Олимпиадные задания по русскому языку 9 класс. 2016 год

1. Частица пишется раздельно:

А) Что(бы) ты предпринял в такую минуту?
Б) Скажи(ка), дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французам отдана?
В) слона(то) я не приметил
Г) А мы(то) обрадовались!
Д) Принеси(ка) мне дружок чаю

2. Укажите неполное предложение:
А) Мне надо идти на стадион.
Б) Пустынный уголок.
В) Черёмуха расцвела в начале июня.
Г) Сегодня-лучший из всех дней.
Д) Что за прелесть эти сказки!

3. Выберите Односоставное предложение:
А) Вверху, в густом вечереющем воздухе, пролетела чайка.
Б) Бесконечна возможность познавать себя.
В) Белая береза принакрылась снегом, словно серебром.
Г) Я не видел реки великолепнее Енисея.
Д) Болото затянуло туманом.

4. Расставьте ударения в словах:

Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров, досуг, дочиста, намерение, обеспечение.

5. Об одном из пунктуационных знаков французский писатель ХIХ века Оноре де Бальзак сказал, что он является «ключом ко всякой науке». Какой это знак? Аргументируйте свой ответ.

6. Укажите различия в значении следующих слов.
Невежа – невежда, освоить – усвоить, откровение – откровенность, добрый – добротный.
Как называются такие слова?

7. Объясните значение «детских» слов. От какого слова и как они образованы?
Копатка, люденыш, рогается, грозительный (палец), покупец, затужить(пояс)

 

Ответы. Русский язык. 9 класс

1.А) 1 балл

2.Б) 1 балл

3.Д) 1 балл

4. СрЕдства, углубИть, шАрфы, щекЩтно, много директорОв, досУг, дОчиста, намЕрение, обеспечЕние

За каждое верное слово – 1 балл

Максимальное количество баллов: 9

5. Вопросительный знак 1 балл. За убедительную аргументацию -5 баллов

6. Между приведёнными словами существуют следующие различия:
Невежа — грубый, невоспитанный человек.
Невежда – необразованный, несведущий человек.
Освоить – 1) научиться пользоваться чем – либо, применять, употреблять что-либо, овладеть чем-либо, наладить изготовление, производить чего-либо; 2) в процессе изучения чего-либо, знакомства с чем-либо приобрести какие-либо знания, постичь чего-либо, усвоить; 3) включить в круг своей хозяйственной и другой деятельности, обжить.
Усвоить – 1) сделать своим, свойственным, привычным для себя что-либо у кого-либо, воспринять что-либо от кого-либо; 2) понять как следует, запомнить, выучить, постичь что-либо; освоить.
Откровение – то, что неожиданно открывает истину, делает совершенно ясным и понятным что-либо, даёт новое толкование чему-либо.
Откровенность – искренность, чистосердечие, правдивость, прямота.
Добрый – 1)делающий добро….; 2)большой, основательный, солидный.
Добротный – сделанный хорошо, прочно.
Подобные слова называются ПАРОНИМАМИ.

За каждое верное слово – 1 балл, за правильно названный термин – 1 балл

Максимальное количество баллов:9

7. Копатка – лопатка; от копать при помощи суффикса -тк-.
Люденыш – ребенок; от люди при помощи суффикса–еныш-.
Рогается – бодается; от рога при помощи суффикса -а- и постфикса –ся.
Грозительный (палец) – указательный, тот, которым грозят; от грозить при помощи суффикса-тельн-
Покупец – покупатель; от покупать при помощи суффикса-ец-.
Затужить (пояс) – затянуть; от тугой или туго при помощи суффикса-и- и приставки за-

За каждое верное слово -1 балл; за верно указанный способ образования -1 балл

Максимальное количество баллов:12

Максимальное количество баллов за всю работу: 38


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *