Олимпиада по истории. 8 класс

Олимпиада по истории

2009 – 2010 учебный год

Окружной этап

8 класс

  1. Расположите в хронологической последовательности.

а) объединение Древнерусского государства под властью Олега;

б) по летописям призвание варяга Рюрика на княжение в Новгород;

в) восстание древлян против князя Игоря;

г) крещение князя Владимира, начало крещения жителей Руси;

д) крещение княгини Ольги;

е) разгром князем Святославом Хазарии, разрушение крепости Саркел.

  1. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и дайте определения данным понятиям.

  1. Вот…ина, ве…е, п…люд…е;

  2. К…па, р…дович, в…ра;

  3. Друж…на, п…гост, ве…вь.

  1. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите название документа и докажите, что он защищал интересы князя.

« Если убьют огнищанина или тиуна, то платить за убийство 80 гривен.

Если убьют княжеского приближенного в разбой, а убийцу не ищут, то виру платить той верви, в чьей голова лежит 80 гривен.

За убитого сельского тиуна платить 12 гривен.

А за рядовича княжеского и боярского – 5 гривен.

А за ремесленника – 12 гривен.

А за смерда или холопа – 5 гривен, а за робу – 6 гривен…

За кражу княжеского коня – 3 гривны, за коня других владельцев – 2 гривны.

Если холоп ударит свободного человека и убежит в дом в хоромы своего господина, а господин его не выдаст, то платит господин 12 гривен.

Если смерд умрет, то его имущество переходит к князю…»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите имя монаха и название произведения.

«В Киево-Печерском монастыре был создан первый в древней Руси летописный свод. Автор опирался на более ранние летописи, копии договоров с Византией, свидетельства иноземных сочинителей. Описание событий доведено до 1111 года».

_____________________________________________________________________________

  1. Выполните задание. Регулярная дань, собираемая на Руси для ханов Золотой Орды, называлась:

а) ясак; б) тягло; в) выход; г) оброк.

  1. Расположите в хронологической последовательности.

а) начало Ливонской войны;

б) Стоглавый собор;

в) введение опричнины;

г) осада польскими войсками Пскова;

д) отмена опричнины;

е) окончание Ливонской войны.

  1. О каком воеводе идет речь в отрывке? Героем каких событий он был?

«Слово царево – неверное слово,

Подлое слово у Шуйского злого.

Выжгли глаза воеводе сначала,

Чтобы Ивана заря не встречала.

Чтоб не встречался с людьми воевода,

Прочь отослали на долгие годы

В Каргополь – в Онежском краю,

Чтобы забыл про свободу свою».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните.

  1. Ф. А. Головин, Ф. Я. Лефорт, Б. П. Шереметьев, А. С. Шеин, А. А. Левенгаупт

  2. Гросс-Егерсдорф, Цорндорф, Кунерсбдорф, Белград, Берлин.

  3. Г. Р. Державин, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, А. П. Лосенко.

  1. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и дайте определения данным понятиям.

  1. С…кул…ризация, к…л…егии, м…нуфактура;

  2. Бирон…в…ина, рекру…ы, пр…т…кционизм;

  3. А…с…мблеи, к…ндиции, ф…в…рит.

  1. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите название данного учреждения, сделайте вывод о судьбе большинства проектов и предложений, приведите не менее двух аргументов, объясняющих такой результат.

«В июле 1767 г. В Москву съехалось около 500 представителей с мест, среди членов нового учреждения было 29 представителей от правительственных учреждений, 142 – от уездных дворянских собраний, 22 – от украинского дворянства и офицерства, 42 – от однодворцев, 44 – от казачества, 29 от различных групп государственных крестьян, 209 – от городов, 54 – от инородцев. На заседаниях общей и частных комиссий обсуждались самые различные проблемы: крепостного права, прав и обязанностей сословий, земельной собственности, управления. Екатерина II почти всегда присутствовала в зале, перечитывала протоколы заседаний, анализировала предложения и споры».

  1. Вставьте пропущенные слова:

Один день из жизни Петра.

Он обыкновенно вставал и летом, и зимою в _________ (в четыре, восемь, одиннадцать) часа (ов) и, не одеваясь, в холстинном камзоле и ночном колпаке садился к письменному столу и занимался: ________________________, _____________________, ________________________ (набрасывал проекты указов, закусывал, плотничал, пересматривал переводы, правил выходящий номер газеты). В это время к нему являлись ___________________ (министры, дьяки, приказчики) с докладами. Затем он, наскоро позавтракав, отправлялся в ____________________, _____________________, __________________, (Сенат, коллегии, закусочную, корабельные мастерские). После обеда, который у него занимал ________________(много, немного) времени, ложился отдохнуть на полтора-два часа. После сна _________________ (гулял по Петербургу снова занимался делами). Обычно он собственноручно писал указы и письма, выслушивал бумаги, составленные по сделанным ________________ (поутру, с вечера), замечаниями. Любимыми занятиями его в минуты отдыха были ________________, _________________, (работа на токарном станке, игра в шахматы, посещение храмов, охота и рыбная ловля).

Ответы:

  1. б, а, в, д, е, г (1 балл)

  1. а) Вотчина – земельное владение, которое передавалось от отца к сыну. Вече – народное собрание. Полюдье – форма взимания дани с подвластного населения.

б) Купа – долг. Рядович – зависимый крестьянин. Вира – штраф.

в) Дружина – воинский отряд при казне. Погост – место сбора дани. Вервь – община.

(3 балла, по 1 баллу за каждый правильный ответ)

  1. «Русская Правда». За убийство княжеских приближенных устанавливалась гораздо большая плата, чем за такое же преступление против других категорий людей. За кражу княжеского коня – 3 гривны, за коня других владельцев – 2 гривны, если смерд умрет, то его имущество переходит к князю. (5 баллов)

  1. Нестор. Повесть временных лет. (3 балла)

  1. в (1 балл)

  1. б, а, в, д, г, е (1балл)

  1. И. Болотников, возглавил народное восстание в 1606 – 1607 гг. (5 баллов)

  1. 1) А. Л. Левенгаупт

2) Белград

3) Г. Р. Державин

(3 балла)

  1. 1)Секуляризация – обращение государством церковной собственности в государственную. Коллегии – центральные учреждения, ведавшие отдельными отраслями управлений, учрежденные Петром 1. Мануфактура — промышленное предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике.

2) Бироновщина – сосредоточение власти в руках горстки немцев, покровительствовала им императрицы Анны Иоанновны, террор по отношению к аристократическим фамилиям и церковным деятелям, грабеж казны, промахи дипломатии, торговая политика, наносившая ущерб государственным интересам. Рекруты – воины, проходившие службу по найму или повинности. Протекционизм – поддержка государством отечественной промышленности, установление высоких таможенных пошлин на ввоз товаров из-за границы.

3) Ассамблея – форма проведения досуга знати – собрания-балы с участием женщин, введенные Петром 1 в 1718 г. Кондиции – условия, закрепленные в договоре. Фаворит — придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии, нередко оказывающий влияние на политику государства.

( 6 баллов)

  1. «Уложенная комиссия». Заседания тянулись полтора года, каждое сословие отстаивало свои интересы, которые входили в противоречия друг с другом. Депутаты оказались не готовы к законодательной деятельности. Большинство проектов и предложений не были осуществлены. В связи с войной с Турцией деятельность комиссии приостановили и больше не возобновляли. (3 балла)

  1. Он обыкновенно вставал и летом, и зимою в четыре часа и, не одеваясь, в холстинном камзоле и ночном колпаке садился к письменному столу и занимался: набрасывал проекты указов, пересматривал переводы, правил выходящий номер газеты. В это время к нему являлись министры с докладами. Затем он, наскоро позавтракав, отправлялся в Сенат, коллегии, корабельные мастерские. После обеда, который у него занимал немного времени, ложился отдохнуть на полтора-два часа. После сна снова занимался делами. Обычно он собственноручно писал указы и письма, выслушивал бумаги, составленные по сделанным поутру замечаниями. Любимыми занятиями его в минуты отдыха были работа на токарном станке, игра в шахматы. (20 баллов)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *