Задания по ОБЖ. 9 класс. 2018 год

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА (9 класс)

Задание 1. Закаливание является одним из важных составляющих здорового образа жизни. Дайте определение понятию «закаливание» и назовите основные принципы.

Задание 2. При отдыхе на пляже необходимо знать, о чем информируют флаги различного цвета, размещенные в зоне пляжа. К приведенным рисункам флагов напишите их обозначения в соответствии с международной системой предупреждающих символов на пляже.

 
 
 
 
 
 

 

Задание 3. Приведите классификация знаков дорожного движения.

Задание 4. Назовите необходимые знания, умения и навыки, повышающие безопасность человека при автономном существовании в природных условиях.

Задание 5. На рисунке показан углекислотный огнетушитель. Опишите основной принцип действия и меры безопасности при его использовании.

Задание 6. Напишите основные стадии развития чрезвычайных ситуаций.

Тестовые олимпиадные задания теоретического тура (тестирование)

Тестовые заданияМаксим. баллОтвет
1В связи с урбанизацией на здоровый образ жизни человека оказывают влияние отрицательные факторы.
Назовите основные из них.
а.
монотонный ритм работы;
б. низкий уровень денежных доходов;
в. радиация;
г. воздействие психологической нагрузки по причине роста темпа жизни.
2
2Здорового образа жизни – это:
а.
способность человека изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов;
б. устойчивый стереотип поведения человека, направленный на сохранение и укрепление здоровья,
продление жизни;
в. это система устойчивых взглядов, потребностей человека, выражающихся в его повседневном поведении, сложившаяся в процессе жизни и достижения поставленных целей на различные проблемы;
г. сложившийся устойчивый стереотип поведения, порядок жизни, регламент труда, быта, общественной жизни, в рамках которых проходит жизнедеятельность людей.
2
3Фактор, воздействие которых в определенных условиях приводит к болезнию, ухудшению здоровья,
снижению работоспособности – это:
а.
Вредный фактор;
б. Опасный фактор;
в. Фактор риска;
г. Фактор воздействия.
2
4Иммунитет – это:
а.
сопротивляемость организма к воздействию различных факторов — инфекций, ядов, загрязнений,паразитов;
б. восприимчивость организма к инфекциям и способность удалять из организма любую чужеродную субстанцию (бактерии, вирусы, нетипичные клетки и т.д.);
в. невосприимчивость организма к инфекциям и способность удалять из организма любую чужеродную субстанцию (бактерии, вирусы);г. устойчивость организма к действию различных болезнетворных бактерий.
1
5Какой из знаков разрешает пешеходный переход проезжей части именно в том месте, где он установлен?
1 2 3 4

а. 1;
б. 2;
в. 3;
г. 4.
5
6В каком месте разрешается пешеходам пересекать проезжую часть при отсутствии пешеходного перехода?
а.
На участках, где она хорошо просматривается в обе стороны (при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка), под прямым углом к краю проезжей части.
б. На перекрестках по линии тротуаров или обочин.
в. Во всех перечисленных местах.
г. В любом месте.
2
7Для чего предназначается пламенный костёр?
а.
такого не существует;
б. для приготовления пищи;
в. для просушки вещей;
г. для освещения поляны лагеря;
д. для подачи сигналов.
2
8При обнаружении запаха газа в квартире необходимо:
а.
оповестить о случившемся соседей; осторожно пройти на кухню; включить свет и убедиться в
утечке газа; вызвать аварийную службу;
б. немедленно прекратить пользование газовыми приборами; перекрыть краны к приборам и на
приборах; открыть окна или форточки для проветривания помещения; вызвать аварийную службу;
в. проверить с использованием источника воспламенения (зажигалки, спички) откуда происходит утечка газа; перекрыть краны к приборам и на приборах; вызвать аварийную службу.
2
9При движении по зараженной радиоактивными веще
ствами местности необходимо:
а.
периодически снимать средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи и отряхивать их от пыли, двигаться по высокой траве и кустарнику, принимать пищу и пить только при ясной безветренной погоде;
б. находиться в средствах индивидуальной защиты, избегать движения по высокой траве и кустарнику, без надобности не садиться и не прикасаться к
местным предметам, не принимать пищу, не пить,не курить, не поднимать пыль и не ставить вещи
на землю;
в. находиться в средствах индивидуальной защиты,
периодически снимать их и отряхивать от пыли, двигаться по высокой траве и кустарнику, не принимать пищу, не пить, не курить, не поднимать пыль и не ставить вещи на землю.
2
10Система обеспечения пожарной безопасности – это:
а.
совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами;
б. специальные подразделения созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров на объектах экономики и в населенных пунктах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
в. организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок осуществления деятельности которой определяются положением о государственном пожарном надзоре, утверждаемым в установленном порядке.
2
11Определите, какие из указанных подсистем не входят в структуру единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
а.
территориальная;
б. федеральная;
в. межгосударственная;
г. функциональная.
2
12Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС используются эшелонировано, при этом основными задачами второго эшелона являются:
а.
проведение аварийно-спасательных и других не
отложных работ, радиационной и химической разведки, жизнеобеспечение пострадавшего населения;
б. тушение пожаров, локализация ЧС, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи;
в. радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных
работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия.
2
13К силам гражданской обороны относятся:

а. воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны;
б. формирования Всероссийской службы медицины катастроф;
в. аварийно-спасательные формирования и спаса
тельные службы;
г. военизированные горноспасательные и газоспасательные части угольной, горнорудной и химической промышленности.

 

2
14Определите вместимость убежища, если известно, что
общий объем воздуха составляет 750 м3:
а.
вместимость на 500 человек;
б. вместимость на 750 человек;
в. вместимость на 250 человек;
г. вместимость на 100 человек.
2
15Поражающее действие волны прорыва при гидродинамических авариях проявляется:
а.
Поражающим и травмирующим действием различных предметов, вовлекаемых в движение;
б. В понижении концентрации кислорода в воздухе;
в. В непосредственном динамическом воздействии
на тело человека;
г. В повышении температуры окружающей среды.
2
16По каким свойствам классифицируются противора
диационные укрытия?
а.
По защитным свойствам
б. По времени и способу возведения;
в. По вместимости;
г. По конструкции;
д. По дизайну.
3
17Что необходимо сделать потерпевшему бедствие при
аварии транспортного средства в первую очередь?
а.
Не следует что-либо предпринимать до приезда
спасателей;
б. Перебраться в безопасное место. А также оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;
в. Покидая транспортное средство, взять с собой имущество, которое может пригодиться для автономного существования;
г. Сориентироваться на местности и уточнить своё местонахождение, а при неблагоприятных климатических условиях соорудить временное укрытие.
3
18Под пожаром понимают:
а.
контролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей;
б. неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей;
в. неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей, но не представляющий опасности для жизни людей;
г. процесс горения, возникающий в условиях самовоспламенения.
1
19Какими огнетушителями оборудуются автомобили,
школы, гаражи, склады, офисы, промышленные объекты, поликлиники, частные дома, квартиры и т.д.:
а.
предназначенные для ликвидации очагов пожаров
всех классов (твердых, жидких и газообразных веществ, электроустановок, находящихся под на пряжением до 1000 В);
б. предназначенные для тушения загораний различных веществ, горение которых не может происходить без доступа воздуха, электроустановок под
напряжением не более 10000 В;
в. предназначенные для тушения веществ, кроме материалов, горящих без доступа воздуха, электроустановок, находящихся под напряжением.
2
20К мероприятиям противорадиационной и противохи
мической защиты относятся:
а.
комплекс мероприятий ГО по определению тяжести последствий лучевых и химических поражений;
б. комплекс мероприятий РСЧС по уточнение режимов радиационной защиты при возникновении аварий на радиационно-опасных объектах;
в. комплекс мероприятий ГО, направленный на предотвращение или ослабление воздействий аварий
но-химических опасных и отравляющих веществ;
г. комплекс мероприятий по проверке работоспособности населения в зоне химического заражения
2
ИТОГО40

 

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ТУРА (9 класс)
ЗАДАНИЯ ПЕРВОЙ СЕКЦИИ «ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ»

Задание 1. При выполнении ремонтных работ рабочего ударило электрическим током. Он упал на землю без признаков жизни. Окажите первую медицинскую помощь.

Задание 2. Во время спортивной игры пострадавший растянул связки в голеностопном суставе. Окажите первую медицинскую помощь.

ЗАДАНИЯ ВТОРОЙ СЕКЦИИ «ВЫЖИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ»

Задание 1. Определение расстояния до наблюдаемого предмета с использованием угловых величин.

Задание 2. Срастить две веревки разного диаметра.

Задание 3. Сложение костра, для приготовления пищи не многочисленной группы туристов.

ЗАДАНИЯ ТРЕТЬЕЙ СЕКЦИИ «ДЕЙСТВИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»
(максимальная оценка – 30 баллов)

Задание 1. Передача сигналов бедствия с помощью жестов.

Задание 2.Сообщение «Внимание всем!» об аварии на атомной подстанции (без эвакуации).

Задание 3. Приведение гражданского противогаза ГП-5 (ГП-7) в положения «походное» и «наготове».

Задание 4. Приведение гражданского противогаза ГП-5 (ГП-7) в «боевое» положение.

Приложение 1

Значение сигналаСпособ выполненияЗначение сигнала
1Нужны продукты и водаСидящая на корточках фигура человека
2Покажите наиболее лёгкий и безопасный путь движенияСидящая на корточках фигура человека с вытянутыми вперёд руками на уровне плеч
3Идём в этом направленииСтоящая в полный рост фигура человека, руки
вытянуты вперёд на уровне плеч в направлении движения.
4Здесь можно совершить посадкуСтоящая в полный рост фигура человека, обе руки подняты вверх, разведены несколько в стороны.
5Здесь садиться нельзя, опасно.Стоящая в полный рост фигура человека, одна рука поднята вверх и несколько отведена в сторону, другая рука отпущена вниз вдоль и также отведена несколько в сторону, как бы образуя букву N – «нет»
6Нужны медикаментыСтоящая в полный рост фигура человека, одна из
рук на уровне плеч вытянута вперёд
7Нужна радиостанция, питание к нейСтоящая в полный рост фигура человека, руки
опущены вниз и сложены крестообразно впереди туловища.

 

КЛЮЧИ К ОЛИМПИАДНЫМ ЗАДАНИЯМ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА (9 класс)

Задание 1. Закаливание является одним из важных составляющих здорового образа жизни. Дайте определение понятию «закаливание» и назовите основные принципы.
Вариант ответа
Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.
К основным принципам закаливания относят: регулярность, постепенность, интенсивность, многофакторность, комплексность.
Регулярность. При ежедневных занятиях, которые проходят в одно и то же время
суток, эффективность процедур возрастает.
Постепенность. Постепенное увеличение нагрузки и поэтапный переход к более сильным формам закаливания позволяют медленнее, но зато увереннее достигать результата.
Интенсивность. Сила воздействия должна быть выше привычных температурных норм постоянной среды обитания. Закаливающий эффект будет выше там, где применяли
более холодную воду меньшее время в сравнении с тем, когда использовали воду потеплее, но долгое время.
Многофакторность природного воздействия, т. е. использование солнца, воздуха, земли, снега.
Комплексность. Процедуры закаливания должны восприниматься шире, нежели просто обливание водой. Это и прогулки, и бег, и сон на свежем воздухе, и баня.

Задание 2. При отдыхе на пляже необходимо знать, о чем информируют флаги различного цвета, размещенные в зоне пляжа. К приведенным рисункам флагов напишите их обозначения в соответствии с международной системой предупреждающих символов на пляже.

 
 
 
 
 
 

 

Вариант ответа

 Море спокойно. Безопасные условия для купания.
 Соблюдайте осторожность. Желательно купаться не в одиночку.
 Опасность. Купаться запрещено.
 Повышенная опасность. Заходить в воду запрещено.
 Внимание! Вода загрязнена.
 Территория для серфинга

 

Задание 3. Приведите классификация знаков дорожного движения.
Вариант ответа
Дорожные знаки делятся на следующие категории:
1. Предупреждающие знаки
. Предупреждают участников дорожного движения об опасностях.
2. Знаки преимущественного права проезда
. Регулируют порядок проезда перекрёстков и узких мест на дорогах.
3. Запрещающие и ограничивающие знаки
. Запрещают определённые действия (например, разворот); запрещают движение определённых транспортных средств (например, запрет движения для тракторов)
4. Предписывающие знаки
(знаки особых предписаний). Предписывают участникам дорожного движения определѐнные действия, например направление поворотов.
5. Информационные знаки, знаки, обозначающие объекты и знаки сервиса. Информируют участников дорожного движения о характере дороги, расположении полос движения и т. д. К этим знакам относятся также указатели направлений и расстояний, знаки с указанием названий городов и рек. Информируют участников дорожного движения о разных услугах: автозаправочных станциях, гостиницах, кемпингах.
6. Указатели направлений и информационно-указательные знаки
7. Дополнительные таблички
. Являются дополнительными к знакам вышеперечисленных категорий, отдельно не используются. Уточняют действия основных знаков по времени (например, только по будним дням) или, распространяя их только на определённые категории транспортных средств, или предоставляют другую дополнительную информацию.

Задание 4. Назовите необходимые знания, умения и навыки, повышающие безопасность человека при автономном существовании в природных условиях.
Вариант ответа
При автономном существовании в природных условиях безопасность человека повышают:
знание способов ориентирования на местности и умение пользоваться ими для определения направления выхода к населенному пункту, реке или дороге; навыки в технике движения и преодолении рек, ручьев, болот, других препятствий; умение найти или соорудить временное жилище, отвечающее основным требованиям безопасности; знание основных способов добывания огня, умение развести костер и поддерживать его; знание, как поддержать свое существование, уменьшив физическую активность и организовав полноценный отдых, а также умение обеспечить себя водой и питанием; знание основных сигналов бедствия и умение подать их.

Задание 5. На рисунке показан углекислотный огнетушитель. Опишите основной принцип действия и меры безопасности при его использовании.

Вариант ответа
Работа углекислотного огнетушителя основана на вытеснении заряда двуокиси углерода под действием собственного избыточного давления, которое задается при наполнении огнетушителя. При открывании запорно–пускового устройства, заряд углекислоты по сифонной трубке поступает к раструбу. При этом происходит переход двуокиси углерода из сжиженного состояния в твердое (снегообразное), сопровождающийся резким понижением температуры до минус 70°С. При тушении нельзя браться голой рукой за раструб иначе можно получить обморожение. Углекислотным огнетушителем нельзя тушить
одежду на человеке

Задание 6. Напишите основные стадии развития чрезвычайных ситуаций.
Вариант ответа
ЧС любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы):
1. Cтадия накопления отклонений от нормального состояния или процесса (зарождения ЧС).
2. Стадия инициирование чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС.
3. Стадия развития чрезвычайной ситуации.
4. Стадия затухания ЧС (действие остаточных факторов и сложившихся чрезвычайных условий).

Матрица ответов на тестовые задания теоретического тура

Номер тестаВерный
ответ
Номер тестаВерный
ответ
Номер тестаВерный
ответ
1г8б15а,в
2б9б16a,б,в
3а10а17б,в,г
4в11б,в18б
5в12а19а
6в13а,в20в
7б,г14а  

 

КЛЮЧИ К ОЛИМПИАДНЫМ ЗАДАНИЯМ ПРАКТИЧЕСКОГО ТУРА(9 класс)
ЗАДАНИЯ ПЕРВОЙ СЕКЦИИ «ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ»
(максимальная оценка – 30 баллов)

ЗАДАНИЕ 1. При выполнении ремонтных работ рабочего ударило электрическим током. Он упал на землю без признаков жизни. Окажите первую медицинскую помощь.
Условие
: выполняется на манекене или статисте.
Алгоритм выполнения задания:
1. Обеспечь свою безопасность. Надень сухие перчатки (резиновые, шерстяные, кожаные и т.п.), резиновые сапоги. По возможности отключи источник тока. При подходе к пострадавшему по земле иди мелкими, не более 10 см, шагами.
2. Расположить пострадавшего в горизонтальное положение на спину. Освободить грудную клетку и расстегнуть штаны.
3. Приступить к сердечно-легочной реанимации, чередуя искусственное дыхание (2 вдоха) и непрямой массаж сердца (15 нажатий).
4. При восстановлении самостоятельного дыхания и сердцебиения придай пострадавшему устойчивое боковое положение.
5. Вызвать скорую помощь.

ЗАДАНИЕ 2. Во время спортивной игры пострадавший растянул связки в голеностопном суставе. Окажите первую медицинскую помощь.
Условие
: выполняется на манекене или статисте.
Алгоритм выполнения задания:
1. Приложить грелку со льдом на поврежденный сустав.
2. Зафиксировать голеностопный сустав эластичным бинтом. При этом его сгибают под углом 90°. Повязку накладывают следующим образом: делают тур вокруг нижней части голени, затем косой виток от внутренней лодыжки к подушечке мизинца стопы, виток вокруг стопы на уровне подушечек пальцев, затемкосой виток от подушечки большого пальца к наружной лодыжке, опять проводят бинт вокруг голени и снова повторяют витки вокруг стопы сверху предыдущих.
3. Сверху бинта приложить грелку со льдом.
4. Предложить анальгин (имитировать).
5. Предложить обратиться к хирургу через 2-3 дня, если боли не уменьшатся.

ЗАДАНИЯ ВТОРОЙ СЕКЦИИ «ВЫЖИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ»
(максимальная оценка – 20 баллов)

Задание 1. Определение расстояния до наблюдаемого предмета с использованием угловых величин.
Оборудование:
линейка с миллиметровыми делениями
Условие: определить расстояние до заданного объекта с использованием угловых величин. Объект определяется жюри (здание, столб электропередач и т.п.) и сообщается одна из его линейных величин (например, высота) в метрах.
Порядок выполнения:
Дальность до предмета определяется по след. формуле:
Д = (Bx1000) / Y,
где Д — дальность до цели;
B — ширина или высота объекта в метрах;
Y — угловая величина в тысячных.
Для того, чтобы определить угловую величину, необходимо знать, что отрезок в 1 мм, удаленному на 50 см от глаза соответствует углу в 2 тысячные.

На основании этого существует метод определения расстояний при помощи линейки:
1. Линейку с миллиметровыми делениями вытянуть на расстояние 50 см.
2. Засечь, во сколько делений на линейке укладывается ширина или высота объекта.
3. Полученное кол-во миллиметров умножить на 2, и подставить в выше приведенную формулу.
Пример: Высота телеграфного столба равна 6 м при измерения на линейке займет 8 мм (16 тысячных), следовательно расстояние до столба будет (6×1000)/16 = 375 м.

Задание 2. Срастить две веревки разного диаметра.
Материалы:
две веревки разного диаметра.
Условие: связать две веревки разного диаметра любым подходящим узлом.
Порядок выполнения: Веревки разного диаметра могут быть связаны «академическим» или «брамшкотовый» узлами.
«Брамшкотовый» узел. Необходимо сделать петлю из толстой веревки, затем тонкой веревкой обкрутить петлю от себя вниз. Петлю тонкого конца большим пальцем ле
вой руки оттянуть вниз, и накручиваемый конец дважды обвивает сдвоенную петлю толстой веревки.
«Академическим» узел. Толстой веревкой делается петля, а тонкая веревка проводится через петлю и делается несколько оборотов у основания петли, далее тонкая веревка
проводится через петлю снизу Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.

Задание 3. Сложение костра, для приготовления пищи не многочисленной группы туристов.
Оборудование: дрова, х/б перчатки.
Условие: сложить дрова для костра, предназначенного для приготовления пищи не многочисленной группы туристов.
Порядок выполнения: Наиболее подходящий вид костра «Колодец». Дрова выкладываются рядами крест — накрест в виде колодца.

ЗАДАНИЯ ТРЕТЬЕЙ СЕКЦИИ «ДЕЙСТВИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»
(максимальная оценка – 30 баллов)

ЗАДАНИЕ 1. Передача сигналов бедствия с помощью жестов.
Условие: показать жестом выбранный сигнал бедствия за контрольное время — 15 секунд.
Алгоритм выполнения задания:
1. Участник выбирает карточку из числа перевернутых (приложение 1) на столе со значением сигнала бедствия (в это время жюри включает секундомер);
2. Участник показывает жестом сигнал бедствия, при этом готовность жеста подтверждается словом «Готово» (в этот момент члены жюри выключают секундомер)

ЗАДАНИЕ 2. Сообщение «Внимание всем!» об аварии на атомной подстанции (без эвакуации).
Условие: участник в течение нескольких минут составляет текст экстренного сообщения и озвучивается с помощью микрофона.
Алгоритм выполнения задания:
1. Участнику дается информация о том, что на Балаковской АЭС произошла авария и предлагается составить экстренное сообщение (без эвакуации).
2. Участник на бумаге пишет текст сообщения в течение 2 минут. С помощью микрофона сообщает экстренное сообщение.
3. Текст сообщения, написанный на бумаге сдается жюри.
Типовой текст сообщения:
Внимание всем!

Говорит управление по городу «Балаково» Главного управления МЧС России.
Граждане!
Произошла авария на Балаковской атомной электростанции.
В связи с аварией на Н-Балаковской АЭС ожидается выпадение радиоактивных осадков! Населению, проживающему в населенных пунктах (перечисляются населенные пункты) необходимо находиться в помещениях. Произвести герметизацию жилых помещений и мест нахождения домашних животных. Принять йодистый препарат. Будьте внимательны к дальнейшим сообщениям.

Задание 3. Приведение гражданского противогаза ГП-5 (ГП-7) в положения «походное» и «наготове».
Условие
: участнику выдается противогаз в сумке (противогазная коробка отсоединена). По команде члена жюри привести противогаз сначала в «походное» положение, затем – «наготове».
Алгоритм выполнения задания:
1. Приведение противогаза в положение «походное»:
наденьте сумку с противогазом через правое плечо так, чтобы она находилась на левом боку, а застежка находилась от себя (в поле); подгоните при помощи пряжек плечевой ремень так, чтобы верхний край сумки был на уровне поясного ремня;расстегните сумку, выньте противогаз, проверьте надежность соединения противогазовой коробки с лицевой частью, состояние стекол и клапанов, грязные стекла протрите чистой ветошью (ватой), потерявшие прозрачность незапотевающие пленки замените; сложите лицевую часть, уложите противогаз в сумку и застегните ее; сдвиньте противогаз немного назад, чтобы при ходьбе он не мешал движению руки; при необходимости противогаз может быть закреплен на туловище с помощью тесьмы.
2. Приведение противогаза в положение «наготове»:
передвиньте сумку с противогазом вперед настолько, чтобы можно было вынуть противогаз из нее; расстегните сумку;подготовьте головной убор для быстрого снятия при надевании лицевой части на голову

Задание 4. Приведение гражданского противогаза ГП-5 (ГП-7) в «боевое» положение.
Условие
: По команде члена жюри «газы» привести противогаз в «боевое» положение.
Алгоритм выполнения задания:
1. задержите дыхание, закройте глаза;
2. снимите головной убор и зажмите его между коленями или положите рядом;

3. выньте противогаз из сумки, возьмите обеими руками за утолщенные края у подбородочной части шлем-маски так чтобы большие пальцы были снаружи, а остальные внутри нее;
4. приложите нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением рук вверх и назад натяните ее на голову так, чтобы не было складок, а очки пришлись против глаз;
5. устраните перекос и складки, если они образовались при надевании лицевой части, сделайте полный выдох, откройте глаза и возобновите дыхание;
6. наденьте головной убор, застегните сумку и закрепите ее на туловище, если это не было сделано ранее.

Приложение 1

Способ выполненияЗначение сигнала
1Нужны продукты и водаСидящая на корточках фигура человека
2Покажите наиболее лёгкий и безопасный путь движенияСидящая на корточках фигура человека свытянутыми вперёд руками на уровне плеч
3Идём в этом направленииСтоящая в полный рост фигура человека, руки
вытянуты вперёд на уровне плеч в направлении
движения.
4Здесь можно совершить посадкуСтоящая в полный рост фигура человека, обе руки подняты вверх, разведены несколько в стороны.
5Здесь садиться нельзя, опасно.Стоящая в полный рост фигура человека, одна
рука поднята вверх и несколько отведена в сторону, другая рука отпущена вниз вдоль и также отведена несколько в сторону, как бы образуя
букву N – «нет»
6Нужны медикаментыСтоящая в полный рост фигура человека, одна из
рук на уровне плеч вытянута вперёд
7Нужна радиостанция, питание к нейСтоящая в полный рост фигура человека, руки
опущены вниз и сложены крестообразно впереди
туловища.

 

МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА (9 класс)
Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий теоретической секции
(Максимальное количество баллов —
100 баллов)

Задание 1. Закаливание является одним из важных составляющих здорового образа жизни. Дайте определение понятию «закаливание» и назовите основные принципы.
Вариант ответа
Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. К основным принципам закаливания относят: регулярность, постепенность, интенсивность, многофакторность, комплексность.
Регулярность. При ежедневных занятиях, которые проходят в одно и то же время суток, эффективность процедур возрастает.
Постепенность. Постепенное увеличение нагрузки и поэтапный переход к более сильным формам закаливания позволяют медленнее, но зато увереннее достигать результата.
Интенсивность. Сила воздействия должна быть выше привычных температурных норм постоянной среды обитания. Закаливающий эффект будет выше там, где применяли
более холодную воду меньшее время в сравнении с тем, когда использовали воду потеплее, но долгое время.
Многофакторность природного воздействия, т. е. использование солнца, воздуха, земли, снега.
Комплексность. Процедуры закаливания должны восприниматься шире, нежели просто обливание водой. Это и прогулки, и бег, и сон на свежем воздухе, и баня.
ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
Максимальная оценка за правильно выполненное задание — 12 баллов, при этом за правильное определение начисляется 2 балла, за каждый правильный принцип начисляется по 2 балла.

