Русский язык. Задания для 11 класса

I тур

1. Какое существительное восходит не к имени собственному, а к нарицательному слову? Обоснуйте ответ.

Ахинея, ломбард, шовинизм, папарацци, макулатура.

Ответ: макулатура – от латин. «пятно»; остальные слова восходят к имени собственному: ахинея – связано с названием города Афины; ломбард – с названием области Ломбардия в Италии; шовинизм – с фамилией ветерана наполеоновских войн Шовена, отличавшегося ксенофобией; папарацци – с фамилией фотографа Папараццо.

2. Какая рифма, взятая из стихов, соответствует современным произносительным нормам:

1) заочно – нарочно;
2) скучно – однозвучный;
3) конечно – вечно;
4) нарочно – точно;
5) скучно – равнодушно.

Ответ: 5) скучно – равнодушно, т.к. в слове «скучно», согласно современной норме, произносится /шн/.

3. В словах какой строки не содержится произносительных ошибок, отражающихся на письме?

1) номерки в гардеропе;
2) получение дивидентов;
3) скурпулёзное исследование;
4) весеннее равноденствие;
5) протвень с пирогами.

Ответ: 4) весеннее равноденствие; остальные слова подлежат исправлению.

4. Какие написания являются традиционными, отступающими от принципов русской графики:

отцы, пальцы, цыган, цыплёнок, цифра, сыр, дыры, панцирь, мир?

Ответ: цифра, панцирь – отражается былая мягкость шипящих и «ц», характерная для древнерусского языка

5. Сколько фонетических архаизмов в отрывке из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Ветка Палестины» найдёт современный читатель:

«Прозрачный сумрак, луч лампады, Кивот и крест, символ святой…Всё полно мира и отрады Вокруг тебя и над тобой»?

Ответ: современное произношение – киот, сИмвол.

6. В какой паре исторически одно и то же слово было заимствовано в русский язык из древнееврейского разными путями: во-первых, через посредство арабского и турецкого; во-вторых, через посредство греческого и старославянского языков? Обоснуйте ответ.

1) медаль – металл;
2) почта – пост;
3) цифра – шифр;
4) шайтан – сатана;
5) артикль – артикул.

Ответ: шайтан – сатана.

7. В какой русской приставке равнозначна латинская приставка prea-, ставшая в русском частью корня в словах «президиум», «президент», «префикс», «препозиция»? Обоснуйте ответ.

До- , пре- , пред- , за- , из-.

Ответ: латинская приставка prea-(спереди), равнозначна русской приставке пред-: президиум (буквально «спереди сидящие, председательствующие»).

8. Какой частью речи являются слова «пыльно» и «жидко» народной загадке о пироге: «Возьму пыльно, сделаю жидко, брошу в пламень, будет как камень»?

Ответ: полные стяжённые прилагательные; без стяжения прилагательных загадка начиналась бы так: «Возьму пыльное, сделаю жидкое…»

9. Как вы понимаете следующие предложения? С чем связана возможность их двоякого толкования? Обоснуйте ответ.

1) Полковнику писать некому.
2) Матери приходится помогать Ивану.
3) Учителю ученику уже нечего посоветовать.

Ответ: существуют безличные предложения, сказуемое которых выражено неопределённой формой глагола. У такого сказуемого может быть обязательный распространитель – косвенное дополнение в Д.п., обозначающее субъект состояния. Если же при этом глаголу как лексической единице свойственно управлять сущ. в Д.п., обозначающим адресат, то в предложении могут оказаться два косвенных дополнения в Д.п., например: «Полковнику писать некому». Такие предложения синтаксически омонимичны, они могут быть истолкованы двояко. Из двух имён, стоящих в Д.п., чаще первое понимается как субъект, а второе – как адресат. Но лучше не употреблять в речи такие неоднозначные конструкции.

10. Какое из определений грамматики принадлежит М.Ломоносову?

1) Грамматика есть философия языка, философия человеческого слова.
2) Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики.
3) Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи.
Укажите авторов двух других определений.

Ответ: 2) – М. Ломоносов; 1) – В. Белинский; 3) – А.Пушкин.

11. Найдите и исправьте орфографические ошибки в выделенных словах текста.

Они дружат много лет, несмотря на разные перипетии и антагонизм взглядов. Вениамин с детства играет на виолончели, аранжирует классические оратории и кантаты, поёт речитативом на бенефисах жены – обладательницы колоратурного сопрано. Варфоломей поле школы уехал на периферию, не рассчитывая ни на какие привилегии. Сам построил коттедж и оранжерею, где выращивает любимые другом пионы и гладиолусы.

Ответ: ошибок в тексте нет.

II тур

«Язык — это история народ. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью».
(А. Куприн)

Как вы понимаете данное высказывание? Напишите сочинение-миниатюру объёмом 1 – 1,5 стр.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *