Литература. 11 класс

Тур I. Комплексный анализ художественного текста.

Андрей Белый

РЕВУН

Мы сидели на террасе у провала. Перед нами хребты причудливых гор торчали безысходными изломами. Были покрыты верхи их пятнами грязного льда.
Сбоку была страна скорбящих молений. Было царство неведомых могил. Железная часовня глухо порывалась в пространство, застывая под кипарисами. Два серебряных ребенка с очами, полными слез, тяжелели на кровле. Над ними ненастье рвало кипарисы.
В небе была свинцовая бледность. На сером мазались синие, фиолетово-черные налеты. Больше, все больше наплывало их невесть откуда. Горячие лампады желтым бредом точно старались рассеять налетавший сумрак. Время над ними изогнуло кипарисы.
Мы молчали. Старик и я — мы случайно напали на эту заброшенную виллу. Я случайно встретил бледного старика в горных сумерках. Нас обоих загнало сюда угрожавшее ненастье. Я и бледный старик еще ни слова не сказали друг другу, а сидели, бездумные, запахнувшись в плащи. Я смотрел на старика… Его борода и кудри трепались вокруг головы, точно атласные платки, черный плащ придавал его силуэту бесформенное очертание, а серо-бледное лицо тонуло, сливаясь с пространством. Мне показалось, что старика не было. Плащ, как провал, чернел среди гор, а лицо утонуло. Вдруг он сказал: «Освещу все могилы. Пусть горят они желтым светом средь туманного хаоса». Я заметил: «Встретив вас в горных сумерках, я не знал, что эти места вам известны». А он: «Тут живу я…» И пошел зажигать могилы. И когда то тут, то там загоравшееся пламя ликующе сияло пред наплывавшим ненастьем, я вспомнил рассказ о царе горных ветров, Ревуне, и пошел в пустой дом.
Смеркалось. Старик не возвращался. Только блеск зажигавшихся огней выдавал его присутствие на кладбище.
Я подошел к окну. Высоко плыли черные угрозы невесть откуда. Что-то мертвое и тупое понависло над кладбищем. Кучка кипарисов прошептала молитву пред ненастьем. Из-за хребта показалась сама буревая туча. Она была зловеща. Я подумал: сам Ревун пролетит нынешней ночью.
Туча была ужасна. Черная, высокая, с низко-белыми и серыми завитками. Я видел ясно, что темный фон ее походил на очертание старика, а серо-белый огромный завиток напоминал его голову. Я посмотрел на кладбище. Оно сияло желтыми лампадными огнями. Ясно, что старик, осветив эти могилы, ушел домой. Но его не было в комнатах.
Бледным утром разрешилось ожидание. С неба лились потоки упорных слез. Это был новый потоп. Что-то глухо ревущее с тяжелым грохотом пролетело и обсыпало градом.
Внезапно туман разорвался. Редкие клочки, как лохмотья, испуганно мчались. Зиявший огромный провал, образованный хребтами скал, опять напомнил мне старика, а далекие льды — его кудри. Он как бы лежал распластанный от горизонта до горизонта, повернувшись спиной. Я сказал себе: это Ревун. Но куча тумана все занавесила.
Я молча пошел в свою комнату, не справляясь, вернулся ли старик…
Стоял бледный день. Мы вышли на террасу — я и старик. Шум и ливень уходили дымной далью.
Было свободно. Мой путь лежал в мирных долинах. Я взглянул на старика. Он склонил свою многодумную голову, созерцая хаотический космос.
Мы простились.

1900

  1. Какой проблеме посвящен этот рассказ?
  2. Найдите в нем черты символизма и объясните их художественную функцию.
  3. Определите смысл повторяющихся образов, портретов, пейзажей.
  4. Как воплощены в рассказе идеи жизни и смерти, времени и вечности, природы и человека?
  5. Как помогает понять смысл рассказа его пространственно-временная организация?

Тур II. Сопоставительный анализ лирических произведений.

Сопоставьте стихотворение А.А.Блока «Красота страшна…», посвященное А.А.Ахматовой, со стихотворением А.А.Ахматовой «Я пришла к поэту в гости…», посвященное А.А.Блоку. Какие особенности настроения, содержания и художественной формы стихотворений дают основания для их сопоставлений?

А.А.Блок

«Красота страшна» — Вам скажут, —

Вы накинете лениво

Шаль испанскую на плечи,

Красный розан — в волосах.

«Красота проста» — Вам скажут, —

Пестрой шалью неумело

Вы укроете ребенка,

Красный розан — на полу.

Но, рассеянно внимая

Всем словам, кругом звучащим,

Вы задумаетесь грустно

И твердите про себя:

«Не страшна и не проста я;

Я не так страшна, чтоб просто

Убивать; не так проста я,

Чтоб не знать, как жизнь страшна».

16 декабря 1915 г.

А.А.Ахматова

Александру Блоку

Я пришла к поэту в гости.

Ровно полдень. Воскресенье.

Тихо в комнате просторной,

А за окнами мороз.

И малиновое солнце

Над лохматым сизым дымом…

Как хозяин молчаливый

Ясно смотрит на меня.

У него глаза такие,

Что запомнить каждый должен,

Мне же лучше, осторожной,

В них и вовсе не глядеть.

Но запомнится беседа,

Дымный полдень, воскресенье,

В доме сером и высоком

У морских ворот Невы.

Январь 1914

Тур III. История и теория литературы

1. Из каких произведений взяты отрывки? Назовите их авторов и жанровую принадлежность произведения.

а) … На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный гошпиталь, в разоренной болгарской деревушке — с лишком две недели умирала она от тифа.
Она была в беспамятстве — и ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.
Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились… два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез…
б) …Как нарочно, в это время чрез губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд.
И вдруг опять запахло в том уезде мякиной и овчинами; но в то же время на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидав такую груду денег, только всплеснул руками от удивления и вскрикнул:
— И откуда вы, шельмы, берете!!..
в) …Я подошел к аналою, где положена икона «Спас на водах», и стал эту свечечку лепить, да другую уронил. Нагнулся, эту поднял, стал прилепливать, — две уронил. Стал их вправлять, ан, гляжу — четыре уронил. Я только головой качнул, ну, думаю, это опять непременно мне пострелята досаждают и из рук рвут… Нагнулся и поспешно с упавшими свечами поднимаюсь да как затылком махну под низ об подсвечник… а свечи так и посыпались. Ну, тут я рассердился да взял и все остальные свечи рукой посбивал. «Что же, — думаю, — если этакая наглость пошла, так лучше же я сам поскорее все это опрокину»…
г) … А главное, что хуже всего, у нее уже не было никаких мнений. Она видела кругом себя предметы и понимала всё, что происходило кругом, но ни о чем не могла составить мнения и не знала, о чем ей говорить. А как это ужасно не иметь никакого мнения! Видишь, например, как стоит бутылка, или идет дождь, или едет мужик на телеге, но для чего эта бутылка, или дождь, или мужик, какой в них смысл, сказать не можешь и даже за тысячу рублей ничего не сказал бы…
д) В минуты унынья, о Родина-мать!
Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать.
Но ты не погибнешь, я знаю.

 

2. Назовите имена и отчества персонажей пьес А.П.Чехова «Вишневый сад» и М.Горького «На дне»:

a) Раневская
b) Гаев
c) Лопахин
d) Трофимов
e) Симеонов-Пищик
f) гувернантка
g) Епиходов
h) Костылев
i) Костылева
j) Клещ
3. Опишите музейную экспозицию, представляющую собой лабораторию Евгения Базарова или комнату Раскольникова (по выбору).

 

Ответы:

Тур I. Комплексный анализ художественного текста.
При оценке работы учитываются:

  • глубина постижения текста (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя)
  • знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его;
  • умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства;
  • язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность).

Тур II. Сопоставительный анализ лирических произведений.
При оценке работы учитываются:

  • глубина и самостоятельность понимания произведений
  • Владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие)
  • Восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства

 

Тур III. История и теория литературы
1. Из каких произведений взяты отрывки? Назовите их авторов и жанровую принадлежность произведения.

 

а) И.С.Тургенев «Памяти Ю.П.Вревской», стихотворение в прозе.
б) М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик», сказка.
в) Н.С.Лесков «Очарованный странник», повесть.
г) А.П.Чехов «Душечка», рассказ.
д) Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», поэма.

 

2. Назовите имена и отчества персонажей пьес А.П.Чехова «Вишневый сад» и М.Горького «На дне»:

 

a) Раневская Любовь Андреевна
b) Гаев Леонид Андреевич
c) Лопахин Ермолай Алексеевич
d) Трофимов Петр Сергеевич
e) Симеонов-Пищик Борис Борисович
f) Шарлотта Ивановна, гувернантка.
g) Епиходов Семен Пантелеевич
h) Костылев Михаил Иванов
i) Костылева Василиса Карповна
j) Клещ Андрей Митрич

 

3. Опишите музейную экспозицию, представляющую собой лабораторию Евгения Базарова или комнату Раскольникова (по выбору).

При оценке работы учитываются:

  1. Знание фактического материала.
  2. Умение вести тему сочинения, нестандартно мыслить.
  3. Язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность).

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*