Олимпиада по истории. 10 класс

Олимпиада школьников по истории

2009–2010 учебный год

Окружной этап

10 класс

 1. Ознакомьтесь с текстом документа и ответьте на вопросы:

«Я хочу рассказать еще об одном процессе, кото­рый был очень важным для Сахарова. Его очень заботила и судьба этого человека – Мустафы Джемилева, и то дело, за которое его судят, – борьба крымскотатарского народа… В первый раз суд не состоялся… К этому времени у Мустафы уже кончался восьмой месяц голодовки протеста против незаконного возбуждения нового дела… При­нудительным кормлением ему не давали умереть, но к началу суда его вес был 35 кг и физическое состояние было очень тяжелым… Присутствие Андрея Дмитриевича было большой поддержкой для него. Был момент, когда удалось приоткрыть дверь и кто-то громко крикнул по-татарски: «Здесь са­хар». Там, в Омске, против Андрея Дмитриевича и Елены Георгиевны первый раз была применена сила».

1) Когда происходили описываемые события?

2) Какое движение представлял А.Д.Сахаров?

 

2. Проанализируйте исторические документы и ответьте на вопросы:

а) «Россия есть особливый мир, у нее другая земля, ре­лигия, основание, словом – другая история… У нас не было рабства, не было пролетариев, не было ненависти, не было гордости, не было инкви­зиции. Не было феодального тиранства; зато было отеческое управление, патриархальная свобода, было семейное равенство, было общее владение, была мирская сходка: одним словом, в среднем веке было у нас то, о чем так старался Запад уже в новом, не успел еще в новейшем и едва может ус­петь в будущем… Крепостное право сохраняет в себе много патриар­хального, и хороший помещик лучше охраняет инте­ресы крестьян, чем это могли бы они сделать сами».

б) «Не без некоторой зависти смотрим мы… на За­падную Европу. И есть чему позавидовать! Суме­ла же она выработать свои доктрины так, что они раз в раз отвечали и отвечают живым потреб­ностям, идут с ними рука об руку, освещают, на­правляют их и ведут к сознательному, возможно, правильному их удовлетворению в данное время и при данных обстоятельствах… В основание европейской общественности легла сильно развитая личность. Личная независимость, личная свобода… всегда были исходной точкой и идеалом в Европе. Весь ее гражданский и полити­ческий быт, сверху донизу, был построен на дого­ворах, на системе взаимного уравновешивания. Чрезмерным развитием личной энергии, желез­ной стойкостью лица, его необузданным стрем­лением к свободе, его… ревнивым охранением сво­их прав мы, кажется, никогда не имели повода хвалиться».

1) Какое явление русской жизни середины XIX в. отра­жают эти документы?

2) Какая проблема обсуждается в них? На каких позициях стоят авторы?

3) Один из этих документов написан историком М.Н.По­годиным, другой – философом и публицистом К.Д.Ка­велиным. Определите авторство.

3. Вычеркните лишнее, не относящееся к основным задачам внешней политики СССР после окончания Вто­рой мировой войны:

а) расширение сфер влияния в мире;

б) обретение статуса мировой державы;

в) расширение военного присутствия в странах Юго-Восточной Азии и Европы;

г) укрепление позиций мирового коммунистического движения;

д) курс на сближение и сотрудничество СССР с Западом;

е) стремление избежать мировой войны;

ж) помощь национально-освободительным движениям;

з) курс на разоружение;

и) мирное сосуществование;

к) развитие союзнических отношений с США, Англией и Фран­цией;

л) развитие равноправного сотрудничества со странами «народной демократии».

 

4. Соотнесите реформы 60–70-х гг. XIX в. и реформаторов:

1) Крестьянская реформа

2) Земская реформа

3) Судебная реформа

4) Военная реформа

5) Реформы образования и печати

а) С.И.Зарудный

б) А.В.Головнин

в) Я.И.Ростовцев

г) П.А.Валуев

д) Д.А.Милютин

 

5. Ознакомьтесь с выдержкой из текста документа и ответьте на вопросы.

«…Детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат».

1) Каково неофициальное название приведенного выше документа?

2) Что предписывал данный циркуляр 1887 г.?

а) запрещал принимать в гимназии детей низших социальных слоев;

б) разрешал открывать специальные школы для детей низкоопла­чиваемых рабочих;

в) разрешал фабрикантам нанимать на работу детей с 6-летнего возраста.

