Задания по русскому языку 9 класс

1. Прочтите слово проезд.

Задание. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе: Жили-были старик да старуха.

Ответ: В данном задании надо проанализировать именно произнесение приведенных слов.
Произнесение слова ПРОЕЗД можно разбить на элементы:
1) твёрдый глухой [п]
2) мягкий звук [р’]
3) гласный звук [а]
4) согласный звук [й]
5) гласный звук [э]
6) твёрдый глухой [с]
7) твёрдый глухой [т]
Запись произнесения предложенной фразы [ жыл’и-был’и стар’ик да старуха], где звук [п] не встречается ни разу, мягкий [р’] – 1 раз, гласный [а] – 3 раза, согласный [й] – 1 раз, гласный [э] – ни разу, твёрдый глухой [с] – 3 раза, твёрдый глухой [т] – 2 раза.

2. Какое из этих слов до 1918 года помещалось в словаре после остальных: миротворец, мирный, мириться, миропомазание, миротворческий? Прокомментируйте свой ответ.

Ответ: Миропомазание образовано от сущ. «муро» (благовонное масло), в котором первый гласный – ижица, последняя буква старого русского алфавита.

3. В каком случае лексическая ошибка заключается в смешении однокоренных синонимов?

1) У студентов были вакансии, и университетский городок опустел.
2) Подросткам нравятся увеселительные компании.
3) Трудно заслужить веру избирателей.
4) Ремонтной службой верховодит начальник ЖЭК.
5) Вершина преступного мира уже обезврежена.

Ответ: Смешение однокоренных синонимов «вершина» и «верхушка». В остальных случаях имеет место смешение парономазов (вакансии – вакации), паронимов (увеселительные – весёлые, вера – доверие), неоднокоренных синонимов (верховодит – руководит).

4. Антоним к какой из пословиц отсутствует в подборке: стреляного воробья на мякине не проведёшь; каков есть, такова и честь; легко очернить, нелегко обелить; от худого племени не жди доброго племени? Напишите недостающий эквивалент.

1) Всем сестрам по серьгам.
2) Что на уме, то и на языке.
3) И на старуху бывает проруха.
4) И от доброго отца родится бешеная овца.
5) Брань на вороту не виснет.

Ответ: Что на уме, то и на языке (антоним: на языке мёд, а в сердце лёд). :

5. Какое наречие исторически восходит не к имени существительному: дотла, почти, завтра, сегодня, сейчас? Укажите производящие основы других слов.

Ответ: Почти (от повелительной формы глагола «почесть»; производящие основы других слов: тло «дно», утро, сей день, сей час.

6. Одушевлённое или неодушевлённое имя существительное употреблено в функции прямого дополнения в следующем искусственно сконструированном предложении: Путени сафрали в миту крабенский тизат?

Ответ:«Тизат» в тексте – неодушевленное существительное, так как форма В.п. совпадает здесь с формой Им.п., что бывает только у неодушевлённых существительных. У одушевлённых она равна форме Р.п.

7. В каком слове есть лишняя приставка: времяпрепровождение, достопримечательность, достопочтенный, достопочтимый, перевозбуждённый?

Ответ:Достопочтимый – в русском языке существует прилагательное «досточтимый».

8. В христианской молитве часто встречаются слова «Господи Иисусе». Какая это грамматическая форма?

1) Им. падеж ед.числа.
2) Им. падеж мн.числа.
3) Звательный падеж.
4) Вин. падеж ед.числа.
5) Вин. падеж мн.числа.

Ответ: Это звательная форма имён существительных «Господь», «Иисус».

9. В каком предложении согласование подлежащего и сказуемого в числе соответствует литературной норме? Исправьте оставшиеся предложения.

1) Отечественная mass media напоминает сводки информбюро.
2) Сотня юных бойцов из будённовских войск на разведку в поля поскакала.
3) Были использованы понемногу каждый из этих путей.
4) Прибыли тысяча представителей этой страны.
5) Те, кто называют себя правыми, далеко не всегда таковыми являются.

Ответ: Сотня юных бойцов из будённовских войск на разведку в поля поскакала. Исправление ошибок: отечественные mass media напоминают; был использован понемногу каждый из этих путей; прибыла тысяча представителей; те, кто называет себя правыми.

10. Каким членом предложения является словоформа путём в следующих предложениях? Каково её значение?

1) Мы пойдём напрямик, а вы идите кружным путём.
2) Проблему беженцев следует решать путём переговоров.
3) Всё надо делать путём, а у тебя вечно какие-то фокусы.

Ответ: Мы пойдём напрямик, а вы идите кружным путём – путём является сущ. со значением «дорога, маршрут». Проблему беженцев следует решать путём переговоров – слово путём является предлогом со значением «способ, средство». Всё надо делать путём, а у тебя вечно какие-то фокусы – это наречие со значением «как следует, как положено». Для современного русского языка это уже три разные слова-омонима.

11. Ниже написаны несколько фраз на эстонском языке с их переводом на русский:

1) Sa kirjutad raamatut – ты пишешь книгу.
2) Ma valisin vihikut – я выбирал тетрадь.
3) Te ehitasite veskit – вы строили мельницу.
4) Me ehitame veski – мы построим мельницу.
5) Sa viisid raamatu – ты отнёс книгу.

Задание. Переведите на эстонский язык:
1) Мы строили мельницу.
2) Я писал книгу.
3) Мы строим мельницу.
4) Ты относил тетрадь.
5) Вы выберете книгу.

Ответ: Выявляем глагольные показатели: 1-е лицо ед.ч. – n, 2-е – d, 1-е лицо мн.числа – me, 2-е – te (во мн.числе показатели совпадают с соответствующими местоимениями). Показатель прошедшего времени – суффикс – si. В эстонских глаголах никак не передаётся то различие, которое в русском языке выражается противопоставлением видов. Указанное различие находит своё отражение в эстонской фразе, но не в форме глагола, а в форме дополнения: в соответствии с русским несовершенным видом мы находим дополнение с окончанием –t, в соответствии с совершенным – дополнением без окончания. Этих наблюдений достаточно для перевода:
1) Мы строили мельницу – me ehitasime veski.
2) Я писал книгу – ma kirjutasin raamatut.
3) Мы строим мельницу – me ehitame veskit.
4) Ты относил тетрадь – sa viisid vihikut.
5) Вы выберете книгу – te valite raamatu.

12. Найдите в тексте все речевые (орфографические и т.д.) ошибки и исправьте их:

Все знают, что в тролебусе полагается оплачивать за проезд. Иначе пасажиру не найти языка с кондуктором. Самое оптимальное решение – приготовить мелочные деньги за ранее, если нет транспортной карты. Не стоит дожидать, когда придут контролёры. Это ведь ещё более неприятнее, чем нелицеприятный разговор с кондуктором.

Ответ: Все знают, что в 1)тролебусе полагается 2)оплачивать за проезд. Иначе 3)пасажиру 4)не найти языка с кондуктором. 5)Самое оптимальное решение – приготовить 6)мелочные деньги 7)за ранее, если нет транспортной карты. Не стоит 8)дожидать, когда придут контролёры. Это ведь ещё 9)более неприятнее, чем 10)нелицеприятный разговор с кондуктором.

13. Напишите сочинение-миниатюру в любом жанре, представив себя или зеркалом, или ковром, или долларом.

Объём работы не более 1 страницы.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *