

образная система стихотворения

2 балла

лирический герой стихотворения

2 балла

жанровые особенности

1 балл

ритмические особенности

2 балла

композиционные особенности

2 балла

контекст

2 балла

тропы

2 балла

поэтическая лексика

2 балла

поэтический синтаксис

2 балла

звукопись

2 балла

цветопись

2 балла

оригинальность, самостоятельность

4 балла

целостность и композиционная стройность письменного высказывания

3 балла

Максимальное количество баллов – 30

Тур III. История и теория литературы

1. Вспомните имена древнегреческих богов или героев (всего 4 имени) и подберите к каждому из них по 2-3 рифмы.

Оценивание: за каждго правильно названного древнегреческого героя и рифмы – 2 балла.

Максимальное количество баллов –8 баллов

 2. Подберите к каждому указанному ниже слову эпитет, метафору, сравнение, указывая, какой троп вы подобрали: снежинка, луч, Волга, небо.

 Воспользуйтесь таблицей:

слово

эпитет

метафора

сравнение

снежинка

луч

Волга

небо

Максимальное количество баллов –12 баллов

 3. В чем секрет катрена Александра Туфанова?

Узорно лил он розу,

Пил, томим от лип,

Узор гулял угрозу,

Хил он, но с мечем соннолих.

Ответ: это палиндром – «перевертыш», слово или текст, читающийся одинаково (или почти одинаково) в обоих направлениях.

Максимальное количество баллов – 2 балла

4. Восстановите стихотворение.

К.Д.Бальмонт

Как я пишу стихи

Рождается внезапная строка,

 

За ней встает … другая,

 

третья ей издалека,

 

Четвертая … …

  И пятая, и после, и потом,

 

Откуда, … , я и сам не знаю,

 

Но я не размышляю над …

 

И, право, … не …

 

 

Как я пишу стихи

Рождается внезапная строка,

За ней встаёт немедленно другая,

Мелькает третья ей издалека,

Четвёртая смеётся, набегая.

 

И пятая, и после, и потом,

Откуда, сколько, я и сам не знаю,

Но я не размышляю над стихом

И, право, никогда – не сочиняю.

Каждое правильно угаданное слово оценивается в 1 балл.

Максимальное количество баллов – 8 баллов.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА ВСЕ ЗАДАНИЯ – 90 БАЛЛОВ

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*