Литература. 9 класс

Тур I. Комплексный анализ художественного текста.

И.С.Тургенев

ДВА ЧЕТВЕРОСТИШИЯ

Существовал некогда город, жители которого до того страстно любили поэзию, что если проходило несколько недель и не появлялось новых прекрасных стихов, — они считали такой поэтический неурожай общественным бедствием.
Они надевали тогда свои худшие одежды, посыпа́ли пеплом головы — и, собираясь толпами на площадях, проливали слезы, горько роптали на музу, покинувшую их.
В один подобный злополучный день молодой поэт Юний появился на площади, переполненной скорбевшим народом.
Проворными шагами взобрался он на особенно устроенный амвон1 — и подал знак, что желает произнести стихотворение.
Ликторы2 тотчас замахали жезлами.
— Молчание! внимание! — зычно возопили они — и толпа затихла, выжидая.
— Друзья! Товарищи! — начал Юний громким, но не совсем твердым голосом:

Друзья! Товарищи! Любители стихов!
Поклонники всего, что стройно и красиво!
Да не смущает вас мгновенье грусти темной!
Придет желанный миг… и свет рассеет тьму!

Юний умолк… а в ответ ему, со всех концов площади, поднялся гам, свист, хохот.
Все обращенные к нему лица пылали негодованием, все глаза сверкали злобой, все руки поднимались, угрожали, сжимались в кулаки!
— Чем вздумал удивить! — ревели сердитые голоса. — Долой с амвона бездарного рифмоплета! Вон дурака! Гнилыми яблоками, тухлыми яйцами шута горохового! Подайте камней! Камней сюда!
Кубарем скатился с амвона Юний… но он еще не успел прибежать к себе домой, как до слуха его долетели раскаты восторженных рукоплесканий, хвалебных возгласов и кликов.
Исполненный недоуменья, стараясь, однако, не быть замеченным (ибо опасно раздражать залютевшего зверя), возвратился Юний на площадь.
И что же он увидел?
Высоко над толпою, над ее плечами, на золотом плоском щите, облеченный пурпурной хламидой, с лавровым венком на взвившихся кудрях, стоял его соперник, молодой поэт Юлий… А народ вопил кругом:
— Слава! Слава! Слава бессмертному Юлию! Он утешил нас в нашей печали, в нашем горе великом! Он подарил нас стихами слаще меду, звучнее кимвала3, душистее розы, чище небесной лазури! Несите его с торжеством, обдавайте его вдохновенную голову мягкой волной фимиама4, прохлаждайте его чело мерным колебанием пальмовых ветвей, расточайте у ног его все благовония аравийских мирр5! Слава!
Юний приблизился к одному из славословящих.
— Поведай мне, о мой согражданин! какими стихами осчастливил вас Юлий? Увы! меня не было на площади, когда он произнес их! Повтори их, если ты их запомнил, сделай милость!
— Такие стихи — да не запомнить? — ретиво ответствовал вопрошенный. — За кого ж ты меня принимаешь? Слушай — и ликуй, ликуй вместе с нами!
«Любители стихов!» — так начал божественный Юлий…

Любители стихов! Товарищи! Друзья!
Поклонники всего, что стройно, звучно, нежно!
Да не смущает вас мгновенье скорби тяжкой!
Желанный миг придет — и день прогонит ночь!

