Олимпиадные задания по литературе для 9 класса

1. Угадайте литературное произведение по началу или концу; укажите автора.

1) В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в которой ездят холостяки… (Начало.)
2) Потом он промолвил, несколько подумав:
-Да, жаль беднягу… Черт же его дернул ночью с пьяным разгова­ривать!.. Впрочем, видно, уж так у него народу было написано!..
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений, (Конец.)
3) Скучно на этом свете, господа! (Конец.)

2. Из какого стихотворения А.С. Пушкина эта пейзажная зари­совка?

1) Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты.,.
2) Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
3) Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро…Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко…

3. По приведенным ниже определениям установите, о каких литературоведческих понятиях идет речь.

А) … — жанровая форма лирики. Выявилась и определилась в Древней Греции в VI веке до н. э. как стихотворение, написанное независимо от содержания двустишиями. Первоначально темы многообразны, от высокообщественных — патриотизм, идеалы граж­данской и воинской доблести — до узкосубъективных: радость и горе любви.
В новой европейской литературе теряет четкость формы, но при­обретает определенность содержания, становясь выражением преиму­щественно философских размышлений, грустных раздумий, скорби. В русской литературе в этой жанровой форме работали Н.М. Карам­зин, К.Н. Батюшков, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин. Б) … — обострение сюжета, чаще всего драматического, в ли­тературном произведении с помощью использования различных случайностей, совпадений, обманных ходов, запутывающих дейст­вие, делающих неясным дальнейшее развитие конфликта и неожи­данным его разрешение, служит целям раскрытия характеров персонажей через поступки.

4. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Повесть и слово — жанры древнерусской литературы.
б) Новелла и роман — жанры древнерусской литературы.
в) Бытие — один из жанров древнерусской литературы.
г) Высокий стиль, ораторский слог, описание событий общегосударственного масштаба — черты жанра, который называется ода.
д) Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.
е) Лирическое отступление может быть только в лирическом произведении.
ж) Речь одного литературного героя можно назвать монологом, а разговор трех литературных персонажей — полилогом.
з) Сентиментализм — это направление, направление, к которому принадлежит повесть «Бедная Лиза» Н. Карамзина.
и) Сентиментализм — это жанр, в котором написана повесть «Бедная Лиза» Н. Карамзина.
к) Произведения Д. Дефо «Робинзон Крузо», Р. Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена», М. Твена «Приключения Тома Сойера» можно назвать детективными.

5. Соотнесите имена русских писателей и названия мест, где существуют их музеи.

Н.М. Карамзин

А.С. Грибоедов

А.С. Пушкин

Н.В. Гоголь

М.Ю. Лермонтов

Захарово

Середниково

Хмелита

Сорочинцы

Ульяновск (Симбирск)

 

6. Интерпретация поэтического текста.

Осип Мандельштам (1891 – 1938)
* * *
Смутно-дышащими листьями
Чёрный ветер шелестит,
И трепещущая ласточка
В тёмном небе круг чертит.
Тихо спорят в сердце ласковом
Умирающем моем
Наступающие сумерки
С догорающим лучом.
И над лесом вечереющим
Встала медная луна;
Отчего так мало музыки
И такая тишина?
1911

ОТВЕТЫ.
1.ОТВЕТ:
1) «Мертвые души» Н.В. Гоголя.
2) «Герой нашего вре­мени» М.Ю. Лермонтова.
3) «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В. Гоголя.

2.ОТВЕТ: 1) «Деревня». 2) «Бесы». 3) «Вновь я посетил…».

3.ОТВЕТ: .
А) Элегия. Б) Интрига.

4. ОТВЕТ:

а) да
б) нет
в) нет
г) да
д) да
е) нет
ж) да
з) да
и) нет
к) нет

5. ОТВЕТ:
Н.М. Карамзин Ульяновск (Симбирск)
А.С. Грибоедов Хмелита
А.С. Пушкин Захарово
Н.В. Гоголь Сорочинцы
М.Ю. Лермонтов Середниково

6. Критерии оценивания
При оценке работы выявляется:
— глубина и самостоятельность понимания темы и идеи произведения
— владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие)
— восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства
— композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *