Олимпиада по русскому языку. Окружной тур. 11 класс

Олимпиада по русскому языку

Окружной тур

2009 – 2010 учебный год

11 класс

1 тур

  1. Почему буква Й так называется?

  1. Прокомментируйте следующее высказывание В.И.Даля: «Буква юс гнусливая, слышна еще в польском и важна только для языковеда».

  1. Выпишите существительные мужского рода: шампунь, кенгуру, мозоль, дуэль, пастель, тюль, вуаль, Токио, «Таймс».

  1. Проанализируйте стилистические функции синонимов в данном отрывке. Чем различаются эти слова?

«Кажется, что у актеров не руки, а руцы, не пальцы, а персты, до такой степени движения их образно-торжественны. Разве актеры поднимают руки на сцене? Нет. Они их воздевают. Руки актера ниспадают, а не просто опускаются, они не прижимаются к груди, а возлагаются на нее». (К.С. Станиславский)

  1. Проанализируйте употребление слова ЧТО в предложениях (часть речи, синтаксическая роль)

А) Что в имени тебе моем?

Б) Ну что за шейка, что за глазки!

В) Мне сказали, что отец не придет.

Г) Что они ни делают, не идут дела.

Д) Дерево, все в замерзших капельках дождя, сверкало, что новогодняя елка.

Е) Старый что малый.

Ж) Твои что да почему мне изрядно надоели.

З) Я так и не понял, что они от меня хотят.

  1. Исправьте ошибки

А) Получив начальное домашнее образование, дальнейшее обучение дворян происходило в университете.

Б) Посещая музеи, запомнятся скульптуры мастеров эпохи Возрождения.

В) Знакомясь с городом, у нас возникли планы пребывания в нем.

Г) Обучив лошадь, наездника ждет заслуженная награда

  1. Постройте словообразовательные цепочки для следующих слов: ослепительность, переоценить.

  1. Все мы с детства помним строки из стихотворения С.Я.Маршака про человека рассеянного с улицы Бассейной:

Надевать он стал пальто –

Говорят ему: не то.

Стал натягивать гамаши –

Говорят ему: не ваши.

Что такое гамаши? На что их «натягивают»? Как называются слова, подобные гамаши? Приведите примеры.

  1. Поставьте ударения в словах: диспансер, иконопись, завидно, договор, августовский, оптовый, сосредоточение, понявший, упрочение, мускулистый.

Укажите варианты ударения (если есть), охарактеризуйте их.

  1. Раскройте скобки.

(Не)бес…полезный совет, (не)пр…клонный человек, отнюдь (не) верное замечание, был он (не)толст, (не)тонок, (не)предвзятое мнение, очень (не)сильный голос, (не)бескомпроми…ная затея, (не)желтые обои.

11. Объясните, от какого слова и каким способом образовано слово поваренный, выступающее в выражении поваренная соль. Подтвердите своё объяснение примерами других производных слов, которые образованы из исходных слов тем же способом и приблизительно так же соотносятся с ними по смыслу.

12. Есть такая русская пословица: Чаю – стакан, а столу – весёлая компания. Как вы её понимаете? В каком падеже стоит здесь слово чай? На основании чего мы это устанавливаем?

11 тур

Напишите короткое сочинение (1 страница) на тему: «Что такое коммуникабельность?» Кого из литературных героев вы назвали бы коммуникабельным или некоммуникабельным?»

 

 

Ответы на задания олимпиады

11 класс ( 4 часа на выполнение заданий 1 и 2 тура)

  1. До появления буквы Й в 18 веке (неофициально ее стали употреблять еще в 15-16 веках) писали букву И. Так называется, потому что составлена из буквы И, над которой писали значок «кратка» («и с краткой»). Потом стали говорить «и краткое».

Оценка – 3 балла

  1. Буква юс (большой или малый) обозначала носовые звуки (О или Е). С течением времени носовые звуки исчезли, оставив после себя чередования (о//у, ин//я)

Оценка – 3 балла

  1. Тюль, шампунь, кенгуру, Токио.

За каждое правильно выписанное слово – 1 балл

  1. Синонимы придают высказыванию полемическую заостренность, усиливают эмоциональное воздействие на читателя. Это достигается путем противопоставления синонимов, которые различаются стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской. Слова «руцы», «прерсты», «воздевать», «ниспадать» и др. имеют помету «книжное», «устаревшее», «высокое», слова «руки», «пальцы», «опускаться» стилистически нейтральны, лишены эмоциональной окраски. Столкновение синонимов используется авторами для создания торжественного слога.

Оценка – 4 балла

5. а)Что в имени тебе моем? (вопросит.мест., подлежащее)б) Ну что за шейка, что за глазки! (частица что за)в) Мне сказали, что отец не придет. (подчинительный союз, не член предложения) г) Что они ни делают, не идут дела. (что – относит. местоимение, исп. в роли союзного слова) д) Дерево, все в замерзших капельках дождя, сверкало, что новогодняя елка. (сравнит. союз, входит в состав сравнит. оборота) е) Старый что малый. (сравнит.союз, входит в состав сказуемого) ж) Твои что да почему мне изрядно надоели. (субстантивированное местоимение, подлежащее) з) Я так и не понял, что они от меня хотят. что – относит. местоимение, исп. в роли союзного слова)

Оценка – 8 баллов

6. Речь идет о правильном построении предложений с деепричастным оборотом и деепричастием, об их связи не только с глаголом-сказуемым, но и с подлежащим.

Оценка – 4 балла

7. Ослепительность ослепительный ослепить слепить слепой; переоценить оценить ценить цена

Оценка – 4 балла

8. Гамаши натягивали на ноги. Это были своего рода дополнительные чулки из плотной ткани (сукна) или шерсти, закрывавшие ногу выше ступни (вплоть до колена). Сейчас такой вид одежды не носят. Гамаши – историзм.

Оценка – 4 балла

  1. При указании вариантов ударения учащиеся должны отметить равноправные, допустимые, устаревающие.

Оценка — за каждый правильный ответ по 1 баллу

10. Оценка – 1 балл (за каждый правильный ответ)

11. Рассмотрим слова варить – поварить – поваренный. Значение приставки по- в поварить такое же, как в глаголах порисовать, поиграть (длительность действия недостаточна для полной завершённости). Тогда получается, что поваренная соль – это «соль, которую недолго варили», что отнюдь не соответствует фактическому значению этого словосочетания, а именно, «соль, которую можно употреблять для приготовления пищи». Предположим, что слово поваренный является прилагательным и образовано от сущ. – подобно словам песенный (от песня), кухонный (от кухня) и т.п., в которых суффикс –н- присоединяется к основе, оканчивающейся на суффикс –(е)н-/ -(о)н- с беглым –е- (или –о-), т.е. имеет место цепочка: повар – поварня – поваренный (ср. конюх – конюшня – конюшенный). Тогда поваренная соль – это «соль, имеющая отношение к поварне (кухне), «кухонная соль», что вполне соответствует данному словосочетанию.

Оценка – 6 баллов.

12. В пословице Чаю – стакан, а столу – весёлая компания словоформа чаю могла бы восприниматься как форма Род.п.: словосочетание стакан чаю для нас вполне привычно. Однако синтаксический параллелизм между первой и второй частью пословицы заставляет нас переосмыслить чаю как форму Дат.п. Смысл пословицы следующий: «как чаю необходим (подходит, соответствует и т.п.) стакан, так столу – весёлая компания».

Оценка – 6 баллов

11 тур

Оценка – 20 баллов. При оценивании ориентируйтесь на следующие критерии: 1) объем текста не менее 150 слов (2 балла), соответствие теме, выбранному стилю, жанру (3 балла), полнота раскрытия темы (5 баллов), связность, композиционная стройность (3 балла), грамотность (5 баллов). За оригинальность могут быть выставлены дополнительные баллы (до 3).

Оценка – 20 баллов


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *