Задания по истории. 8 класс. 2018 год

Всероссийская олимпиада школьников по истории. Муниципальный этап. 8 класс.

Задание 1. Выберите и занесите в таблицу по 1 верному ответу в каждом задании (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 8):

1.1. В честь своей победы над печенегами Ярослав Мудрый возвел этот храм.
а) Церковь Покрова-на-Нерли б) Десятинная Церковь в) Церковь Софии Киевской г) Церковь Спас-на-Крови

1.2. Согласно легенде, в 1511 г. литовский пушкарь Федя Литвич выстрелом из пушки угодил в шатер предводителя осаждающих некий город татар и ногайцев, и те отступили. На месте где стоял шатер возвели церковь во имя Ильи Пророка. Назовите город, спасенный этим метким выстрелом.
а) Великий Новгород б) Суздаль в) Нижний Новгород г) Углич

1.3. Какое море на Руси называли Хвалынским?
а) Балтийское б) Каспийское в) Черное г) Средиземное

1.4. Фельдмаршал Румянцев-Задунайский отзывался о НЁМ так: «Вот человек, который всех хочет уверить, что он глуп, и никто ему не верит».
а) Г.А. Потемкин-Таврический б) Ф.Ф. Ушаков в) А.В. Суворов г) Г.А. Спиридов

        1.1          1.2           1.3             1.4

 

Задание 2. Выберите несколько верных ответов в каждом задании и занесите выбранные ответы в таблицу (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 6):

2.1. Укажите, какие положения относятся к событиям Медного бунта:
а) В Коломенское пришла большая толпа москвичей б) Убийство восставшими Б. Морозова в) Попытка вручить Алексею Михайловичу челобитную грамоту при его въезде в Москву с богомолья г) По делу о бунте установили 200 зачинщиков мятежа, всего наказанных было около 7 тысяч д) Царь Алексей щедро наградил стрельцов

2.2. Выберите из предложенного списка признаки, которые характерны для абсолютной монархии:
а) неограниченный характер власти монарха б) регулярная армия
в) разделение властей г) сильное влияние боярства д) централизация управления

2.3. Укажите, какие положения характерны для западников:

а)необходимость отмены крепостного права б)развитие России по общим законам мировой истории в)отрицание революции, как метода переустройства общества г)ограничение самодержавия, возвращение к Земским соборам д)самобытность истории России
2.12.22.3

Задание 3. По какому историческому критерию образованы ряды (2 балла за каждый ряд, всего за ответ 6 баллов).
1. Исидор, Сидорка, Матюшка, Псковский вор______________________________
2. 1676—1681 , 1735—1739, 1768—1774, 1787-1791______________________________________________________________
3. Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев Рюмин, Петр Каховский____________________________________

 

Задание 4. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика (по 3 балла за каждое соответствие, максимальный балл – 12).

1. Медный бунт начался с распространения обвинительных листов
в адрес …
А. Феоктист

 

2. Помог правительственным войскам занять Соловецкий
монастырь.
Б. П. Ляпунов

 

3. За подавление восстания Пугачева он был пожалован орденом
Св. Георгия 3-го класса, имением в Витебской губернии, золотой
шпагой, украшенной бриллиантами, а также звания полковника
В. И.Милославский

 

4. Первым покинул армию Болотникова, затем принял активное
участие в подавлении данного восстания, за что и получил чин
думного дворянина.
Г. Ю. Долгорукий

 

5.

 

Д. И. Михельсон

 

1234

 

Задание 5. Определите хронологический порядок событий. Занесите буквенные обозначения событий в хронологическом порядке в приведенную таблицу (1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл – 15).

5.1. а) Введение военных поселений б) Создание Государственного Совета в) Отмена крепостного права в Прибалтике г) Дарования конституции Царству Польскому д)Учреждение министерств

5.2. а) Зимний дворец в Санкт-Петербурге б) Успенский собор во Владимире в)
Церковь Вознесения в Коломенском г) Софийский собор в Киеве д) храм Василия Блаженного в Москве

5.3. а) Полтавская битва б) Великое посольство в) Сражение у деревни Лесной г) Сражение у мыса Гангут д) Нарвское сражение

12345
5.1
5.2
5.3

Задание 6. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Вставляемые понятия (имена, даты, термины) занесите под соответствующими порядковыми номерами в таблицу (1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл – 14).

Вскоре после Мартынова дня на помощь путивльскому воеводе Истоме Пашкову пришел через Комарицкую волость на Калугу и затем дальше к Москве на Котлы очень опытный воин 1(фамилия). Всю местность, по которой он проходил, он снова привел к присяге собирающемуся прибыть Димитрию и тем изрядно укрепил свое войско.

Этот 1 по рождению был московит, в юности был захвачен в Диком поле татарами, с которыми московитам ежегодно приходится воевать, и продан в 2(страна), где он был прикован на галерах и несколько лет был принужден выполнять тяжелую и грубую работу, пока, наконец, его не освободили немецкие корабли, одолевшие турок на море, и не отвезли в Венецию, откуда он направился через Германию в 3(страна), чтобы разузнать там про удивительные перемены, которые произошли на его родине в его отсутствие.

Как только он услыхал там, что его государь, царь 4(имя), спасся от рук московских убийц, прибыл в 3 и сейчас, как говорят, находится у Сандомирского воеводы, он отправился к нему. После того как тот, кто выдавал себя за 4, тщательно проверил и расспросил его, кто он, откуда он приехал и каковы его дальнейшие намерения, и по его ответам прекрасно понял, что 1 — опытный воин, он спросил его, хочет ли он ему служить против своих преступных соотечественников, этих вероломных злодеев. Когда тот ответил, что в любое время готов отдать жизнь за своего наследного государя, мнимый 4 сказал ему: «Я не могу сейчас много дать тебе, вот тебе 30 дукатов, сабля и бурка. Довольствуйся на этот раз малым. Поезжай с этим письмом в Путивль к князю 5(фамилия). Он выдаст тебе из моей казны достаточно денег и поставит тебя воеводой и начальником над несколькими тысячами воинов. Ты вместо меня пойдешь с ними дальше и, если бог будет милостив к тебе, попытаешь счастья против моих клятвопреступных подданных. Скажи, что ты меня видел и со мной говорил здесь в 3, что я таков, каким ты меня сейчас видишь воочию, и что это письмо ты получил из моих собственных рук».

С письмом и с этими вестями Болотников немедля отправился в Путивль <..>

На основании этого письма и этих вестей 1 был назначен большим воеводой и послан с 12000 ратников через Комарицкую волость к Истоме Пашкову под 6, которую он вскоре осадил и даже добился бы сдачи города, если бы этому не помешало несогласие, начавшееся между обоими воеводами. Произошло это потому, что, придя под 6, 1, как старший военачальник, вместо 4, захотел занять для своего лагеря самое удобное место и потребовал, чтобы он почитался большим начальником, чем Пашков, поскольку этот был поставлен воеводой одним только князем 5, а его, 1, в 3 назначил и поставил в старшие военачальники сам мнимый царь. Поэтому Пашкову пришлось уйти с занятого им места и уступить его 1 и его ратным людям. <…>

В 18 милях от 6 есть городок по названию 8. <…> Так как, однако, этот город и острог не были укреплены 1 приказал вокруг города и острога вдоль тына или частокола, который уже стоял там, вырыть с обеих сторон, снаружи и изнутри, большие рвы, а землю с обеих сторон перекидать на частокол, чтобы можно было использовать его как 10(термин) . Но враг безостановочно шел сюда из 6 и осадил 1 20 декабря 11(год) в этом городе 9. Эта осада длилась до 26 мая 12(год) г.

Узнав от полевых казаков, что благочестивый, немудрый государь 13 , женой которого была 14( кем приходилась) Бориса Федоровича Годунова, оставил сына Петра Федоровича (на жизнь которого, когда он был еще ребенком, Борис Годунов тоже посягал), и что этот князь, Петр Федорович, жил в Диком поле и уже собрался было идти к своему родичу просить, чтобы он дал ему возможность жить по-княжески.

Задание 7. Прочитайте отрывок из сочинения и выполните задания. (4 балла за каждый ответ, максимальный балл – 12).

Из сочинения историка В.О. Ключевского.
«С [этого времени] становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днепру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда-то. …В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья –Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. …Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в  глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. …Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. …Она – источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси …; из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».

7. 1. Укажите, как назывался период в истории России, о котором идет речь в документе. Каковы его хронологические рамки?

7.2. О каких явлениях, характерных для данного периода свидетельствует документ?

7.3. Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений? Укажите, какую роль сыграла верхневолжская Русь в дальнейшей российской истории.

Задание 8. Внимательно рассмотрите карту и выполните задания, внеся ответы в таблицу (1 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 9).

1. Какой период отечественной истории характеризует данная карта.
2. Какой русский город был первым захвачен в ходе данных событий (цифра 1)
3. Какой географический объект расположен под цифрой 2.
4. Назовите имя князя, назовите имя князя, принимавшего участие в битве при объекте под цифрой 2.
5. Назовите город под цифрой 3.
6. Этот город под цифрой 4 получил название у завоевателей «злой город»
7. Назовите город под цифрой 5 – столицу завоевателей.
8. Какой религиозно-политический орден находился на территориях под цифрой 6?
9. Назовите имя деда того хана-завоевателя, который участвовал в событиях,
обозначенных на карте.

147
258
369

Задание 9. Даны иллюстрации по теме: «Портрет начала XIX века». Ряд
изображений не подходит к теме. Отберите верные иллюстрации. Ответ внесите в таблицу, выписав порядковые номера нужных иллюстраций и назвав персоналии под данными номерами
(за каждый правильный ответ – 3 балла. Назовите «лишние персоналии» – дополнительно 3 балла. Максимальный балл – 18).

1.2
3.4.
5.6.
7.8.

 

№ иллюстрацииПерсоналия

 

Лишние персоналии: _____________________________________

Всероссийская олимпиада школьников по истории. Школьный этап . 8 класс. Ключи.

 

Задание 1. 2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 8

1.11.21.31.4
ввбв

 

Задание 2. 2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 6

2.12.22.3
агдабдабв

 

Задание 3. 2 балла за каждый ряд, максимальный балл – 6

  1. Прозвища Лжедмитрия III
  2. Русско-турецкие войны
  3. Казненные декабристы

 

Задание 4. 3 балла за каждое соответствие, максимальный балл – 12

1234
вадб

 

Задание 5. 1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл – 15

12345
5.1.дбгав
5.2.гбвда
5.3.бдваг

 

Задание 6. 1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл – 14

1Болотников
2Турция
3Польша
4Дмитрий ( Димитрий)
5Шаховский
6Москва
7Шуйский
8Серпухов
9Калуга
10бруствер
111606
121607
13Федор Иоаннович
14сестра

 

Задание 7. 4 балла за каждый ответ, максимальный балл – 12

  1. Название периода – политическая раздробленность (феодальная раздробленность, государственная раздробленность, Русь удельная); хронологические рамки: середина XII в. (или 30-е гг. XII в.) – первая половина XIV в.
  2. Отлив населения из Киевской Руси, запустение городов Киевской Руси; колонизация северо-западных и северо-восточных русских земель.
  3. Усиление и возвышение северо-восточной Руси; политический и общественный быт северо-восточной Руси во многом был обусловлен притоком населения из Киевской Руси; роль верхневолжской Руси состояла в том, что в дальнейшем она стала центром объединения всех русских земель.

Задание 8. Внимательно рассмотрите карту и выполните задания (1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл – 9).

  1. Карта характеризует период монголо-татарского нашествия (может быть назван и более широкий, но верный по хронологии период феодлаьной раздробленности)
  2. Рязань (Старая Рязань)
  3. Чудское озеро
  4. Александр Ярославич (Невский) – принимать любые сочетания
  5. Киев
  6. Козельск
  7. Сарай
  8. Тевтонский орден
  9. Чингисхан (Темучин)

 

Задание 9. За каждый правильный ответ – 3 балла. Назовите «лишние персоналии» – дополнительно 3 балла. Максимальный балл – 18

№ иллюстрацииПерсоналия
2Муравьев Н.М.
3Барклай-де-Толли М.Б.
4Сперанский М.М.
6Кочубей В.П.
7Карамзин Н.М.

 

Лишние персоналии: 1– М.В. Ломоносов, 5 – Петр III, 8 – Григорий Потемкин-Таврический


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *