Олимпиада по русскому языку. Окружной тур. 9 класс

Олимпиада по русскому языку

Окружной тур

2009 – 2010 учебный год

9 класс

1 тур

  1. Какие фонетические явления используют поэты, соединяя в рифмы подчеркнутые слова? Сделайте фонетическую транскрипцию этих слов. Что объединяет поэтов, стихи которых приведены в этом задании?

а) Полощет ливень, и колотит град,

И тучи синим пламенем горят.

Н.Кондратковская

б) Фронтовые, погибшие,

Неживые, поникшие;

И друзья, и попутчики,

Лейтенанты – поручики

М.Львов

в) Спотыкаются в камнях

Звонкие копытца,

Скоро, скоро из меня

Пташке не напиться.

Н.Кондратковская

г) Россияне! Не уроним чести

И плечом к плечу сомкнемся впредь.

Выстоять дано нам только вместе,

Порознь – только умереть

К.Скворцов

 

  1. Подберите слова, которые исторически родственны данным. Обоснуйте ответ.

Ровесник, сверстник.

  1. Как превратить глагол «здравствовать» в междометие?

  1. Какими способами выражено сравнение в приведенных отрывках из художественных произведений?

А) И туманился дымчатой вязью златоустовский грозный булат. (А.Куницын)

Б) Сталь в печах клокочет, как живая. (А.Куницын)

В) Мы привыкаем к ближним, как к острогу земного бытия. (К.Скворцов)

Г) …Пишу тремя перстами, как молюсь. (К.Скворцов)

  1. Объясните лексическое значение выражения: «есть еще порох в пороховницах» Охарактеризуйте это словосочетание с точки зрения лексики. Укажите происхождение выражения.

  1. Отредактируйте предложения с речевыми ошибками.

А) Генералы выбрались из острова.

Б) В этом проявилась притворность Молчалина.

В) Учащиеся гордились за своих учителей.

Г) Пушкин был лиристом.

Д) По возвращению в Москву Чацкий помчался к Софье.

Е) Чацкий молод, привлекателен и очень умный.

Ж) Поэт посвятил жене многие свои стихи и прозы.

З) После посещения театра мы писали отзыв на спектакль.

И) Недостатком вашего сочинения является недостаточно глубокий анализ изобразительно-выразительных средств.

  1. Найдите в словах и словоформах окончания (если есть): пятьсот, мнений, жребий, вишен, сутуловат, только, красивее.

  1. Раскройте скобки.

(Не)бес…полезный совет, (не)пр…клонный человек, отнюдь (не) верное замечание, был он земляк (не)толст, (не)тонок, (не)предвзятое мнение, очень (не)сильный голос, (не)бескомпроми…ная затея, (не)желтые обои.

 9. Какие звуки в древнерусском алфавите обозначали буквы Ъ, Ь?

 10. У К.И.Чуковского в «Бармалее» Танечка и Ванечка убегают в Африку и там

Вдоль по Африке гуляют

Фиги-финики срывают

Может ли такое быть ботаническое чудо – фиги-финики? Ведь фиги – это плод одного дерева (инжира), а финики – совсем другого (финиковой пальмы).

Приведите примеры подобных существительных.

 II тур

Напишите короткое сочинение (1 страница) на тему: «Что такое коммуникабельность?» Кого из литературных героев вы назвали бы коммуникабельным или некоммуникабельным?»

Ответы на задания олимпиады

9 класс ( 3 часа на выполнение заданий 1 и 2 тура)

1. [грат], [гар‘ат ] – оглушение звонких согласных на конце слова.

[папуч‘ик‘и], [паруч‘ик‘и] – буквосочетание тч произносится как [ч].

[капыца], [напица ] – буквосочетание тц произносится как [ц] буквосочетание ться произносится как [ц].

[фпр‘эт‘], [умир‘эт‘] – оглушение звонких согласных на конце слова, [ч‘эс‘т‘и], [вм‘эс‘т‘и] – изменение гласных звуков в безударном положении.

Творчество поэтов Н.Кондратковской, М.А.Львова, К Скворцова связано с Южным Уралом. Оценка – 5 баллов

2. Ровесник – весна («ровно весен»), сверстник – сверстать, верста (верст — одинаковый).

Оценка – 3 балла (за большое количество правильно приведенных слов может быть дан 1 поощрительный балл)

3. Здравствуй (-те)

Оценка – 1 балл

  1. а) И туманился дымчатой вязью златоустовский грозный булат. (А.Куницын) — морфологический способ (творительный падеж существительного).б) Сталь в печах клокочет, как живая. (А.Куницын) — синтаксический способ (с помощью сравнительного оборота) в)Мы привыкаем к ближним, как к острогу земного бытия. (К.Скворцов) — синтаксический способ (с помощью сравнительного оборота) г) …Пишу тремя перстами, как молюсь. (К.Скворцов) — синтаксический способ (с помощью сравнительного придаточного).

Оценка – 4 балла

  1. Есть еще порох в пороховницах – есть силы. Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»

Оценка – 2 балла

  1. Отредактируйте предложения с речевыми ошибками.

Генералы выбрались с острова. В этом проявилось притворство Молчалина. Учащиеся гордились своими учителями. Пушкин был лириком. По возвращении в Москву Чацкий помчался к Софье. Чацкий молод, привлекателен и очень умен. Поэт посвятил жене многие свои стихи и прозаические произведения. После посещения театра мы писали отзыв о спектакле. Недостатком вашего сочинения является неглубокий анализ изобразительно-выразительных средств.

Оценка – 9 баллов

  1. Найдите в словах и словоформах окончания: пятьсот , мнений , жребий , вишен , сутуловат , только, красивее.

Оценка – 7 баллов

  1. Раскройте скобки.

(Не)бе…полезный совет, (не)пр…клонный человек, отнюдь (не) верное замечание, был он (не)толст, (не)тонок, (не)предвзятое мнение, очень (не)сильный голос, (не)бе..компроми…ная затея, (не)желтые обои.

Оценка – за каждый правильный ответ по 1 баллу

9. Какие звуки в древнерусском алфавите обозначали буквы Ъ, Ь?

Ъ – о, Ь – э, э (долгий), э (носовой), о (носовой)

Оценка – 5 баллов

10. С точки зрения ботаники, фиги и финики – совсем разные плоды, растущие на разных деревьях. Язык позволяет объединить эти разные вещи в некоторое собирательное понятие (примерно такое: «плоды экзотических южных деревьев») и обозначить его парным существительным фиги-финики. Точно так же мы объединяем в одно понятие разные предметы, говоря гуси-лебеди, руки-ноги, вилки-ложки и т.д.

Оценка – 4 балла

 

II тур (1 час)

Оценка – 20 баллов. При оценивании ориентируйтесь на следующие критерии: 1) объем текста не менее 150 слов (2 балла), соответствие теме, выбранному стилю, жанру (3 балла), полнота раскрытия темы (5 баллов), связность, композиционная стройность (3 балла), грамотность (5 баллов). За оригинальность могут быть выставлены дополнительные баллы (до 3).

 

 

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*