— Каково?
— Помилуй! — возопил Юний, — да это мои стихи! Юлий, должно быть, находился в толпе, когда я произнес их, — он услышал и повторил их, едва изменив, — и уж, конечно, не к лучшему, — несколько выражений!
— Ага! Теперь я узнаю тебя… Ты Юний, — возразил, насупив брови, остановленный им гражданин. — Завистник или глупец!.. Сообрази только одно, несчастный! У Юлия как возвышенно сказано: «И день прогонит ночь!..» А у тебя — чепуха какая-то: «И свет рассеет тьму»?! Какой свет?! Какую тьму?!
— Да разве это не всё едино… — начал было Юний…
— Прибавь еще слово, — перебил его гражданин, — я крикну народу… и он тебя растерзает!
Юний благоразумно умолк, а слышавший его разговор с гражданином седовласый старец подошел к бедному поэту и, положив ему руку на плечо, промолвил:
— Юний! Ты сказал свое — да не вовремя; а тот не свое сказал — да вовремя. Следовательно, он прав — а тебе остаются утешения собственной твоей совести.
Но пока совесть — как могла и как умела… довольно плохо, правду сказать — утешала прижавшегося к сторонке Юния, — вдали, среди грома и плеска ликований, в золотой пыли всепобедного солнца, блистая пурпуром, темнея лавром сквозь волнистые струи обильного фимиама, с величественной медленностью, подобно царю, шествующему на царство, плавно двигалась гордо выпрямленная фигура Юлия… и длинные ветви пальм поочередно склонялись перед ним, как бы выражая своим тихим вздыманьем, своим покорным наклоном — то непрестанно возобновлявшееся обожание, которое переполняло сердца очарованных им сограждан!

Апрель, 1878

  1. Почему произведение называется «Два четверостишия»?
  2. Как система образов и композиция произведения помогают понять его смысл?
  3. Как решается в стихотворении в прозе И.С.Тургенева «Два четверостишия» проблема творчества?

Тур II. История и теория литературы

1. Объясните мифологические имена и названия, а также историко-культурные реалии, встречающиеся в текстах.

а) И стоящий близ Елены
Менелай тогда сказал:
Плод губительный измены —
Ею сам изменник пал;
И погиб виной Парида
Отягченный Илион…
Неизбежен суд Кронида,
Всё блюдет с Олимпа он.

‎Злому злой конец бывает:
‎Гибнет жертвой Эвменид,
‎Кто безумно, как Парид,
‎Право гостя оскверняет.
В.А.Жуковский

б) Что нам богатства искать? им счастья себе не прикупим:
Всех на одной ладие, и бедного Ира и Креза,
В мрачное царство Плутона, чрез волны ужасного Стикса
‎Старый Харон отвезет.
А.А.Дельвиг

2. Назовите имена и отчества персонажей комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

а) Сквозник-Дмухановский
б) Земляника
в) Ляпкин-Тяпкин
г) Шпекин
д) Хлестаков
е) Хлопов
ж) Пошлепкина
з) Добчинский
и) Бобчинский
3. Какое изобразительно-выразительное средство является главным в стихотворении Ф.И.Тютчева «Сияет солнце, воды блещут…»? Определите его смысловую роль и составьте статью об этом термине для литературоведческого словаря.

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

4. В этом задании вам предложены определения какого–либо литературоведческого понятия. О чем идет речь?

а) … – главная сила, пружина, движущая развитие драматургического действия…

б) … – прием, используемый для создания подтекста, состоящий в намеке на какой-либо исторический, культурный, бытовой факт…

в) … – прием, заключающийся в сопоставлении одного предмета, явления с другим предметом, явлением на основании каких-либо признаков…

г) … – обобщенная, глубокая мысль автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме и отличающаяся выразительностью, неожиданностью суждения….

д) … – метр, образованный стопами из двух слогов, с сильным местом на втором…

Ответы:

Тур I. Комплексный анализ художественного текста.
При оценке работы учитываются:

  • глубина постижения текста (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, художественной идеи, образа повествователя)
  • знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его;
  • умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства;
  • язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность).

Тур II. История и теория литературы

 1. Объясните библейские и мифологические имена и названия и историко-культурные реалии, встречающиеся в текстах.

Елена Прекрасная, в древнегреческой мифологии дочь Зевс а и Леды, славившаяся необыкновенной красотой. Выданная замуж за спартанского царя Менелая, Елена была похищена троянским царевичем Парисом, что и послужило якобы поводом к Троянской войне. Первоначально Елена – дорийское божество плодородия, пользовавшееся культовым почитанием в Спарте и в историческую эпоху.
Менела́й     –    в древнегреческой мифологии спартанский царь, муж Елены. Один из наиболее известных участников Троянской войны. После взятия ахейскими войсками Трои Менелай вместе с Еленой долгие годы скитался по свету, прежде чем сумел вернуться в Спарту. Согласно мифу, после смерти Менелая был перенесён в сказочные Елисейские поля.
Парис (Парид) –  в «Илиаде» сын царя Трои Приам а и Гекубы. После рождения был брошен родителями, так как прорицателями было предсказано, что Парис явится причиной гибели Трои. Подобранный пастухами, Парис выжил и, когда вырос, был приставлен пасти царские стада на горе Иде. Зевс избрал его судьей в споре между богинями Герой, Афиной и Афродитой; отдав Афродите золотое яблоко («яблоко раздора»), Парис признал её прекраснейшей. После этого Афродита всегда покровительствовала Парису. Она помогла ему похитить Елену — жену спартанского царя Менелая, что послужило поводом к Троянской войне. В конце войны Париса убил Ахилла, но сам погиб, раненный отравленной стрелой Филоктета.
Илион – второе название Трои.
Кронид – сын Кроноса – Зевс – древнегреческой мифологии верховный бог, владыка богов и людей. Сын титанов Кроноса и Реи. Низвергнув господство Крона и богов старшего поколения — титанов, Зевс уступил власть над морем и подземным царством своим братьям — Посейдон у и Аид у. Себе он оставил верховную власть над миром и управление всеми небесными явлениями, прежде всего громом и молнией. Зевса почитали как охранителя общественного порядка и семьи; ему приписывали установление законов и обычаев. Постоянным местопребыванием Зевса считался Олимп (З.-«Олимпиец»). Атрибутами Зевса были эгида, скипетр, иногда орёл. Как дарующий победу на войне и в состязаниях он изображался с богиней победы Нике (римское — Виктория) в руке. Зевс считался отцом младшего поколения олимпийских богов: Аполлона, Артемиды, Арея, Афины, Афродиты, Гермеса, Гефеста, Диониса, Гебы, Ириды, Персефоны, а также муз, харит и многих героев: Геракла, Персея и др.
Эвмениды (Эринии)  –       в древнегреческой мифологии подземные богини кровной мести, рожденные богиней земли Геей от капель крови при оскоплении Урана. Изображались страшными старухами с кишащими на голове змеями, с факелами и бичами в руках. В Афинах Эринии почитались под культовым именем Евменид. В Риме Эриниям соответствовали Фурии . Иносказательно Эриния, Эвменида — мщение.
Ир – (Быт.38:2 , 3, 6, 7) первенец Иуды, сына ·патриарха Иакова и жены его, дочери от Шуи Хананеянина. Он был женат на Фамари, был неугоден пред очами Господа и умертвил его Господь (·ст. 7). (1 балл)
Крез – Царь Лидии, обладавший несметными богатствами.
Плутон – Бог подземного мира; Аид (в древнегреческой мифологии).
Стикс – река в Аиде. Гефест, когда ковал меч Давна, закалял его в водах Стикса. По Гесиоду, река Стикс составляла десятую часть всего потока, проникавшего через мрак в подземное царство, где в Стикс впадал Коцит; остальные девять частей потока окружали своими извивами землю и море. Поэты упоминают также Стигийские болота в Аиде. По одной из древних легенд известный герой Ахилл получил свою непобедимость благодаря тому, что его мать, богиня Фетида, окунула его в воды священного Стикса.
Харон – в древнегреческой мифологии перевозчик умерших через реки подземного царства до врат Аида. Для уплаты за провоз покойнику клали в рот монету.

2. Назовите имена и отчества персонажей комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

а) Сквозник-Дмухановский Антон Антонович
б) Земляника Артемий Филиппович
в) Ляпкин-Тяпкин Аммос Федорович
г) Шпекин Иван Кузьмич
д) Хлестаков Иван Александрович
е) Хлопов Лука Лукич
ж) Пошлепкина Февронья Петровна
з) Добчинский Петр Иванович
и) Бобчинский Петр Иванович

3. Какое изобразительно-выразительное средство является главным в стихотворении Ф.И.Тютчева «Сияет солнце, воды блещут…»? Определите его смысловую роль и составьте статью об этом термине для литературоведческого словаря.

 

4. В этом задании вам предложены определения какого–либо литературоведческого понятия. О чем идет речь?
а) конфликт
б) аллюзия
в) сравнение
г) афоризм
д) ямб

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *