Задания по русскому языку для 11 класса

I тур

1. В каком топониме не наблюдается озвончения согласных звуков?

Кёнигсберг, Кексгольм, Питтсбург, Гримсби, Оксфорд.

Ответ: Оксфорд.

2. Дайте толкование слов или подберите к каждому из заимствованных слов русские синонимы: альтерн…тива, к…нфр…нтация, к…рдинальный, к…мп…тенция, престиж, импичм…нт, к…нсенсус, х..ризма.

Ответ: Альтернатива – необходимость выбора одного из двух (или нескольких) возможных решений. Конфронтация – противопоставление, противоборство. Кардинальный –главнейший, важнейший. Компетенция – 1)область знаний, круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен; 2) круг полномочий, прав какого-либо органа  Престиж – авторитет, влияние, которым пользуется кто-либо. Импичмент – привлечение к ответственности высших должностных лиц за нарушение законов страны. Консенсус – общее согласие по спорным вопросам, достигаемое в результате обсуждения.  Харизма –1)наделенность авторитетом, основанным на исключительных – интеллектуальных, духовных или каких-л. иных – качествах личности. 2)(божий дар, благодать) – особое духовное свойство (пророческий дар и т.п.), позволяющее оказывать влияние на большие массы людей.

3. Установите авторство и объясните смысл следующего высказывания: «Имя (ему, им) легион».

Ответ: Слово «легион» в Древнем Риме означало крупное во­инское соединение в разное время разной величины  —  то вроде нашего полка (3  —  4 тысячи воинов), то близкое к на­шим бригадам и даже дивизиям (до 10 тысяч человек). Восходит к Новому завету, где в одной из притч рассказывается о встрече Иисуса с человеком, одержимым бесом. Желая исцелить больного, Иисус спросил: «Как твое имя?». Тот ответил «Легион имя мне, потому что нас много», то есть «Во мне живет не один бес, а мно­жество». По­степенно это слово стало значить в народе просто «очень много», «множество».

4. Существуют сходные по смыслу выражения: «власти пр…держащие» и «власть имущие». Почему в выражении «власти пр…держащие» склоняются оба слова (властей пр…держащих, о властях пр…держащих и т.д.), а в выражении «власть имущие» изменяется только вторая часть? Какое значение имеет слово «пр…держащие»?

Ответ: В 1 выражении главное слово в словосочетании – власти, склоняются оба слова в словосочетании, способ связи – согласование, а во 2 выражении главное слово – имущие, способ подчинительной связи — управление. Предержащие – высшие, верховные.

5. Расставьте ударения в фамилиях деятелей русской культуры. Поэт Константин Бальмонт, художник Александр Иванов, писатель Фазиль Искандер, скульптор Сергей Конёнков, художник Борис Кустодиев, писатель Иван Лажечников, поэт Аполлон Майков, просветитель Николай Новиков, языковед Сергей Ожегов, певец Леонид Собинов.

Ответ: Поэт Константин Бальмонт, художник Александр Иванов, писатель Фазиль Искандер, скульптор Сергей Конёнков, художник Борис Кустодиев, писатель Иван Лажечников, поэт Аполлон Майков, просветитель Николай Новиков, языковед Сергей Ожегов, певец Леонид Собинов.

6. Что изучает наука палеография? Известно, что среди этимологических (исторических) родственников этого слова география, биография, палеолит (древнейший период каменного века), палеоботаника (наука, изучающая ископаемые растения), палеоантропы (древние люди).

Ответ: Палеография изучает письмо и его развитие в древности. Образовано от palaios – древний и grapho – пишу.

7. Установите соответствие между латинскими изречениями и их русским переводом.

1. Exeg monumntum.
2. Per spera ad stra.
3. Sic trnsit glria mndi.
4. Repetitio est mater studiorum.
5. Nil novi sub sole
6. Fortes fortuna adjuvat.
7. Natura abhorret vacuum.

A. Природа не терпит пустоты.
B. Нет ничего нового под солнцем.
C. Повторение – мать учения.
D. Через тернии к звездам.
E. Я воздвиг себе памятник.
F. Так проходит слава земная.
G. Судьба помогает смелым

Ответ: 1 – E. 2 – D. 3 – F. 4 – C. 5 – B. 6 – G. 7 – A

8. Какие синтаксические функции может выполнять наречие (в том числе наречие состояния)? Придумайте примеры на все возможные случаи, используя приведенные ниже слова, распределите наречия по группам в зависимости от их возможных функций в предложении: быстро, вдвоем, верхом, влево, где, деятельно, заново, зловеще, кое-как, можно, натощак, по-твоему, по-турецки, тоскливо, чуть-чуть.

Ответ: 1. Часть СИС в двусоставном предложении: Танцевать было весело.
2. Часть СГС или СИС в безличном предложении: Стало тоскливо (наречие состояния)-СИС. Здесь можно работать( можно — наречие состояния)-СГС
3.Обстоятельство (желательно указать виды обстоятельств):
4.Определение: Она любила прогулки верхом. Люблю кофе по-турецки.
Распределение на группы:
1) обстоятельство: быстро, чуть-чуть, где, деятельно, заново, зловеще.
2) Компонент сказуемого: можно
3) Обстоятельство и определение: влево, натощак, по-турецки.
4) Обстоятельство, определение, компонент сказуемого: вдвоем, верхом, исподлобья, кое-как
5) Обстоятельство и компонент сказуемого: весело, тоскливо
Обстоятельство, вводное слово, компонент сказуемого: Мы поступим по-твоему. По-твоему, мы заблудились? Все оказалось по-твоему. В каждом контексте только одна функция.

9. Выпишите номера предложений, в которых есть сравнительный оборот.

1)Зарецкий мой, под сень черемух и акаций от бурь укрывшись, наконец, живет, как истинный мудрец.
2)Капусту садит, как Гораций, разводит уток и гусей и учит азбуке детей.
3) Как это часто бывает, Елена Васильевна все поняла неправильно.
4) Чайковский, как известно, очень ценил оперы Глинки.
5) Как истинный француз, в кармане Трике привез куплет Татьяне.

Ответ: Сравнительный оборот – в 1, 2 предложениях.

10. Определите способ образования слов: лесостепной, заречье, выдумщик, насыпь, окоп, ультрасовременный, надпочечник, барсучий, блестящий (на солнце), блестящий (ответ).

Ответ: Лесостепной (суфф.), заречье (прист.-суфф.), выдумщик (суфф.), насыпь (бессуфф.), окоп (бессуффю.), ультрасовременный (прист.), надпочечник (прист.-суфф.), барсучий (суфф.), блестящий на солнц (суфф.)), блестящий ответ – переход слов из одной части речи в другую.

11. Определите экспрессивную функцию использованных в данных примерах синтаксических конструкций.

1) Догорает в руке моей тонкая жизни свеча. (К. Скворцов).
2) Вода живая ключевая была как детская слеза (Л. Татьяничева).
3) Слово сохраняет историю Рода, Культуру, Обычаи. Сохраняет нацию.
4) Давай, поэт, взорим, споем у мира в сером хламе! Ты будешь солнце лить свое, а я – свое – стихами! (В. Маяковский)

Ответ: Догорает в руке моей тонкая жизни свеча. (К. Скворцов). – инверсия. 2) Вода живая ключевая была как детская слеза (Л. Татьяничева) – сравнение.. 3) Слово сохраняет историю Рода, Культуру, Обычаи. Сохраняет нацию. – ряд однородных членов, парцелляция. 4) Давай, поэт, взорим, споем у мира в сером хламе! Ты будешь солнце лить свое, а я – свое – стихами! (В. Маяковский) – восклицательные предложения, синтаксический параллелизм.

II этап

Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Что такое комичность?» (объём 1 стр.)

Кому из литературных героев присуще данное качество?


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *