Олимпиадные задания по русскому языку для 11 класса

1. Дайте аргументированный ответ на следующий вопрос:

Почему пишется пироЖНое, но мороЖЕНое?

2. Образуйте от указанных существительных форму родительного падежа множественного числа:

Апельсины, помидоры, гренки, вафли, грузины, киргизы, туфли, чулки, носки, блюдца, кочерги, дно.

3. Исправьте речевые ошибки в предложениях.

1) Неустанная любовь художника к пейзажу известна всем.
2) Этот человек был полный невежа в искусстве.
3) Нам нужно взаимно помогать друг другу, взаимно поддерживать друг друга.
4) Я согласился на это скрипя сердцем.
5) Закопчённое копотью окно избушки не пропускало даже яркого солнечного света.
6) Всю ночь не давал мне спать гулко раздававшийся в ночной тишине заливистый лай собаки.
7) Эти стихи я очень хорошо выучил назубок.
8) В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.
9) Этот человек произвёл на меня большое воздействие.
10) Он быстро заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал все документы.

4. Восстановите «перевернутые» поговорки, используя антонимы или слова со значением, близким к противоположному.

1. Воздух песок тупит.
2. Свое тело фейерверк.
3. Зубы из Минска выгонят.
4. Цент доллар убивает.
5. С ленью не сунешь корову в море.
6. Под милиционером ботинки остывают.
7. Снимать пельмени с бровей.
8. Твой дворец в центре, обо всем понятие имеешь.
9. Со своего носка не снимешь одеяло.
10. Попроси умного чертей ненавидеть, у него и подбородок склеится.

5. Выберите из списка слов эквиваленты cловам.

А) Экстраверт – транжира, открытый человек, фантазер, повеса.
Б) Адепт – приверженец, временщик, перестраховщик, пешка.
В) Ипохондрик – обманщик, скряга, мнительный человек, отщепенец.
Г) Филантроп – эстет, благотворитель, миротворец, прожектор.
Д) Мессия – пророк, теоретик, судья, спаситель.

6. Может ли тот, кто сам не свой, в то же время быть сам себе хозяин,самим собой и сам по себе?

7. Подумайте, о человеке какой профессии и о каких проблемах может идти речь в повести с названием «Сердечная недостаточность». Напишите сочинение- рассуждение.

Ответы:

1.
Существительные пирожное и мороженое восходят к разным частям речи.
Слово пирожное образовано от прилагательного пирожный, которое в свою очередь восходит к существительному пирог и образуется при помощи суффикса Н. Ср.: прием – приемный – приемная; бильярд – бильярдный – бильярдная.
Слово мороженое образовано от прилагательного мороженый, которое восходит к глаголу морозить.  В словах мороженое, мороженый ЕН – суффикс отглагольного прилагательного.

2.
Апельсины – апельсинов
Помидоры – помидоров
Гренки – гренок и гренков
Вафли – вафель
Грузины – грузин
Киргизы – киргизов
Туфли – туфель
Чулки – чулок
Носки – носков
Блюдца – блюдец
Кочерги – кочерег
Дно – доньев

3.
1. Постоянная, неослабевающая любовь.
2. Невежда в искусстве.
3. Нужно помогать друг другу.
4. Скрепя сердце
5. Закопченное окно
6. Зывывающий лай собаки
7. Выучил назубок
8. Рассказчик поведал либо выступающий рассказал
9. Произвел большое впечатление
10. Написал автобиографию

4.
1. Вода камень точит.
2. Чужая душа потемки.
3. Язык до Киева доведет.
4. Копейка рубль бережет.
5. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
6. На воре шапка горит.
7. Вешать лапшу на уши.
8. Моя хата с краю – ничего не знаю.
9. На чужой роток не накинешь платок.
10. Заставь дурака богу молиться, он и лоб разобьет.

5.
А) открытый человек,
Б) приверженец,
В) мнительный человек,
Г) благотворитель,
Д) спаситель.

6.
Данные фразеологизмы имеют разное значение:
1. «Сам не свой» — расстроен, потерял душевное равновесие.
2. «Сам себе хозяин» — совершенно независимый, самостоятельный человек, который волен поступать так, как ему захочется.
3. Быть «самим собой» — быть таким, какой есть: естественным, непосредственным.
4. «Сам по себе» — самостоятельно, без помощи, отдельно.
Человек, который расстроен, тем не менее может быть совершенно независимым, самостоятельным, естественным и непосредственным, действовать самостоятельно, без чьей-либо помощи.

7. Мини-сочинение оценивается следующим образом:

  • глубина и самостоятельность в раскрытии темы;
  • композиционная стройность, логичность, последовательность изложения;
  • оправданная образность языка и оригинальность стиля;
  • эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения;
  • соблюдение речевых норм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *