Олимпиадные задания по обществознанию для 8 класса

1. По какому принципу созданы ряды? Что является лишним?

а) право, этикет, мораль, традиции, знаки дорожного движения, сетикет, обычай.
б) прокуратура, суд, Федеральная служба безопасности, Интерпол, таможня, милиция.

2. Ответьте «да» или «нет».

а) Человек по своей природе существо биосоциальное.
б) Под общением понимают только обмен информацией.
в) Каждый человек индивидуален.
г) В РФ полный объём прав и свобод гражданин получает с 14 лет.
д) Каждый человек рождается личностью.

3. Выберите несколько верных ответов в каждом задании и занесите свой ответ в таблицу. 

3.1. Какие из перечисленных обязанностей являются обязанностями гражданина России?

а) соблюдать законы
б) защищать Отечество
в) платить налоги
г) сохранять природу
д) состоять в рядах какой-либо политической партии
е) получить два высших образования.

3.2. Какие из перечисленных ниже ситуаций относятся к деловым межличностным отношениям.

а) знакомство с соседом по квартире
б) представление нового сотрудника коллегам
в) назначение встречи по телефону подчинённому
г) беседа по телефону с приятелем
д) совместное выполнение трудовых обязанностей.

3.3. Что из перечисленного является примером предпринимательской деятельности?

а) покупка телевизора в магазине
б) покупка и продажа акций на фондовой бирже
в) коллекционирование марок и значков
г) ремонт автомобиля перед поездкой на отдых
д) выращивание овощей на приусадебном участке и их реализация
е) посредничество при найме жилья.

3.4. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение неформальных позитивных санкций.

а) К. присвоили звание « Заслуженный учитель РФ»
б) друзья похвалили С. За подготовленный праздник
в) В. получил на заводе премию за своё изобретение
г) выступление учеников 8 класса на школьном вечере вызвало аплодисменты
д) заметка в стенгазете получила одобрение коллег
е) Л. получил степень доктора физико-математических наук.

4. Перед вами иллюстрации, отражающие основные права и свободы человека и гражданина РФ. Исходя из смысла и содержания, разделите их на несколько групп. Запишите названия групп в первой колонке таблицы, а входящие в каждую группу права занесите во вторую колонку таблицы, указывая в скобках порядковый номер изображения, обозначающего данное право.

1обществознание8

2обществознание9

3обществознание10

4обществознание11

5обществознание12

6обществознание13

7обществознание14

8обществознание15

9обществознание16

Основные группы прав и свобод

Права и свободы

_______________________________________
_______________________________________
___________________________________________
___________________________________________

 

5. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином. Ответ впишите в таблицу.

5.1. В дошкольном возрасте, когда наступает период самоутверждения через преодоление отдельных культурных стереотипов, ребенок обнаруживает и раскрывает много возможностей для деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
5.2. С завершением второй мировой войны, приняв на себя роль гегемона западного «свободного мира», США отказались от экономической политики государства, направленной на защиту от иностранной конкуренции, и обязались способствовать развитию свободной международной торговли.
5.3. Взаимное непонимание, «разговор двух глухих» — одна из важнейших причин постоянных активных столкновений противоположных интересов, взглядов, стремлений и общей неудовлетворенности семейной жизни.
5.4. Люди с заниженным восприятием самих себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей «застревают» на любой, даже незначительной, критике и пропускают мимо ушей позитивные мнения о себе.
5.5. Человек, чтобы быть человеком, должен заниматься самовоспитанием и стараться оценивать свои поступки с точки зрения норм, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости.

6. Решите правовую задачу.

16-летний Н. и 20-летний Г., причисляющие себя к организации скинхэдов, совершили нападение на иностранного студента Р. В результате гражданин ЮАР скончался от причиненных ему побоев. Назовите основные элементы состава данного преступления и приведите пример из текста задачи к каждому названному элементу.

7. Рассмотрите диаграмму «Статьи доходов в бюджете страны N.»

обществознание17

Оцените правильность выводов, сделанных на основании данных диаграммы (напишите в соответствующей графе «ДА», если вывод правилен, и «НЕТ», если вывод неверен).

Выводы

ДА/НЕТ

1. в 90-е годы XX в. в бюджете страны N. наименьшую долю составляли налоговые доходы
2.
  1. в стране N. во второй половине XX в. наибольшую долю составляли доходы от внешнеэкономической деятельности
3.
  1. бюджет страны N. в 50-е гг. XX в. в основном пополнялся за счет доходов от продажи государственного имущества
4.
  1. в 50-е годы XX в. налоговые доходы составляли большую часть бюджета страны N.
5. Сумма доходов государства N во второй половине ХХ века выросла

8. Составьте из предложенных слов определения известных вам терминов. Слова можно изменять по падежам, добавлять предлоги. На основе полученного определения узнайте термин и назовите его. (20 баллов)

8.1. Только, форма, основное, человек, содержание, взаимодействие, преобразование, люди, присущая, окружающий мир, основное, является, мир, интересы.
8.2. Единое, усиление, люди, процесс, народы, человечество, связи, становления, государства,взаимозависимости.
8.3. Государство, законы, обладающий, сила, отношение, высшая, закон, юридическая, все остальные.
8.4. Предыдущие, культура, знание, накопленные, человеческое, ценности, поколения, процесс, общество, приобщение, мир.

9. Решите логическую задачу.

Джонс, Смит и Браун подозреваются в преступлении. Виновен только один из них. Джонс сказал: «Это преступление совершил я». Смит сказал: «Это сделал Браун». Браун сказал: «Я не виновен». Только один из них солгал. Определите, кто на самом деле виновен. Обоснуйте свой ответ.

10. Решите обществоведческий кроссворд. Дайте определение понятия, получившегося в выделенной вертикальной строке. обществознание18

1. Познавательная деятельность человека, результатом которой является мысль, понятие, идея.
2. Любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды.
3. Вооружение народа для защиты от врагов.
4. Система взглядов, признающих высшей ценностью человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.
5. Наука, изучающая способы распределения обществом ограниченных ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей людей.
6. Индивидуально-психологические особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности.
7. Нужда человека в чем-либо, что необходимо для его существования.
8. Внутренний контролер мыслей и поведения человека.

Ответы:
1. а) знаки дорожного движения, остальное – виды социальных нормы
б) лишнее – Интерпол, остальное – правоохранительные органы РФ

2.

а

б

в

г

д

да

нет

да

нет

нет

3.

3.1

3.2

3.3

3.4

АБВГ

БВД

БДЕ

БГД

4.

Основные группы прав и свобод

Права и свободы

Личные права Право на жизнь (7), право на свободу совести (6), право на благоприятную окружающую среду (9)
Политические права и свободы Право на собрания и манифестации (2), право на свободу слова (4)
Социально-экономические права Право на образование (1), право на отдых (5), право на труд (3), Право на доступ к культурным ценностям (8)

5.

5.1. творчество
5.2. протекционизм
5.3. конфликт
5.4. самооценка
5.5. мораль

6. Субъекты преступления – 16-летний Н. и 20-летний Г.
Объект преступления – право на жизнь, здоровье и физическую неприкосновенность гражданина ЮАР.
Объективная сторона – соучастие, нанесение побоев, вызвавших смерть потерпевшего.
Субъективная сторона – мотив – расовая ненависть, вина в форме прямого умысла.

7.

7.1 нет
7.2 да
7.3 нет
7.4 да
7.5 да

8. 8.1. Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром, основным содержанием которой является преобразование мира в интересах людей – деятельность.
8.2. Процесс становления единого человечества, усиление связей и взаимозависимости людей, народов, государств – глобализация.
8.3. Закон, обладающий высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам государства, — конституция.
8.4. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, — образование.

9. Логическая задача.
Ответ: виновен Джонс
Обоснование (анализ логических отношений между суждениями)
1. Утверждения Смита и Брауна противоречат друг другу («Это сделал Браун», «Браун не виновен»)
2. Значит, один из них точно солгал (в силу закона непротиворечия).
3. По условию задачи, из всех троих солгал только один. Мы уже установили, что это либо Смит,
либо Браун.
4. Следовательно, Джонс точно сказал правду.
5. Следовательно, его высказывание «Это преступление совершил я» истинно.
6. Следовательно, Джонс виновен.
Может быть приведено другое обоснование (например, разбор случаев)

10.Личность – совокупность социально значимых качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности, в общении с другими людьми. обществознание19

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*