Литература. 8 класс

Тур I. Комплексный анализ художественного текста.

И.С.Тургенев

ГОЛУБИ

Я стоял на вершине пологого холма; передо мною — то золотым, то посеребренным морем — раскинулась и пестрела спелая рожь.
Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая.
Около меня солнце еще светило — горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.
Всё притаилось… всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.
Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду… и смутно было на душе. Ну скорей же, скорей! — думалось мне, — сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!
Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю… и только словно пухла да темнела.
И вот по одноцветной ее синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь.
Летел, летел — всё прямо, прямо… и потонул за лесом.
Прошло несколько мгновений — та же стояла жестокая тишь… Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой ровным полетом два белых голубя.
И вот, наконец, сорвалась буря — и пошла потеха!
Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, всё закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой…
Но под навесом крыши, на самом кра́юшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя — и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас.
Нахохлились оба — и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…
Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них… Хоть я и один… один, как всегда.

Май, 1879

  1. Какие чувства, переживания передает И.С.Тургенев в этом стихотворении в прозе?
  2. Какие образы помогают понять смысл произведения?
  3. Почему произведение называется «Голуби»?

Тур II. История и теория литературы

1. Из каких произведений взяты отрывки? Назовите их авторов и жанровую принадлежность произведения.

а) Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!

б) Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.

в) Бедное значительное лицо чуть не умер. Как ни был он характерен в канцелярии и вообще перед низшими, и хотя, взглянувши на один мужественный вид его и фигуру, всякий говорил: «У, какой характер!» — но здесь он, подобно весьма многим, имеющим богатырскую наружность, почувствовал такой страх, что не без причины даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка. Он сам даже скинул поскорее с плеч шинель свою и закричал кучеру не своим голосом: «Пошел во весь дух домой!» Кучер, услышавши голос, который произносится обыкновенно в решительные минуты и даже сопровождается кое-чем гораздо действительнейшим, упрятал на всякий случай голову свою в плечи, замахнулся кнутом и помчался как стрела.

г) Выходя из этого дома страданий, вы непременно испытаете отрадное чувство, полнее вдохнете в себя свежий воздух, почувствуете удовольствие в сознании своего здоровья, но вместе с тем в созерцании этих страданий почерпнете сознание своего ничтожества и спокойно, без нерешимости пойдете на бастионы…
«Что значат смерть и страдания такого ничтожного червяка, как я, в сравнении с столькими смертями и столькими страданиями?» Но вид чистого неба, блестящего солнца, красивого города, отворенной церкви и движущегося по разным направлениям военного люда скоро приведет ваш дух в нормальное состояние легкомыслия, маленьких забот и увлечения одним настоящим.

д) Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком. Садовник, чех, маленький старичок в золотых очках, только что садился со своей семьею за ужин. Он был очень изумлен и недоволен поздним появлением заказчиков и их необычной просьбой. Вероятно, он заподозрил какую-нибудь мистификацию и на Верочкины настойчивые просьбы отвечал очень сухо:
– Извините. Но я ночью не могу посылать в такую даль рабочих. Если вам угодно будет завтра утром — то я к вашим услугам.
2. В этом задании вам предложены определения какого–либо литературоведческого понятия. О чем идет речь?
а) … – род литературы, представлен такими жанрами, как басня, некоторые виды очерка, историческая поэма …
б) … – прием, основанный на чрезмерном преуменьшении…
в) … – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении тождественных элементов (звуков, морфем, слов…) в начале нескольких отрезков речи…
г) … – перенос значения по принципу смежности понятий…
д) … — метр, образованный стопами из трех слогов, с сильным местом на втором…

 

3. Опишите музейную экспозицию, представляющую собой землянку Василия Теркина или усадьбу Кирила Петровича Троекурова (по выбору).

Ответы: 

Тур I. Комплексный анализ художественно текста-миниатюры.
При оценке работы учитываются:

  • глубина постижения текста (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, художественной идеи, образа повествователя)
  • знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его;
  • умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства;
  • язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность).

Тур II. История и теория литературы

1. Из каких произведений взяты отрывки? Назовите их авторов и жанровую принадлежность.

а) Г.Р.Державин «Властителям и судиям», сатира.
б) М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
в) Н.В.Гоголь «Шинель», повесть.
г) Л.Н.Толстой «Севастополь в декабре месяце», рассказ.
д) И.А.Бунин «Куст сирени», рассказ.

2. В этом задании вам предложены определения какого–либо литературоведческого понятия. О чем идет речь?

а) эпос
б) литота
в) анафора (единоначатие)
г) метонимия
д) амфибрахий

3. Опишите музейную экспозицию, представляющую собой землянку Василия Теркина или усадьбу Кирила Петровича Троекурова (по выбору).

При оценке работы учитываются:

  1. Знание фактического материала.
  2. Умение вести тему сочинения, нестандартно мыслить.
  3. Язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность).

 

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*