Олимпиадные задания по русскому языку для 9 класса

1. Соотнесите цифры из левого и буквы из правого столбиков.

  1. Гидронимы

А. Названия небесных тел

  1. Топонимы

Б. Названия людей по местности, в которой они проживают

  1. Хрононимы

В. Названия рыб

  1. Теонимы

Г. Названия внутригородских объектов

  1. Фитонимы

Д. Имена, фамилии, прозвища людей

  1. Антропонимы

Е. Названия растений

  1. Урбанонимы

Ж. Имена богов

  1. Ихтиононимы

З. Названия исторических событий

  1. Ойконимы

И. Названия местностей

  1. Астрононимы

К. Названия водных пространств: рек, озер, ручьев, океанов

2.   Все перечисленные ниже слова означают противоборство. Но одно из них по значению существенно отличается от остальных. Что это за слово?

бой; битва; дуэль; сражение; баталия.

3. Распределите данные ниже слова на словообразовательные типы с учетом значения словообразовательного средства. Укажите, какое общее значение объединяет слова каждого словообразовательного типа.

Рощица, пепельница, свидетельница, книжица, львица, волчица, сахарница, орлица, лужица, победительница, медведица, тупица, хлебница, мыльница, умница.

4. Согласно школьному учебнику некоторые существительные образуются от прилагательных – субстантивируются. Таково, например, слово «мороженое».
Приведите по 2 примера таких субстантиватов со значением

а) лица;
б) помещения;
в) блюда, напитка;
г) отвлеченного понятия.

5. Определите, какой частью речи могут быть следующие словоформы.

Выделите финальную морфему, определите, какие грамматические значения она может выражать в зависимости от принадлежности слова к определённому морфологическому классу:   вой, летом, моя

6. Определите виды подчинительной связи в словосочетаниях.

Его дом, кто-то из нас, две руки, трех дочерей, желание повторить, спросить их, заменил новым, начал писать, одна строка, увидев брата.

7. Придумайте 5 предложений, демонстрирующих разные синтаксические роли инфинитива (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство).

8. Назовите тропы и фигуры речи, использованные в тексте.

Пушкин умирал…
Поэт лежал в кабинете, на диване, окруженный книгами своей библиотеки.
Он окинул их угасающим взглядом. Для него каждая стоявшая на полках книга была живым организмом, жившим своей особой жизнью. Томик Байрона с короткой дружеской надписью: «Байрона Пушкину дарит почитатель обоих А. Мицкевич» – рождал в душе воспоминания тех лет, когда он от английского поэта «с ума сходил», а вместе с польским поэтом мечтал о «временах грядущих, когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся».
И томик Байрона на английском языке, полученный в декабре 1825 года от Анны Керн, напомнил о «чудном мгновении», пережитом поэтом в дни Михайловской ссылки…
Друзья и книги были неизменными спутниками его короткой бурной жизни. Выходя из дома, он всегда брал с собой какую-нибудь книгу.
Заходил в книжные лавки, к Смирдину или Сленину, встречал друзей и, беседуя с ними, иногда проводил там часы.
Тема дружбы пронизывала многие произведения Пушкина. Друзьям посвятил он ряд своих стихотворений. И в своем творчестве часто обращался к ним.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать, –
писал он в «Элегии» за шесть лет до смерти.
В другой своей ранней «Элегии» Пушкин назвал дружбу «отрадной звездой», способной довести страдальца до «пристани надежной».
Друзья и книги… Обернувшись к книгам, Пушкин тихо промолвил:
- Прощайте, друзья! (А. Гессен)

Ответы: 
1.
1. К
1. И
2. З
3. Ж
4. Е
5. Д
6. Г
7. В
8. Б
10.А

2. Дуэль, так как означает поединок двух людей.

3.
1. Рощица, книжица, лужица (уменьшительно-ласкательное значение)
1. Пепельница, сахарница, хлебница, мыльница (предмет)
2. Свидетельница, победительница (существо женского пола)
3. Львица, волчица, орлица, медведица (самка животного)
4. Тупица, умница (существительное общего рода)

4.
Возможные ответы:
1) Взрослый, нищий, участковый, патрульный, служащий, управляющий, учащийся
2) Учительская, ванная, пельменная, столовая, шашлычная
3) Заливное, второе
4) Прошлое, будущее, близкое, родное

5.
Вой – сущ. 2 скл. м.р. в И. п. ед.ч. с нулевым окончанием;
- глагол пов. накл., часть корня;
Летом – наречие  с суфф. – ом;
- существит. 2 скл., ср.р., ед.ч, в Т.п. с окончанием. –ом;
Моя – в зависимости от ударения:
моЯ – притяжательное местоимение ж. р. ед. ч., в И. п., где –я – окончание;
мОя – деепричастие с суфф. –я.

6.
Его дом (примыкание), кто-то из нас (управление), две руки (управление), трех дочерей (согласование), желание повторить (примыкание), спросить их (управление), заменил новым (управление), начал писать (примыкание), одна строка (согласование), увидев брата (управление).

8.
Эпитеты: угасающий (взгляд); бурной (жизни);
Метафоры: книга была живым организмом, жившим своей особой жизнью; томик рождал в душе воспоминания; Друзья и книги были неизменными спутниками; Тема дружбы пронизывала; назвал дружбу «отрадной звездой», способной довести страдальца до «пристани надежной».
Метонимия: Байрона Пушкину дарит почитатель; Заходил к Смирдину или Сленину, в своем творчестве часто обращался.
Инверсия: Байрона Пушкину дарит, он от английского поэта «с ума сходил», а вместе с польским поэтом мечтал; временах грядущих; распри позабыв, в великую семью соединятся; Друзьям посвятил он ряд своих стихотворений; Я жить хочу; писал он в «Элегии».
Риторическое восклицание: Прощайте, друзья!

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*