3) Элементом какой политики являлся указанный документ?

 

6. Соотнесите понятия и их значения:

 

Понятия

Значения

  1. Уроки
  2. Полюдье
  3. Погосты
  4. Куны
  5. Отроки
а) места сбора дани

б) шкурки пушных зверей, выполнявшие роль денег

в) фиксированный размер дани

г) младшие дружинники

д) сбор дани князем

 

1)

2)

3)

4)

5)

         

 

7. Какое из перечисленных преступлений считалось, по определению Соборного Уложения 1649 г., наиболее страшным: а) «богохульство и церковное мятежничество» или б) покушение на «государьскую честь» и «государьское здоровье»? Почему?

 

8. Дайте определение предложенному понятию или назовите понятие, соответствующее предложенному определению.

а) Ясак – _______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________;

б) Меркантилизм – ______________________________________________________ _____________________________________________________________________________;

в) К разряду служилых людей в XVXVII вв. относились ______________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________;

г) Система содержания должностных лиц за счет местного населения назвалась ___ _____________________________________________________________________________.

9. Соотнесите имя литератора и литературный стиль.

 

Литератор

Стиль

а) В.А.Жуковский

б) А.Н.Островский

в) В.В.Хлебников

г) А.П.Сумароков

  1. Романтизм
  2. Классицизм
  3. Натурализм
  4. Авангардизм

 

1)

2)

3)

4)

       

 

10. Укажите дату и расположите в хронологической последовательности:

а) Куликовская битва;

б) набег хана Тохтамыша на Москву;

в) «Великое стояние» на Угре;

г) осада и уничтожение г. Козельска;

д) битва на р. Воже;

е) сражение на р. Пьяне.

 

11. По какому принципу образован ряд? Дайте толкование событий в соответствии с хронологией их развития.

Июнь 1812 г., август 1812 г., 24–26 августа 1812 г., 1 сентября 1812 г., сентябрь – начало октября 1812 г., декабрь 1812 г.

 

12. Перечислите имена императоров, правивших Россией в XIXXX вв. и определите родственные связи их между собой. Нарисуйте их генеалогическое древо. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

13. Напишите историческое эссе на тему «Самым выдающимся реформатором нашей страны в XX в. был…».

 

Ответы:

Задания 1–12 (1 балл за каждый верный ответ)

1 – 1) Конец 1970-х – начало 1980-х гг.; 2) Правозащитное движение.

2 – 1) Дискуссия (спор, диалог) «славянофилов» и «западников»; 2) Положение человека в обществе, общественные отношения: а) идеализирует общественные отношения, сложившиеся в России; б) идеализирует общественные отношения, сложившиеся на Западе; 3) а) М.Н.Погодин («славянофил»), б) К.Д.Кавелин («западник»). 

3 – д, з, и, к, л.

4 – 1в, 2г, 3а, 4д, 5б.

5 – 1) Циркуляр «О кухаркиных детях»; 2) а; 3) Политики контрреформ.

6 – 1в, 2д, 3а, 4б, 5г.

7 – б), поскольку общая тенденция, отраженная в документе – укрепление власти царя и постепенное подчинение ему церкви.

8 – а) Натуральная подать с народов Поволжья (XV–XVIII вв.) и Сибири (XVII–XX вв.). Вносился в казну пушниной, иногда скотом. В незначительных размерах сохранялся до Февраля 1917 г.; б) Политика, характеризующаяся активным вмешательством государства в хозяйственную жизнь заключалась в поощрении экспорта отечественных товаров и ограничении импорта, в поддержке отечественного мануфактурного производства и накопления денежных капиталов внутри страны; в) Все лица, находившиеся на государственной службе; г) Кормления. Отменено Иваном IV.

9 – 1а, 2г, 3б, 4в.

10 – г, е, д, а, б, в.

11 – Вторжение Наполеона в Россию, Смоленское сражение, Бородинская битва, Совет в Филях, пребывание французов в Москве, изгнание Наполеоновских войск из России – Отечественная война 1812 г.

12 – Павел I; его сын Александр I; его брат Николай I; Александр II, сын Николая I; Александр III, сын Александра II; Николай II, сын Александра III.

Задание 13 (максимально – 5 баллов)

13 – Произвольная форма.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*