Олимпиадные задания по литературе для 10 класса

1. В одном из стихотворений Тютчев цитирует поэта-предшественника. Кто он и его стихотворение?

И вот: свободная стихия, -
Сказал бы наш поэт родной, -
Шумишь ты как во дни былые,
И катишь волны голубые,
И блещешь гордою красой!..

2. Кто это говорит? Назовите героя, название произведения.

1) Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому, только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет…
2)
Легко ли в шестьдесят пять лет
Тащиться мне к тебе, племянница?..
- Мученье! Час битый ехала с Покровки, силы нет;
Ночь — светопреставленъе!..
3) Конечно другое дело, если бы соседство было хорошее, если бы, например, такой человек, с которым бы в некотором роде можно было поговорить о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку, чтоб этак расшевелило душу…
4) Нам вот все представляется вечность, как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность.

3. Кто где живет? Назовите героя произведения и место, где разворачивается событие.

1) Вчера я приехал в , нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы : во время грозы облака будут спускаться до моей кровати. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятигла­вый синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается , как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу пере­до мною пестреет чистенький, маленький городок, шумят целебные ключи… Весело жить в такой земле!
2) Урядник привел меня в избу, стоявшую на высоком берегу реки, на самом краю крепости… Я стал глядеть в узенькое окош­ко. Передо мною простиралась печальная степь. Наискось стояло несколько избушек; на улице бродило несколько куриц. Старуха, стоя на крыльце с корытом, кликала свиней, которые отвечали ей дружелюбным хрюканьем. И вот в какой стороне осужден был я проводить свою молодость!
3) Изображу ль в картине верной
Уединенный кабинет,
Где мод воспитанник примерный
Одет, раздет и вновь одет?
Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по балтическим волнам
За лес и сало возит к нам,

Все, что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной, -
Все украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.

4. Назовите писателей, чьи имена связаны с географическими названиями:

а) Буживаль; б) Симбирск; в) Вятка; г) Щелыково; д) Овстуг; е) Карабиха; ж) Спасское-Лутовиново; з) Тригорское.

5. В этом задании вам предложены определения какого–либо литературоведческого понятия. О чем идет речь?

а) …– главная сила, пружина, движущая развитие драматургического действия…
б) …– прием, используемый для создания подтекста, состоящий в намеке на какой-либо исторический, культурный, бытовой факт…
в) …– прием, заключающийся в сопоставлении одного предмета, явления с другим предметом, явлением на основании каких-либо признаков…
г) … – обобщенная, глубокая мысль автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме и отличающаяся выразительностью, неожиданностью суждения….
д) … – метр, образованный стопами из двух слогов, с сильным местом на втором…

6. Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а может выбрать собственный путь анализа.
Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

И.С.Тургенев

Собака

Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит передо мною и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю.
Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
И конец!
Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И в каждой из этих пар, в животном и в человеке —одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

Февраль, 1878

Опорные вопросы
а) Над какими вопросами размышляет автор в этом произведении? Каким образом обычная бытовая сцена превращается в размышление над вечными вопросами?
б) В очень коротком произведении несколько раз появляются слова “тоже”, “тот же”, “то же”, “та же”. Какой художественной цели служат эти повторы?
в) Как автору удается сделать статичную “немую” сцену эмоционально насыщенной, передающей движение мыслей и чувств?
г) Как взаимодействуют в тексте произведения мотивы единичности и парности?

Ответ:

1.ОТВЕТ:
Тютчев цитирует строки из стихотворения Пушкина «К морю».

2. ОТВЕТ:
1) Дикой, «Гроза».
2) Хлестова, «Горе от ума».
3) Манилов, «Мертвые души».
4) Свидригайлов, «Преступление и наказание».

3. ОТВЕТ:
1) Печорин в Пятигорске.
2) Гринев в Белогорской крепости.
3)Евгений Онегин в Петербурге

4.ОТВЕТ:
а) И.С. Тургенев;
б) И.А. Гончаров;
в) М.Е. Салтыков-Щедрин;
г) А.Н. Островский;
д) Ф.И. Тютчев;
е) Н.А. Не­красов;
ж) И.С. Тургенев;
з) А.С. Пушкин.

5. ОТВЕТ:
а) Конфликт
б) Аллюзия
в) Сравнение
г) Афоризм
д) Ямб

6. ОТВЕТ:
Критерии оценивания
При оценке работы выявляется:
- глубина и самостоятельность понимания темы и идеи произведения
- владение основами анализа текста
- восприятие образа героя и умение истолковать его, характеризовать индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства
- композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность)

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*