Олимпиадные задания по биологии для 8 класса

1. Предложите несколько классификаций перечисленных организмов. Назовите выделенные вами группы. Объясните, на основании какого признака вы их объединили.

Аскарида
Бактерии ботулизма
Амеба обыкновенная
Майский жук
Вирус гриппа
Сенная палочка
Трутовик
Квакша
Уж
Мукор

2. Установите соответствие между особенностями строения и растением, для которого они характерны.

А. Папоротник щитовник
Б. Лиственница
В. Тополь
Г. Пшеница

1. Параллельное жилкование листьев
2. Споры созревают на листьях
3. В семени две семядоли
4. Пылинка имеет два воздушных мешка
5. В тканях ствола есть смоляные ходы
6. Корневая система мочковатая
7. Имеется корневище с придаточными корнями
8. В семени есть эндосперм
9. Взрослое растение двудомное
10. Для оплодотворения необходима вода

3. Прочитайте текст. Догадайтесь, о каком организме идет речь. Обоснуйте свой ответ, выделив в описании признаки принадлежности к конкретной систематической группе (царство, тип/отдел, отряд/семейство, вид).
В тундре северные олени, раскапывая копытом снег, кормятся особыми организмами. После схода снега открывается промерзшая земля, покрытая зеленоватыми «кустиками», похожими на мох. Эти представители живого мира тундры способны переносить холод и засуху, после полного высыхания у них полностью восстанавливаются все процессы жизнедеятельности. Растут чрезвычайно медленно, при недостатке света погибают.
Длительное время их считали растениями. Но после тщательного исследования ученые объединили такие организмы в особую систематическую группу. Дело в том, что их слоевище образовано гифами гриба, между которыми находятся клетки водорости. Подобный тип взаимоотношений разных видов принято называть симбиозом.
Взаимная выгода существования проявляется в том, что водоросль в процессе фотосинтеза образует органические вещества, а гриб снабжает водоросль водой с минеральными солями.

4. Заполните таблицу, используя порядковый номер слова из словарика. Обозначения в некоторых графах могут повторяться. Сравните животных, беспозвоночное и позвоночное, освоивших воздушную среду обитания.

Признаки сравнения

Майский жук

Голубь

Покровы

Конечности

Крылья

Скелет

Дыхательная система

Кровеносная система

Нервная система

Органы чувств

 

Словарик: 1. Глаза. 2.Головной мозг. 3. Трахеи(трахея). 4. Незамкнутая. 5. Легкие. 6. Внутренний. 7. Передние конечности. 8. Хитин. 9. Три пары членистых конечностей. 10. Усики – органы обоняния и осязания. 11. Спинной мозг. 12. Перья. 13. Задние конечности. 14. Замкнутая. 15. Носовая полость. 16. Надкрылья. 17. Кожа. 18. Наружный. 19. Окологлоточное нервное кольцо. 20. Среднее ухо. 21. Гортань. 22. Кости и хрящи. 23. Брюшная нервная цепочка. 24. Внутреннее ухо. 25. Воздушные мешки. 26. Вестибулярный аппарат. 27. Перепончатые крылья.

5. Объясните с научной точки зрения.
Кит и акула, попав на сушу, вскоре погибают. Сходны ли причины этих явлений? Ответ поясните с использованием знаний по биологии о строении и физиологии животных.

Ответы:

1 1. Царства живой природы:
Животные: аскарида, амеба обыкновенная, майский жук, квакша, уж.
Грибы: трутовик, мукор.
Бактерии: бактерии ботулизма, сенная палочка.
Вирусы(надцарство): вирус гриппа
2. Неклеточные, одноклеточные, многоклеточные формы жизни:
Неклеточные формы:вирус гриппа.
Одноклеточные: бактерии блтулизма, амеба обыкновенная, сенная палочка, мукор.
Многоклеточные: аскарида, майский жук, трутовик, квакша, уж.
3. Среда обитания и характер взаимоотношений:
Паразиты: аскарида, бактерии ботулизма, вирус гриппа, трутовик.
Свободноживущие: амеба обыкновенная, майский жук, сенная палочка, квакша, уж, мукор.

2 А. Папоротник-щитовник: споры созревают на листьях (2), имеется корневище спридаточными корнями (7),для оплодотворения необходима вода (10).

Б. Лиственница: пылинка имеет два воздушных мешка (4). В тканях ствола есть смоляные ходы (5).
В. Тополь: в семени две семядоли (3), взрослое растение двудомное (9).
Г. Пшеница: параллельное жилкование листьев (1), корневая система мочковатая (6), в семени есть эндосперм (8).

3 1.Организм лишайника образован двумя организмами – растением и грибом. Водоросль в результате фотосинтеза вырабатывает органические вещества, которые используются грибом, а гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями.

2. Кустистые лишайники напоминают по форме мох.
3. Олений мох – ягель произрастает в тундре и служит кормом оленям.
(За каждое утверждение – 1б); максимум-3б

4. 

Признаки сравнения

Майский жук

Голубь

Покровы

8

12,17

Конечности

9

13,7

Крылья

16,27

7

Скелет

8,18

6,22

Дыхательная система

3,25

3,5,15,21,25

Кровеносная система

4

14

Нервная система

19,23

2,11

Органы чувств

1,10

1,24,26

5 1. Причины этих явлений различны, т.к. акулу относят к классу рыб, а кита – к классу млекопитающих.
2. Для акулы характерно жаберное дыхание рстворенным в воде кислородом На суше она погибает от невозможности дышать атмосферным воздухом и остановки обменных процессов.
3. Киту присуще легочное дыхание атмосферным воздухом. На суше под давлением массы тела (в воде она уравновешивается выталкивающей силой) происходит сдавливание и разрушение внутренних органов.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *