Задания по русскому языку для 8 класса

I тур.

1. Какое слово при «перевёртывании» становится бессмысленным?

Паз, лёд, лев, щель, таз.

Ответ: Звукосочетания «фэль» или «вэль» бессмысленны. В остальных случаях получаются слова «сап», «толь», «лещ», «сад» («зад»).

2. Образуйте формы именительного падежа множественного числа от данных существительных (если есть). Укажите варианты, охарактеризуйте их.

Шофёр, мастер, инженер, масло, сахар, ветер, керамика.

Ответ: Шофёры, мастера, инженеры, ветры. У общеупотребительных слов МАСЛО, САХАР нет формы множ. числа, у специальных есть (масла, сахара). От слова ВЕТЕР в поэтической речи образуется форма ВЕТРА. Слово «керамика» употребляется только в ед.числе.

3. От прилагательного синий образуйте существительные и глаголы. Укажите способ словообразования

Ответ: Пример ответа: синь – бессуффиксный, синеть – суффиксальный, синева – суффиксальный.

4. Приведите примеры перехода нарицательных существительных в собственные и наоборот. Попробуйте объяснить причины перехода.

Ответ: Собственные часто образуются из нарицательных. Это имена людей (Вера. Надежда, Любовь, Роза. Лилия); клички животных (Шарик, Зорька); названия населенных пунктов (Зима. Горки); печатных изданий. Менее регулярно собственные переходят в нарицательные: ампер, вольт, галифе, дизель, макинтош, маузер, рентген, хулиган.
Переход нарицательных в собственные часто объясняется сходством объектов по какому-либо признаку. Переход собственных в нарицательные связан с увековечиванием памяти ученых (ампер), изобретателей (маузер), с типичностью или, наоборот, неординарностью поведения отдельных людей (хулиган).

5. Найдите в приведенных отрывках из произведений А.Пушкина старославянизмы, укажите признаки старославянских слов. Подумайте, с какой целью их использует поэт.

И желанная страна
Вот уж издали видна.
***
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том…
***
Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон.
***
Восстань, пророк, и виждь, и внемли…

Ответ: Страна, град, ограда, златой – неполногласия, виждь – сочетание ЖД, внемли, пророк – старославянская лексика.

6. Выделите в словах морфему, в которой есть звук [й`]: лисий, комментарий, глашатай, гербарий, лотерейный, синий, провожатый, зверье, Подмосковье, читайте.

Ответ: Лисий- суффикс –ий-, комментарий- суффикс -арий-, глашатай-суффикс –атай-, гербарий- в составе корня гербарий, лотерейный- в составе корня лотерей-, синий- окончание –ий, провожатый- окончание –ый, зверье- суффикс звук [й`], Подмосковье- суффикс звук [й`], читайте- суффикс -й-.

7. Существует крылатое выражение «Врачу, исцелися сам». Что оно обозначает? Почему используется такая форма «врачу»?

Ответ: Врачу, исцелися сам — Из Библии (церковно-славянский текст). В Евангелии от Луки (гл. 4, ст. 23) рассказывается о том, как однажды Иисус Христос пришел в храм и объявил всем, в нем собравшимся, о том, что он послан Богом, чтобы спасти людей. Предвосхищая возможные упреки и сомнения, «Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, чту, мы слышали, было в Капернауме» (рус. пер.). Иными словами: докажи свои слова, яви чудо, которые ты сотворил в Капернауме (изгнание бесов). Выражение было весьма популярно в античности, встречается у Плутарха и Еврипида.

8. Определите часть речи подчеркнутых слов.

1) Вон из Москвы! 2) Из него и дух вон. 3) Впоследствии он раскаялся в содеянном. 4) В сто сорок солнц закат сиял. 5) Напротив школы был стадион. 6) Ты просто умница! 7) Мне вспоминается одна песня. 8) Отдай ей восемь книг и столько же тетрадей. 9) Марья Гавриловна была воспитана на французских романах. 10) Он стоит выше всех.

Ответ: 1) наречие, 2) глагол, 3) наречие и существительное, 4) числительное, 5) предлог, 6) частица, 7) местоимение, 8) местоимение, 9) причастие, 10) наречие.

9. Придумайте примеры, в которых глагол в неопределенной форме учить выполняет роль разных членов предложения.

Ответ: Инфинитив может быть любым членом предложения.

10. Выпишите фамилии ученых-лингвистов.

М.В. Ломоносов, Аристотель, В.В. Виноградов, В.В. Колесов, М.В. Панов, Эдуард Успенский, Н. Носов, Н.М. Шанский.

Ответ: М.В. Ломоносов, В.В. Виноградов, В.В. Колесов, М.В. Панов, Н.М. Шанский.

II тур Напишите сочинение-миниатюру (0,5 – 1 стр.)

Задание: придумайте текст радиорекламы «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Кто из литературных героев мог бы прочитать текст, составленный вами?

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*