Задание 2. При отдыхе на пляже необходимо знать, о чем информируют флаги различного цвета, размещенные в зоне пляжа. К приведенным рисункам флагов напишите их обозначения в соответствии с международной системой предупреждающих символов на пляже.

 
 
 
 
 
 

 

Вариант ответа

 Море спокойно. Безопасные условия для
купания.
 Соблюдайте осторожность. Желательно
купаться не в одиночку.
 Опасность. Купаться запрещено.
 Повышенная опасность. Заходить в воду
запрещено.
 Внимание! Вода загрязнена.
 Территория для серфинга

 

ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
Максимальная оценка за правильно выполненное задание — 12 баллов, при этом за каждый правильный ответ начисляется 2 балла.

Задание 3. Приведите классификация знаков дорожного движения.
Вариант ответа
Дорожные знаки делятся на следующие категории:
1. Предупреждающие знаки
. Предупреждают участников дорожного движения об опасностях.
2. Знаки преимущественного права проезда
. Регулируют порядок проезда перекрёстков и узких мест на дорогах.
3. Запрещающие и ограничивающие знаки
. Запрещают определённые действия (например, разворот); запрещают движение определѐнных транспортных средств (например, запрет движения для тракторов)
4. Предписывающие знаки
(знаки особых предписаний). Предписывают участникам дорожного движения определённые действия, например направление поворотов.
5. Информационные знаки, знаки, обозначающие объекты и знаки сервиса. Информируют участников дорожного движения о характере дороги, расположении полос движения и т. д. К этим знакам относятся также указатели направлений и расстояний, знаки с указанием названий городов и рек. Информируют участников дорожного движения о разных услугах: автозаправочных станциях, гостиницах, кемпингах.
6. Указатели направлений и информационно-указательные знаки
7. Дополнительные таблички
. Являются дополнительными к знакам вышеперечисленных категорий, отдельно не используются. Уточняют действия основных знаков по
времени (например, только по будним дням) или, распространяя их только на определённые категории транспортных средств, или предоставляют другую дополнительную информацию.

ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
Максимальная оценка за правильно выполненное задание — 10 баллов.

Задание 4. Назовите необходимые знания, умения и навыки, повышающие безопасность человека при автономном существовании в природных условиях.
Вариант ответа
При автономном существовании в природных условиях безопасность человека повышают:
знание способов ориентирования на местности и умение пользоваться ими для определения направления выхода к населенному пункту, реке или дороге; навыки в технике движения и преодолении рек, ручьев, болот, других препятствий; умение найти или соорудить временное жилище, отвечающее основным требованиям безопасности; знание основных способов добывания огня, умение развести костер и поддерживать его; знание, как поддержать свое существование, уменьшив физическую активность и организовав полноценный отдых, а также умение обеспечить себя водой и питанием;знание основных сигналов бедствия и умение подать их.
ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
Максимальная оценка за правильно выполненное задание — 10 баллов, при этом за каждые правильный ответ начисляется по 2 балла.

Задание 5. На рисунке показан углекислотный огнетушитель. Опишите основной принцип действия и меры безопасности при его использовании.

Вариант ответа
Работа углекислотного огнетушителя основана на вытеснении заряда двуокиси углерода под действием собственного избыточного давления, которое задается при наполнении огнетушителя. При открывании запорно–пускового устройства, заряд углекислоты по сифонной трубке поступает к раструбу. При этом происходит переход двуокиси углерода из сжиженного состояния в твердое (снегообразное), сопровождающийся резким понижением температуры до минус 70°С. При тушении нельзя браться голой рукой за раструб иначе можно получить обморожение. Углекислотным огнетушителем нельзя тушить одежду на человеке.
ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
Максимальная оценка за правильно выполненное задание 8 баллов.

Задание 6. Напишите основные стадии развития чрезвычайных ситуаций.
Вариант ответа
ЧС любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы):
1. Cтадия накопления отклонений от нормального состояния или процесса (зарождения ЧС).
2. Стадия инициирование чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС.
3. Стадия развития чрезвычайной ситуации.
4. Стадия затухания ЧС (действие остаточных факторов и сложившихся чрезвычайных условий).
ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
Максимальная оценка за правильно выполненное задание — 8 баллов, при этом за каждый правильный ответ начисляется 2 балла.

Методика оценивания выполнения тестовых олимпиадных заданий теоретического тура (тестирование)

Тестовые заданияМаксим. баллПорядок оценки тестовых заданий

 

 
1В связи с урбанизацией на здоровый образ жизни человека оказывают влияние отрицательные факторы. Назовите основные из них.
а.
монотонный ритм работы;
б. низкий уровень денежных доходов;
в. радиация;
г. воздействие психологической нагрузки по причине роста темпа жизни.
2За правильный ответ
начисляется – 2 балла 0 балла выставляется за неправильный ответ, а также, если участником отмечены не
сколько ответов (в том числе правильный), или все ответы
 
2Здорового образа жизни – это:
а.
способность человека изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов;
б. устойчивый стереотип поведения человека, направленный на сохранение и укрепление здоровья, продление жизни;
в. это система устойчивых взглядов, потребностей
человека, выражающихся в его повседневном по
ведении, сложившаяся в процессе жизни и достижения поставленных целей на различные проблемы;
г. сложившийся устойчивый стереотип поведения,
порядок жизни, регламент труда, быта, общественной жизни, в рамках которых проходит жизнедеятельность людей.
2За правильный ответ
начисляется – 2 балла 0 баллов выставляется за неправильный ответ.
 
3Фактор, воздействие которых в определенных условиях приводит к болезнию, ухудшению здоровья, снижению работоспособности – это:
а.
Вредный фактор;
б. Опасный фактор;
в. Фактор риска;
г. Фактор воздействия.
2За правильный ответ
начисляется – 2 балла 0 баллов выставляется
за неправильный ответ
 
4Иммунитет – это:
а.
сопротивляемость организма к воздействию раз
личных факторов — инфекций, ядов, загрязнений,
паразитов;
б. восприимчивость организма к инфекциям и способность удалять из организма любую чужеродную субстанцию (бактерии, вирусы, нетипичные клетки и т.д.);
в. невосприимчивость организма к инфекциям и способность удалять из организма любую чужеродную субстанцию (бактерии, вирусы);г. устойчивость организма к действию различных
болезнетворных бактерий.
1За правильный ответ начисляется – 1 балл 0 баллов выставляется
за неправильный ответ
 
5Какой из знаков разрешает пешеходный переход проезжей части именно в том месте, где он установлен?
1 2 3 4

а. 1;
б. 2;
в. 3;
г. 4.
5За правильный ответ
начисляется – 2 балла 0 баллов выставляется
за неправильный ответ
 
6В каком месте разрешается пешеходам пересекать
проезжую часть при отсутствии пешеходного перехода?
а.
На участках, где она хорошо просматривается в обе стороны (при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка), под прямым углом к краю проезжей части.
б. На перекрестках по линии тротуаров или обочин.
в. Во всех перечисленных местах.
г. В любом месте.
2За правильный ответ
начисляется – 2 балла 0 баллов выставляется
за неправильный ответ
 
7Для чего предназначается пламенный костёр?
а.
такого не существует;
б. для приготовления пищи;
в. для просушки вещей;
г. для освещения поляны лагеря;
д. для подачи сигналов.
2За каждый правильный ответ начисляется
– 1 балл 0 баллов выставляется
за неправильный ответ
 
8При обнаружении запаха газа в квартире необходимо:
а.
оповестить о случившемся соседей; осторожно пройти на кухню; включить свет и убедиться в утечке газа; вызвать аварийную службу;
б. немедленно прекратить пользование газовыми приборами; перекрыть краны к приборам и на приборах; открыть окна или форточки для проветривания помещения; вызвать аварийную службу;
в. проверить с использованием источника воспламенения (зажигалки, спички) откуда происходит
утечка газа; перекрыть краны к приборам и на
приборах; вызвать аварийную службу.
2За правильный ответ
начисляется – 2 балла 0 баллов выставляется
за неправильный ответ
 
9При движении по зараженной радиоактивными веще
ствами местности необходимо:
а.
периодически снимать средства индивидуальной
защиты органов дыхания и кожи и отряхивать их от пыли, двигаться по высокой траве и кустарнику, принимать пищу и пить только при ясной безветренной погоде;б. находиться в средствах индивидуальной защиты, избегать движения по высокой траве и кустарнику, без надобности не садиться и не прикасаться к
местным предметам, не принимать пищу, не пить, не курить, не поднимать пыль и не ставить вещи
на землю;
в. находиться в средствах индивидуальной защиты, периодически снимать их и отряхивать от пыли,
двигаться по высокой траве и кустарнику, не принимать пищу, не пить, не курить, не поднимать пыль и не ставить вещи на землю.
2За правильный ответ
начисляется – 2 балла 0 баллов выставляется
за неправильный ответ
 
10Система обеспечения пожарной безопасности – это:
а.
совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами;
б. специальные подразделения созданные в целях
организации профилактики и тушения пожаров на объектах экономики и в населенных пунктах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
в. организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок осуществления деятельности которой определяются положением о государственном пожарном надзоре, утверждаемым в уста
новленном порядке.
2За правильный ответ
начисляется – 2 балла 0 баллов выставляется
за неправильный ответ
 
11Определите, какие из указанных подсистем не входят в структуру единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
а.
территориальная;
б. федеральная;
в.межгосударственная;
г. функциональная.
2За каждый правильный ответ начисляется
– 1 балл 0 баллов выставляется
за неправильный ответ
 
12Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС используются эшелонировано, при этом основными задачами второго эшелона являются:
а.
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиационной и химической разведки, жизнеобеспечение пострадавшего населения;
б. тушение пожаров, локализация ЧС, организация
радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи;
в. радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия.
2За правильный ответ начисляется – 2 балла 0 баллов выставляется
за неправильный ответ
 
13К силам гражданской обороны относятся:

а. воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской
обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны;
б. формирования Всероссийской службы медицины катастроф;
в. аварийно-спасательные формирования и спаса
тельные службы;
г. военизированные горноспасательные и газоспасательные части угольной, горнорудной и химической промышленности.

 

2За каждый правильный ответ начисляется – 1 балла 0 баллов выставляется
за неправильный ответ
 
14Определите вместимость убежища, если известно, что
общий объем воздуха составляет 750 м3:
а.
вместимость на 500 человек;
б. вместимость на 750 человек;
в. вместимость на 250 человек;
г. вместимость на 100 человек.
2За правильный ответ начисляется – 2 балла 0 баллов выставляется
за неправильный ответ
15Поражающее действие волны прорыва при гидроди
намических авариях проявляется:
а.
Поражающим и травмирующим действием раз
личных предметов, вовлекаемых в движение;
б. В понижении концентрации кислорода в воздухе;
в. В непосредственном динамическом воздействии
на тело человека;
г. В повышении температуры окружающей среды.
2За каждый правильный ответ начисляется
– 1 балл 0 баллов выставляется
за неправильный ответ
16По каким свойствам классифицируются противорадиационные укрытия?
а.
По защитным свойствам
б. По времени и способу возведения;
в. По вместимости;
г. По конструкции;
д. По дизайну.
3За каждый правильный ответ начисляется
– 1 балл. 0 баллов выставляется
за неправильный ответ
17Что необходимо сделать потерпевшему бедствие при
аварии транспортного средства в первую очередь?
а.
Не следует что-либо предпринимать до приезда спасателей;
б. Перебраться в безопасное место. А также оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;
в. Покидая транспортное средство, взять с собой
имущество, которое может пригодиться для автономного существования;
г. Сориентироваться на местности и уточнить своё местонахождение, а при неблагоприятных климатических условиях соорудить временное укрытие.
3За каждый правильный ответ начисляется
– 1 балла 0 баллов выставляется
за неправильный ответ
18Под пожаром понимают:
а.
контролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей;
б. неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей
и создающий опасность для жизни людей;
в. неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей, но не представляющий опасности для жизни людей; г. процесс горения, возникающий в условиях самовоспламенения.
1За правильный ответ начисляется – 1 балл. 0 баллов выставляется
за неправильный ответ
19Какими огнетушителями оборудуются автомобили,
школы, гаражи, склады, офисы, промышленные объек
ты, поликлиники, частные дома, квартиры и т.д.:
а.
предназначенные для ликвидации очагов пожаров всех классов (твердых, жидких и газообразных веществ, электроустановок, находящихся под на
пряжением до 1000 В);
б. предназначенные для тушения загораний различных веществ, горение которых не может происходить без доступа воздуха, электроустановок под
напряжением не более 10000 В;
в. предназначенные для тушения веществ, кроме материалов, горящих без доступа воздуха, электроустановок, находящихся под напряжением.
2За правильный ответ
начисляется – 2 балла.
0 баллов выставляется
за неправильный ответ
20К мероприятиям противорадиационной и противохимической защиты относятся:
а.
комплекс мероприятий ГО по определению тяжести последствий лучевых и химических поражений;
б. комплекс мероприятий РСЧС по уточнение режимов радиационной защиты при возникновении
аварий на радиационно-опасных объектах;
в. комплекс мероприятий ГО, направленный на предотвращение или ослабление воздействий аварийно-химических опасных и отравляющих веществ;
г. комплекс мероприятий по проверке работоспособности населения в зоне химического заражения
2За правильный ответ
начисляется – 2 балла 0 баллов выставляется
за неправильный ответ
ИТОГО40Общий итоговый балл
определяется суммой
баллов, полученных за
каждое тестовое задание

 

Матрица ответов на тестовые задания теоретического тура

Номер тестаВерный
ответ
Номер тестаВерный
ответ
Номер тестаВерный
ответ
1г8б15а,в
2б9б16a,б,в
3а10а17б,в,г
4в11б,в18б
5в12а19а
6в13а,в20в
7б,г14а  

 

МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ ПРАКТИЧЕСКОГО ТУРА (9 класс)
(Максимальная оценка за практический тур 80 баллов)

ЗАДАНИЯ ПЕРВОЙ СЕКЦИИ «ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ»
(максимальная оценка – 30 баллов)

Задание 1. При выполнении ремонтных работ рабочего ударило электрическим током. Он упал на землю без признаков жизни. Окажите первую медицинскую помощь.
Условие
: выполняется на манекене или статисте.
Алгоритм выполнения задания:
1. Обеспечь свою безопасность. Надень сухие перчатки (резиновые, шерстяные, кожаные и т.п.), резиновые сапоги. По возможности отключи источник тока. При подходе к пострадавшему по земле иди мелкими, не более 10 см, шагами.
2. Расположить пострадавшего в горизонтальное положение на спину. Освободить грудную клетку и расстегнуть штаны.
3. Приступить к сердечно-легочной реанимации, чередуя искусственное дыхание (2 вдоха) и непрямой массаж сердца (15 нажатий).
4. При восстановлении самостоятельного дыхания и сердцебиения придай пострадавшему устойчивое боковое положение.
5. Вызвать скорую помощь.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 15 балловпри этом: не восстановлено дыхание и сердцебиение в течение одной минуты после старта – 0 баллов; не обеспечена личная безопасность – 0 баллов;
не освобождена грудная клетка и не расстегнуты штаны – снимается 2 балла; не предано пострадавшему горизонтального положения – 2 балла; не вызвана скорая помощь – снимается 2 балла.

Задание 2. Во время спортивной игры пострадавший растянул связки в голеностопном суставе. Окажите первую медицинскую помощь.
Условие
: выполняется на манекене или статисте.
Алгоритм выполнения задания:
1. Приложить грелку со льдом на поврежденный сустав.
2. Зафиксировать голеностопный сустав эластичным бинтом. При этом его сгибают под углом 90°. Повязку накладывают следующим образом: делают тур вокруг нижней части голени, затем косой виток от внутренней лодыжки к подушечке мизинца стопы, виток вокруг стопы на уровне подушечек пальцев, затем

косой виток от подушечки большого пальца к наружной лодыжке, опять проводят бинт вокруг голени и снова повторяют витки вокруг стопы сверху предыдущих.
3. Сверху бинта приложить грелку со льдом.
4. Предложить анальгин (имитировать).
5. Предложить обратиться к хирургу через 2-3 дня, если боли не уменьшатся.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 15 балловпри этом: сразу не приложен лед – снимается 2 балла; неправильно наложен эластичный бинт – снимается 3 балла; не приложен лед после наложения повязки – снимается 2 балла; не предложено обезболивающее – снимается 1 балл.

ЗАДАНИЯ ВТОРОЙ СЕКЦИИ «ВЫЖИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ»
(максимальная оценка – 20 баллов)

Задание 1. Определение расстояния до наблюдаемого предмета с использованием угловых величин.
Оборудование:
линейка с миллиметровыми делениями
Условие: определить расстояние до заданного объекта с использованием угловых величин. Объект определяется жюри (здание, столб электропередач и т.п.) и сообщается одна из его линейных величин (например, высота) в метрах.
Порядок выполнения:
Дальность до предмета определяется по след. формуле:
Д = (Bx1000) / Y,
где Д — дальность до цели;
B — ширина или высота объекта в метрах;
Y — угловая величина в тысячных.
Для того, чтобы определить угловую величину, необходимо знать, что отрезок в 1 мм, удаленному на 50 см от глаза соответствует углу в 2 тысячные. На основании этого
существует метод определения расстояний при помощи линейки:
1. Линейку с миллиметровыми делениями вытянуть на расстояние 50 см.
2. Засечь, во сколько делений на линейке укладывается ширина или высота объекта.
3. Полученное кол-во миллиметров умножить на 2, и подставить в выше приведенную формулу.

Пример: Высота телеграфного столба равна 6 м при измерения на линейке займет 8 мм (16 тысячных), следовательно расстояние до столба будет (6×1000)/16 = 375 м.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 5 балловпри этом: не умение определять расстояние с использованием угловых величин – 0 баллов; не полностью вытянута рука – снимается 1 балл; не знание, что 1 мм соответствует двум тысячным – снимается 2 балла.

Задание 2. Срастить две веревки разного диаметра.
Оборудование:
две веревки разного диаметра.
Условие: связать две веревки разного диаметра любым подходящим узлом.
Порядок выполнения:
Веревки разного диаметра могут быть связаны «академическим» или «брамшкотовый» узлами.
«Брамшкотовый» узел. Необходимо сделать петлю из толстой веревки, затем тонкой веревкой обкрутить петлю от себя вниз. Петлю тонкого конца большим пальцем левой руки оттянуть вниз, и накручиваемый конец дважды обвивает сдвоенную петлю толстой веревки.
«Академическим» узел. Толстой веревкой делается петля, а тонкая веревка проводится через петлю и делается несколько оборотов у основания петли, далее тонкая веревка проводится через петлю снизу Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 10 баллов, при этом: не правильно выбран вид узла – 0 баллов; узел не завязан – 0 баллов;
допущены ошибки при завязывании узла – снимается 2 балла.

Задание 3. Сложение костра, для приготовления пищи не многочисленной группы туристов.
Оборудование: дрова, х/б перчатки.
Условие: сложить дрова для костра, предназначенного для приготовления пищи не многочисленной группы туристов.
Порядок выполнения:
Наиболее подходящий вид костра «Колодец». Дрова выкладываются рядами крест — накрест в виде колодца.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 5 баллов, при этом за не правильное сложение – снимается 2 балл.
Примечание: Жюри может в виде правильного ответа засчитывать и другие виды костров для приготовления пищи.

ЗАДАНИЯ ТРЕТЬЕЙ СЕКЦИИ «ДЕЙСТВИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»
(максимальная оценка – 30 баллов)

Задание 1. Передача сигналов бедствия с помощью жестов.
Условие: показать жестом выбранный сигнал бедствия за контрольное время — 15 секунд.
Алгоритм выполнения задания:
1. Участник выбирает карточку из числа перевернутых (приложение 1) на столе со значением сигнала бедствия (в это время жюри включает секундомер);
2. Участник показывает жестом сигнал бедствия, при этом готовность жеста подтверждается словом «Готово» (в этот момент члены жюри выключают секундомер)
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 5 балловпри этом: не знание сигнала – 0 баллов; сигнал показан по окончанию контрольного времени – снимается 2 балл; не правильно показан сигнал – 0 баллов.

Задание 2.Сообщение «Внимание всем!» об аварии на атомной подстанции (без эвакуации).
Условие: участник в течение нескольких минут составляет текст экстренного сообщения и озвучивается с помощью микрофона.
Алгоритм выполнения задания:
1. Участнику дается информация о том, что на Балаковской АЭС произошла авария и предлагается составить экстренное сообщение (без эвакуации).
2. Участник на бумаге пишет текст сообщения в течение 2 минут. С помощью микрофона сообщает экстренное сообщение.
3. Текст сообщения, написанный на бумаге сдается жюри.
Типовой текст сообщения:
Внимание всем!
Говорит управление по городу «Балаково» Главного управления МЧС России.
Граждане!
Произошла авария на Балаковской атомной электростанции.
В связи с аварией на Н-Балаковской АЭС ожидается выпадение радиоактивных осадков!Населению, проживающему в населенных пунктах (перечисляются населенные пункты) необходимо находиться в помещениях. Произвести герметизацию жилых помещений и мест нахождения

домашних животных. Принять йодистый препарат. Будьте внимательны к дальнейшим сообщениям.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 5 балловпри этом: в начале сообщения не сказано «Внимание всем!» – 0 баллов; текст сообщения частично не соответствует типовому – снимается 2 балла.

Задание 3. Приведение гражданского противогаза ГП-5 (ГП-7) в положения «походное» и «наготове».
Условие
: участнику выдается противогаз в сумке (противогазная коробка отсоединена). По команде члена жюри привести противогаз сначала в «походное» положение, затем – «наготове».
Алгоритм выполнения задания:
1. Приведение противогаза в положение «походное»:
наденьте сумку с противогазом через правое плечо так, чтобы она находилась на левом боку, а застежка находилась от себя (в поле); подгоните при помощи пряжек плечевой ремень так, чтобы верхний край сумки был на уровне поясного ремня;
расстегните сумку, выньте противогаз, проверьте надежность соединения противогазовой коробки с лицевой частью, состояние стекол и клапанов, грязные стекла протрите чистой ветошью (ватой), потерявшие прозрачность незапотевающие пленки замените; сложите лицевую часть, уложите противогаз в сумку и застегните ее; сдвиньте противогаз немного назад, чтобы при ходьбе он не мешал движению руки; при необходимости противогаз может быть закреплен на туловище с помощью тесьмы.
2. Приведение противогаза в положение «наготове»:
передвиньте сумку с противогазом вперед настолько, чтобы можно было вынуть противогаз из нее; расстегните сумку;
подготовьте головной убор для быстрого снятия при надевании лицевой части на голову
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 10 балловпри этом: не проверена надежность соединения противогазовой коробки с лицевой частью (не присоединена противогазная коробка) – 0 баллов;
другие ошибки – снимается по одному баллу за каждую.

Задание 4. Приведение гражданского противогаза ГП-5 (ГП-7) в «боевое» положение.
Условие: По команде члена жюри «газы» привести противогаз в «боевое» положение.
Алгоритм выполнения задания:
1. задержите дыхание, закройте глаза;
2. снимите головной убор и зажмите его между коленями или положите рядом;
3. выньте противогаз из сумки, возьмите обеими руками за утолщенные края у подбородочной части шлем-маски так чтобы большие пальцы были снаружи, а остальные внутри нее;
4. приложите нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением рук вверх и назад натяните ее на голову так, чтобы не было складок, а очки пришлись против глаз;
5. устраните перекос и складки, если они образовались при надевании лицевой части, сделайте полный выдох, откройте глаза и возобновите дыхание;
6. наденьте головной убор, застегните сумку и закрепите ее на туловище, если это не было сделано ранее.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 10 балловпри этом: открыты глаза – снимается 1 балл; не задержано дыхание – снимается 1 балл;
после надевания противогаза не сделан резкий выдох – снимается 1 балл; перекос шлем-маски противогаза – снимается 1 балл.

Приложение 1

Способ выполненияЗначение сигнала
1Нужны продукты и водаСидящая на корточках фигура человека
2Покажите наиболее лёгкий и безопасный путь движенияСидящая на корточках фигура человека с вытянутыми вперёд руками на уровне плеч
3Идём в этом направленииСтоящая в полный рост фигура человека, руки
вытянуты вперёд на уровне плеч в направлении
движения.
4Здесь можно совершить посадкуСтоящая в полный рост фигура человека, обе руки подняты вверх, разведены несколько в стороны.
5Здесь садиться нельзя, опасно.Стоящая в полный рост фигура человека, одна
рука поднята вверх и несколько отведена в сторону, другая рука отпущена вниз вдоль и также отведена несколько в сторону, как бы образуя
букву N – «нет»
6Нужны медикаментыСтоящая в полный рост фигура человека, одна из
рук на уровне плеч вытянута вперёд
7Нужна радиостанция, питание к нейСтоящая в полный рост фигура человека, руки
опущены вниз и сложены крестообразно впереди
туловища.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *