Олимпиада по обществознанию. 10 класс

Олимпиада школьников по обществознанию

2009–2010 учебный год

Окружной этап

10 класс

 1. В процессе отношений с органами государственного управления граждане реализуют основные права и свободы:

а) право на жизнь;

б) право участвовать в управлении государством непо­средственно и через своих представителей;

в) право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и проектирование;

г) право на объединение, включая право создавать профес­сиональные союзы для защиты своих интересов;

д) право на создание семьи;

е) право обращаться лично, а также направлять индивиду­альные и коллективные обращения в государственные органы и органы по защите свободы и личной неприкосновенности;

ж) право на неприкосновенность жилища;

з) право на образование;

и) право на передвижение;

к) право свободно искать, получать, передавать, произво­дить и распространять информацию;

л) право на возмещение государством вреда, причиненно­го незаконными действиями (или бездействием) органов госу­дарственной власти или их должностными лицами;

м) право на изменение фамилии, имя, отчества.

2. Какой из приведенных терминов означает принятие в гражданство?

а) адаптация; б) натурализация; в) филиация; г) экстрадиция.

3. Как называется документ с именами кандидатов для голосования на выборах?

а) официальный перечень; б) пакт; в) акт; г) бюллетень.

4. Закончите высказывание: «Минимальный набор про­дуктов питания, промышленных товаров и услуг, необходимых для обеспечения основных физиологических потребностей че­ловека, – это ________________________________».

5. Заполните пропуски в схеме «Классификация основных прав и свобод по Конституции РФ».

ПРАВА И СВОБОДЫ

схема по обществу

6. Установите верность или ложность утверждений («да» или «нет») и занесите ответы в таблицу.

6.1.Социальное развитие современной России не ха­рактеризуется стабильностью социальных статусов лю­дей.

6.2. Проведение ежегодных ярмарок вакансий для мо­лодежи является примером функционирования рынка ин­формации.

6.3. Уголовное право относится к отраслям публично­го права.

6.4.Для традиционного общества характерно рацио­нальное восприятие мира.

6.5. Регулирование экономики с помощью эмиссии банкнот, изменения учетной ставки инормы обязатель­ных резервов является основой фискальной политики государства.

6.6.Тенденция к межнациональной интеграции прояв­ляется в сепаратизме.

6.7. Для философов эпохи Просвещения характерно представление об истории человечества как о непрерыв­ном прогрессе всех сторон жизни общества.

6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

6.6

6.7

 7. Какое понятие является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.

7.1 Унитарное государство, светское государство, федеративное государство, конфедерация._______________________________________________________________

7.2. Искусство, наука, здравоохранение, образование. ____________________

___________________________________________________________________

8. Проанализируйте с точки зрения действующего за­конодательства данную ситуацию.

17-летний Константин Волков устроился на предп­риятие «Сфера». Он заключил трудовой договор, куда с егосогласия было включено условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По окончании трех месяцев испытательного срока Волкова уволили, признав неудовлетворительными результаты испытания.

Правомерно ли увольнение Волкова? Свое мнение обос­нуйте.

9. Вставьте вместо пропусков порядковые номера со­ответствующих понятий из приведенного списка. Обрати­те внимание: в списке понятий больше, чем пропусков в тексте!

Большое распространение в получила клас­сификация, выделяющая в зависимости отоснований иусловий приобретения _________ членства ___________ и ____ __________ партии. Первые отличаются тем, что ониформируются вокруг группы политических ,а основой их строения является комитет активистов. Ониформируются обычно ____________ на базе различных ____________ фракций, объединений партийной бюро­кратии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время . Другие партиипредставляют собой централизованные, хорошо дисципли­нированные организации. Большое значение в них придается _____________ единству членов партии. Такие партиичаще всего формируются ______ __________, на основе проф­союзных и иных _________ движений, отражающихинтересы различных социальных _______ .

  1. «снизу»

  1. импичмент

  1. консенсус

  1. общественный

  1. политология

  1. идеологический

  1. фактор

  1. группа

  1. система

  1. избирательный

  1. выборы

  1. лидер

  1. национальный

  1. норма

  1. «сверху»

  1. социум

  1. партийный

  1. социология

  1. массовый

  1. парламентский

  1. кадровый

10. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Развитие экономической системы (1) является основой экономического прогресса (2). Его основу составляет раз­витие материальных производительных сил, которое ведетк росту производительности труда (3). Обновление мате­риально-технической базы порождает новые знания (4) и навыки работников, меняет существующее общественное разделение труда. Параллельно прогрессу техники и опе­режая его идет развитие науки (5), прикладные отрасли которой непосредственно ориентированы на применение результатов научного знания для решения производствен­ных и социально-практических проблем. Одновременно увеличивается объем и структура потребностей (6), меня­ются способы их удовлетворения, существенно изменяет­ся сам образ жизни.

10.1. Дайте определение всем подчеркнутым и пронуме­рованным терминам.

1. ______________________________________________________

2.__________________________________________________________

3. _____________________________________________________

4. ____________________________________________________

5. ________________________________________________________

6. _____________________________________________________

10.2. О каких сферах (подсистемах) общественной жиз­ни идет речь в тексте?Какой из них отводится определяющая роль?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.3. Что входит в состав производительных сил обще­ства, кроме их материально-технической части?____________________________________________________

11. Представленные на диаграмме данные отражают ситуацию в одной стране в начале и в конце года. Про­анализируйте их. Понятия, обозначающие категории на­селения, показанные на диаграмме, употребляются в классическом значении.

диаграмма по обществу

11.1. Оцените сделанные выводы. Вы можете согла­ситься с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграммы.

а) Происходит общий рост числа экономически актив­ных людей._______________

_______________________________________________________________________

б) Подобная динамика числа безработных может быть связана только с наличием фрикционной безработицы.______________________________________________________

11.2. Вследствие какого процесса в экономике проис­ходят подобные изменения? _________________________________________________________________________

12. Решите кроссворд. В выделенных клетках полу­чится слово. Запишите его определение.

  1. Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы полити­ческой, правовой и экономической систем данной страны.

  2. Предусмотренная законом возможность участника правоотношения осуществлять определенные действия или требовать известных действий от другого участника этого правоотношения.

  3. Совокупность социально-экономических и правовых мер, обеспечивающих каждому члену общества реализа­цию его важнейших прав и свобод.

  4. Официальное провозглашение государством, парти­ей, международными, межгосударственными организаци­ями основных принципов.

  5. Максимальная открытость и правдивость в деятель­ности государственных и общественных организаций; действенная и активная форма участия общественного мнения в демократическом решении важнейших проблем страны.

  6. Денежная выплата, которая производится гражда­нам в случаях, предусмотренных законодательством; одна из форм материального обеспечения в старости, при бо­лезни и потере трудоспособности и др.

  7. Лицо, не являющееся гражданином данной страны и не обладающее доказательствами, которые могли бы ус­тановить принадлежность его к гражданству какого-либо иностранного государства.

  1. Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

  2. Решение важных вопросов общественной и государ­ственной жизни прямым голосованием избирателей.

  1. Возможность свободного существования в обществе различных политических взглядов, школ, идеологий, раз­личных политических партий и организаций с неодинако­выми целями и программами.

  2. Контроль официальных властей за содержанием произведений, предназначенных к печати, прокату, вос­произведению, выпуску, постановке и т. д.

  3. Общественное признание населением страны закон­ности действующих институтов государственной власти.

кроссворд по обществу
 Определение ________________________________________________

Ответы:

 

1 – б, г, е. 2 – б. 3 – г. (1 балл за правильный ответ)

4«Прожиточный минимум». (1 балл за правильный ответ)

5 – Экономические, политические, культурные, личные, социальные. (2 балла за правильный ответ)

6 – 6.1) Да; 6.2) Нет; 6.3) Да; 6.4) Нет; 6.5) Нет; 6.6) Нет; 6.7) Да. (По 1 баллу за каждую позицию, максимум – 7 баллов)

7 – 7.1) Светское государство, остальное – формы государственного устройства; 7.2) Здравоохранение, остальное – элементы духовной сферы общества. (По 1 баллу за указанное лишнее понятие и до 2 баллов за объяснение, максимум – 6 баллов)

8 – Нет. По Трудовому кодексу РФ для лиц, не достигших 18 лет, испытательный срок при приеме на работу не устанавливается. (1 балл за правильный ответ и 2 балла за верное обоснование)

9 – 9, 13, 21, 7, 18, 19, 14, 11, 16, 1, 2, 10. (По 1 баллу за каждый верный ответ, максимум – 12 баллов)

10 – 10.1: 1) Экономическая система – совокупность экономических процессов производства, обмена, распределения, потребления, организационных форм и механизма хозяйственной деятельности; 2) Прогресс – направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному; 3) Производительность труда – количество продукции, выпущенной в единицу времени; 4) Знание – результат познания, процесса постижения действительности в ходе активного отражения сознанием человека объективных отношений и закономерностей реального мира; 5) Наука – система знаний, форма духовной жизнедеятельности общества, направленная на производство объективно-истинных знаний о природе, обществе, человеке; 6) Потребность – нужда, необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности человека и общества в целом. (До 3 баллов за каждое верное определение, максимум – 18 баллов)

11 – 11.1: а) Да. Выросло суммарное число безработных и занятых; б) Нет. Безработица за год резко возросла, а уровень фрикционной безработицы относительно постоянен. (По 2 балла за определение верности или неверности утверждения и до 3 баллов за полное объяснение, максимум – 10 баллов); 11.2: Экономический кризис (2 балла за правильное определение процесса)

12 – 1) Конституция; 2) Правомочие; 3) Гарантия; 4) Декларация; 5) Гласность; 6) Пособие; 7) Апатриды; 8) Образование; 9) Референдум; 10) Плюрализм; 11) Цензура; 12) Легитимность. Тоталитаризм – политическая (государственная) система, осуществляющая или стремящаяся к осуществлению ради тех или иных целей абсолютный контроль над всеми сторонами жизни общества. (По 1 баллу за каждое слово и 3 балла за верное определение, максимум – 15 баллов)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *