I тур
1. Какое слово теряет смысл при чтении его «задом наперёд»?
Суд, луг, темь, пар, альт.
Ответ: «кул» — бессмысленный звуковой комплекс. В остальных случаях получаются слова «туз», «медь», «раб», «тля».
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
2. Образуйте формы именительного падежа множественного числа:
брелок, учитель (педагог), образ (в литературе, искусстве), орден (награда), пропуск (в тексте), крем.
Ответ: Брелоки, учителя, образы, ордена, пропуски, кремы
3. Какое из приведенных слов отличается от других по составу? Покажите это, сделав морфемный разбор предложенных слов.
Волосатый, горбатый, красноватый, бородатый, носатый.
Ответ: Красноватый
4. Подберите исторически родственные слова к слову портфель. Обоснуйте свой выбор.
Ответ: Портфель, портшез, портсигар, портупея и др.
5. Найдите опорные сложносокращенные слова для проверки безударных гласных в корне следующих существительных: дивизия, макароны, бассейн, натуралист, корреспондент, хозяйство, машина.
Ответ: Комдив, «Макфа», Кузбасс, юннат, спецкор, завхоз, машзавод
6. Как вы думаете, почему маленькие дети часто неправильно произносят заимствованные слова типа какао (какава), радио (радива), туалет (тувалет), клоун (кловун) и др.? О какой особенности русского языка это свидетельствует?
Ответ: Учащиеся должны объяснить, что сочетание 2 гласных звуков (зияние) не характерно для русского языка и является признаком заимствованных слов. Дети интуитивно вставляют согласный звук, устраняя его.
7. Объясните, на основании какого морфологического признака подчеркнутое слово является лишним.
Хочешь, можешь, желаешь, думаешь.
Салями, кольраби, пенальти, иваси.
Два, три, четыре, пять.
Ответ: 1. Хочешь, можешь, желаешь, думаешь (разноспрягаемый глагол, остальные глаголы 1 спряжения). 2. Салями, кольраби, пенальти, иваси (Слово «пенальти» может употребляться как сущ.мужского и среднего рода, остальные относятся к женскому). 3. Два, три, четыре, пять (числительное «два», в отличие от остальных, изменяется по родам).
8. Какие из перечисленных глаголов относятся к I спряжению: захотеть, выбежать, летать, выручать, подержать, грести, трясти, бежать, молчать?
Ответ: Выручать, грести, трясти;
9. Вам даны предложения из повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя. В них повторяется слово «добрый». Определите его значение в контексте. Что дает тексту использование этого многозначного слова?
а)- Смотрите, добрые люди, одурел старый. Совсем спятил с ума! — говорила бедная, худощавая и добрая мать их.
б) Добрый будет казак!
в) Гости поздравили и Бульбу, и обоих юношей и сказали им, что доброе дело делают и что нет лучшей науки для молодого человека, чем Запорожская сечь.
г) Ваша нежба — чистое поле да добрый конь.
е) А на Остапа наскочило уже вдруг шестеро, но не в добрый час, видно, наскочило.
Ответ: а) добрые (люди) – уважаемые (в составе фразеологического оборота), добрая (мать) – полная отзывчивости, сочувствия; б) добрый (казак) – безупречный; в) доброе (дело) – хорошее, правильное, ничем не запятнанное; г) очень хороший, отличный; д) (в) добрый (час) — счастливый час (в составе фразеологического оборота).
10. Какие синтаксические функции может выполнять имя существительное? Приведите примеры.
Ответ: Существительное может быть любым членом предложения и обращением.
II тур
Напишите сочинение-миниатюру (0,5 – 1 стр.)
Задание: придумайте текст радиорекламы этимологического словаря русского языка. Кто из литературных героев мог бы прочитать текст, составленный вами?