Задания школьной олимпиады по биологии для учащихся 10 классов. 2016 год

Время выполнения заданий составляет 50 минут.

ЗАДАНИЕ № 1. Выберите правильный ответ (за каждый правильный ответ по 1 баллу)

1. Назовите учёного, который первым увидел ячеистое строение растений и предложил называть ячеистые структуры «клетками»:                                                                               

А -  Р.Гук;   Б – Р.Вирхов;    В – А. Левенгук;   Г – К.Бэр;      Д – Т.Шванн.


2. Из приведенных формулировок укажите положение клеточной теории:

А —   оплодотворение — это процесс слияния мужской и женской гамет;

Б -   онтогенез повторяет историю развития своего вида;

В -   дочерние клетки образуются в результате деления материнской;

Г —   половые клетки образуются в процессе мейоза.

 

3. Повышение жизнеспособности потомства происходит в результате размножения:

А – спорами;   Б – почкованием;    В – корневищем;    Г – семенами.
4. Какова роль бактерий и грибов в круговороте веществ?

А — производители органических веществ;     Б — потребители органических веществ;

В — разрушители органических веществ;     Г — разрушители неорганических веществ.
5. Часть клетки, с помощью которой устанавливаются связи между органоидами:  А – рибосомы;   Б – ядро;   В – цитоплазма;   Г – мембрана.

 

6. У млекопитающих газообмен происходит в:

А – трахеях;    Б – бронхах;    В – бронхиолах;   Г – альвеолах.
7. Изгибы позвоночника человека связаны с:

А – прямохождением;   Б — трудовой деятельностью;

В — формированием грудной клетки;   Г — развитием большого пальца кисти.

 

8. Организм человека снабжается витаминами, как правило, в процессе:

А — энергетического обмена;   Б — поступления растительной и животной пищи;

В — окисления органических веществ в клетках тела;

Г — превращения нерастворимых органических веществ в растворимые.

 

9. Функция гормонов:

А — образование ферментов;  Б — обеспечение организма энергией;

В — участие в образовании безусловных рефлексов;

Г — регуляция процессов обмена веществ, роста и развития организма.

 

10. Окончательный анализ высоты, силы и характера звука происходит в:

А — барабанной перепонке;  Б — слуховом нерве;

В — слуховой зоне коры;    Г — внутреннем ухе.
11. При малокровии уменьшается количество:

А – гемоглобина;  Б – лейкоцитов;  В – лимфоцитов;  Г – антител.
12. Видом называется группа особей:

А — обитающих на общей территории;   Б —  появившаяся в результате эволюции;

В —  скрещивающихся и дающих плодовитое потомство;   Г —  созданных человеком на основе отбора.

 

13. Признаки, формирующиеся у особей в процессе естественного отбора, полезны:

А – человеку;  Б —  виду;  В – биоценозу;  Г — окружающей среде.

 

14. Что служит материалом для естественного отбора, предпосылкой эволюционных

изменений органического мира?

А – приспособленность;  Б – мутации;  В – модификации;    Г – наследственность.
15. Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуется:

А — образованием большого количества пыльцы;   Б — наличием легкой неклейкой пыльцы;

В — цветением до распускания листьев;    Г — наличием в цветках нектара, яркого венчика.

 

Задание№ 2. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них правильных может быть от нуля до пяти. Отметьте верные ответы, подчеркнув их. ( за каждый правильный ответ по 2 балла)

1. Бактерии в отличие от растений:             

А — доядерные организмы; 

Б — содержат рибосомы;  

В — только одноклеточные организмы;

Г — размножаются митозом;

Д — хемосинтетики и гетеротрофы; 

Е — имеют клеточное строение.

 

2. Человек в отличие от позвоночных животных:                                         

А — имеет пять отделов головного мозга; 

Б — образует различные природные популяции;

В — обладает второй сигнальной системой; 

Г — может создавать искусственную среду обитания;  

Д — имеет первую сигнальную систему; 

Е — может создавать и использовать орудия труда.

 

3.       Какие признаки характерны для папоротниковидных?       

А -  в большинстве — травянистые растения;  

Б -  преобладают деревья и кустарники;    

В -  размножаются спорами; 

Г — размножаются семенами; 

Д — оплодотворение не связано водной средой.

 

4. Что характерно для поперечно-полосатой мышечной ткани?    

А — клетки достигают размера 10—12 см; 

Б — имеет поперечную исчерченность;  

В -  клетки имеют веретеновидную форму;

Г — клетки многоядерные;             

Д — иннервируются вегетативной нервной системой;

 Е – быстро сокращается и утомляется, тратит много энергии;    Ж – медленно сокращается и мало утомляется,    тратит мало энергии.

 

5. Какие функции выполняют рибосомы в клетке?                                                                

 А — обеспечивают накопление веществ в клетке;

 Б — формируют мембраны;

 В – образуют в комплексе с и-РНК полисомы;  

Г -  участвуют в образовании лизосом;          

 Д  — обеспечивают перемещение органических веществ в  клетке;                 

 Е – участвуют в синтезе белков;  

Ж –  связаны с  мембранами эндоплазматической сети.
Задание №3 Дайте развернутый ответ на поставленный вопрос( 3 балла за полный ответ)

1. В чем проявляются особенности биосферы как живой оболочки Земли?

2.  В чем сходство и различие плодов растений семейств Мотыльковые (Бобовые) и

Крестоцветные (Капустные).         

Задание№ 4.(5 баллов за развернутый ответ)
1. Какие особенности строения характерны для представителей типа хордовых?                           

2. Какие приспособления к сезонным изменениям среды имеют млекопитающие?

Общее количество баллов — 41

 

Ответы школьной олимпиады по биологии для учащихся 10 класса

Задание 1

 

Правильные ответы: 1 – А;   2 – В;   3 – Г;   4 – В;   5 – В;   6 – Г;   7 – А;   8 – Б;   9 – Г;  10 – В;   11 – А;  12 – В;  13 – Б;  14 – Б;  15 – Г;  
Задание 2

 

Правильные ответы: 1 – А, В, Д;    2 – В, Г, Е;   3 – А, В;   4 – А; Б; Е; Г;   5 –В, Е, Ж,

 

Задание 3.

 

1. Ответ: А -  в биосфере протекают биогеохимические процессы, проявляется геологическая деятельность всех организмов ( 1 балл );   

 

  Б -  в биосфере происходит непрерывный биогенный круговорот веществ, регулируемый деятельностью организмов ( 1балл );                                                    

 

   В -  биосфера преобразует энергию Солнца в энергию органических веществ ( 1 балл ).

 

2. Ответ: А -  различие: Мотыльковые (Бобовые) имеют плод боб, а Крестоцветные (Капустные) — стручок ( 1 балл );                                                                                            

 

  Б -  сходство: боб и стручок — сухие многосеменные вскрывающиеся плоды ( 1 балл );     

 

В - различие: семена внутри боба лежат на створках, а в стручке — на пленчатой перегородке (1 балл ).
Задание 4.

 

1. Ответ: А - Осевой скелет представлен хордой — упругим стержнем, расположенным вдоль спинной стороны тела животного. В течение всей жизни хорда сохраняется только у низших групп типа. У большинства высших хордовых она имеется только на эмбриональной стадии развития, а у взрослых замещается позвоночником и редуцируется до межпозвоночных дисков ( 1 балл ). 

 

Б -Центральная нервная система имеет вид трубки, полость которой заполнена спинномозговой жидкостью. У позвоночных животных передний конец этой трубки расширяется в виде пузырей и преобразуется в головной мозг, в туловищном и хвостовом отделах она представлена спинным мозгом ( 1 балл ). 

 

В - Передний отдел пищеварительной трубки — глотка — пронизана жаберными щелями, посредством которых она сообщается с наружной средой. У наземных животных щели имеются только в ранний период зародышевого развития, а у водных хордовых они сохраняются всю жизнь ( 1 балл ).

 

 Г - Кровеносная система замкнутая, сердце расположено на брюшной стороне, под хордой и пищеварительной трубкой ( 1 балл).                                                           

 

 Д - Двусторонне — симметричные вторичнополостные животные ( 1 балл ).
2.  Ответ: А - впадают в спячку ( 1 балл ); 

 

Б - мигрируют на другие территории ( 1 балл); 

 

В – запасают корма ( 1 балл );

 

Г -накапливают жир ( 1 балл);

 

Д - линяют и обрастают густым мехом (1 балл ).

 

Общее количество баллов — 41

 

ОТВЕТЫ  

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*