Краткое содержание романа «Герой нашего времени»

В период с 1838 по 1840 годы М. Ю. Лермонтов работал над романом «Герой нашего времени». Идея создания этого произведения зародилась еще во время его ссылки на Кавказ в 1838 году. Первые главы романа — «Бэла«, «Фаталист» и «Тамань» — были опубликованы в течение одного года в журнале «Отечественные записки» и вызвали большой интерес у читателей. Осознав популярность этих произведений, Лермонтов объединил их в один крупный роман.

Автор стремился подчеркнуть актуальность своего творения для современников, что отразилось и в названии романа. В издании 1841 года включено также предисловие писателя, в котором он отвечал на вопросы, возникшие у читателей. События романа разворачиваются в первой половине XIX века на Кавказе, в Тамани, Пятигорске и Кисловодске, в одной из казачьих станиц.

Герои

Главные персонажи романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова представлены следующим образом:

  1. Печорин Григорий Александрович: Центральная фигура повествования, офицер царской армии, обладающий чувствительной и возвышенной натурой, однако эгоистичный. Печорин красив, обаятелен и умен, но страдает высокомерием и индивидуализмом, не стремясь преодолеть эти черты.
  2. Бэла: Дочь черкесского князя, похищенная своим братом Азаматом и ставшая возлюбленной Печорина. Бэла красива, умна, чиста и прямодушна, погибает от руки влюбленного в нее черкеса Казбича.
  3. Мери (княжна Лиговская): Знатная девушка, с которой Печорин случайно познакомился и пытался завоевать ее. Мери образована, умна, горда и великодушна. Расставание с Печориным становится для нее большой трагедией.
  4. Максим Максимыч: Офицер царской армии, штабс-капитан, добрый и честный человек. Он является начальником и близким другом Печорина, становясь свидетелем его различных жизненных событий и любовных историй.
  5. Рассказчик: Проезжий офицер, случайно познакомившийся с Максимом Максимычем и записавший его рассказ о Печорине.

Другие персонажи романа «Герой нашего времени» также играют важные роли:

  1. Азамат: Черкесский княжич, неустойчивый и амбициозный молодой человек, брат Бэлы.
  2. Казбич: Молодой черкес, влюбленный в Бэлу и ставший ее убийцей.
  3. Грушницкий: Молодой юнкер, человек гордый и импульсивный. Он выступает как соперник Печорина и погибает от его руки на дуэли.
  4. Вера: Бывшая возлюбленная Печорина, появляется в романе, напоминая о его прошлом в Петербурге. Вера искренне любит Печорина.
  5. Ундина: Контрабандистка, поражающая Печорина своей внешностью. Ее настоящее имя не раскрывается, и она известна как «Ундина», одно из имен русалок.
  6. Янко: Контрабандист, друг Ундины.
  7. Вернер: Доктор, умный и образованный человек, знакомый с Печориным.
  8. Вулич: Офицер, серб по национальности, молодой и азартный человек, также знакомый с Печориным.

Предисловие

В предисловии к роману «Герой нашего времени» автор, М. Ю. Лермонтов, обращается к читателям, отмечая их удивление и упреки в адрес негативных черт главного героя его произведения. Он объясняет, что этот герой, Печорин, является отражением пороков своего времени и поэтому остается актуальным и современным. Лермонтов утверждает, что читатели должны видеть и понимать жизнь такой, какая она есть, и не всегда получать только приятные истории и сказки.

Рекомендуется прочитать сокращенную версию романа «Герой нашего времени» для подготовки к уроку литературы. Действие произведения происходит на Кавказе в начале XIX века, в период, когда в некоторых регионах Российской империи ведутся боевые операции против горцев.

Часть первая

Бэла

Начало этой части повествования описывает встречу рассказчика-офицера с немолодым штабс-капитаном Максимом Максимычем по пути на Кавказ. Штабс-капитан производит на рассказчика положительное впечатление, и они становятся друзьями. Попав в бурю, они начинают вспоминать свои прошлые события, и Максим Максимыч рассказывает о молодом офицере, которого он знал около четырех с половиной лет назад.

Этот офицер звался Григорий Печорин и был красивым, статным и умным. Однако его характер был странным: иногда он жаловался на мелочи, как девушка, а иногда без страха скакал на лошади по скалам. В то время Максим Максимыч был комендантом военной крепости, где и служил этот таинственный молодой офицер.

Скоро чуткий капитан заметил, что его новый подчиненный начал страдать от одиночества в этой дикой местности. Будучи добрым человеком, Максим Максимыч решил помочь своему офицеру развлечься. Именно в это время его пригласили на свадьбу старшей дочери черкесского князя, который проживал неподалеку от крепости и стремился установить хорошие отношения с русскими офицерами.

На свадьбе Печорина привлекла внимание младшая дочь князя – красивая и изящная Бэла. Выйдя из помещения, чтобы избежать духоты, Максим Максимыч стал свидетелем разговора между черкесом Казбичем и братом Бэлы, Азаматом. Азамат предлагал Казбичу выгодную сделку за его прекрасного коня, даже готовясь украсть свою сестру для обмена на коня. Казбич, хоть и был влюблен в Бэлу, отвергал предложение гордого Азамата.

Неосознанно для себя, Максим Максимыч передал услышанный разговор Печорину. Впоследствии выяснилось, что Печорин предложил Азамату украсть Бэлу для него, обещая взамен коня Казбича. Азамат выполнил план и доставил прекрасную девушку в крепость к Печорину. В то время как Казбич приехал с баранами в крепость, Печорин отвлек его внимание, а Азамат украл его верного коня, Карагеза. Казбич, узнав об этом, поклялся отомстить обидчику.

Позже пришли известия о том, что Казбич убил отца Бэлы и Азамата, черкесского князя, подозревая его в участии в похищении его коня.

В то время как Бэла жила в крепости у Печорина, он обращался с ней нежно и заботливо, не причиняя ни словом, ни поступками. Он нанял черкешенку, чтобы та присматривала за Бэлой, в то время как сам Печорин своим обаянием и вежливым обращением завоевал сердце гордой девушки. Бэла влюбилась в своего похитителя, но когда Печорин потерял к ней интерес, она почувствовала разочарование и печаль.

Максим Максимыч, полюбив Бэлу, как родную дочь, старался утешить ее всеми силами. Однажды, когда Печорин уехал из крепости, Максим Максимыч предложил Бэле прогуляться за пределы стен. Вдалеке они увидели Казбича, сидящего верхом на коне отца Бэлы. Этот вид напугал девушку, она испугалась за свою жизнь.

Прошло еще некоторое время, и Печорин стал общаться с Бэлой все реже, оставляя ее в одиночестве. Она начала тосковать по его вниманию. В один из дней как раз тогда, когда Печорина и Максима Максимыча не было в крепости, появился Казбич, увозя на коне мешок. Когда офицеры попытались его остановить, он раскрыл мешок и обнаружилась Бэла, смертельно раненная. Казбич, бросив свою добычу, скрылся.

Офицеры нашли Бэлу и принесли ее в крепость. Она прожила еще два дня, в бреду вспоминая Печорина и выражая свою любовь к нему. Умирая, она сожалела, что они не смогут быть вместе в раю из-за различий в вере.

После похорон Бэлы Максим Максимыч перестал обсуждать ее с Печориным. В конечном итоге, пожилой офицер пришел к выводу, что смерть Бэлы была лучшим исходом, учитывая, что Печорин, вероятно, оставил бы ее в любом случае, что она, возможно, не смогла бы пережить.

Завершив службу в крепости, Печорин уехал, направившись в Грузию, не оставив никаких следов о себе.

Максим Максимыч

Рассказчик и Максим Максимыч расстались и отправились каждый по своим делам, но вскоре случайно встретились снова. Максим Максимыч с нетерпением поделился новостью о том, что ему предстоит встреча с Печориным. Он узнал, что Печорин вышел в отставку и собирается отправиться в Персию. Штабс-капитан надеялся на встречу со старым другом, которого не видел уже около пяти лет, но Печорин не проявил интереса к такому общению, что глубоко обидело Максима Максимыча.

Штабс-капитан бессонную ночь провел, переживая этот случай, и на следующее утро решил снова попытаться заговорить с Печориным. Однако тот остался равнодушным и прохладным. Это сильно огорчило Максима Максимыча.

Рассказчик описал Печорина как человека среднего роста с привлекательным лицом, которое всегда привлекало внимание женщин. Его манера держаться в обществе была уверенной. Печорин выбирал стильную, но не вызывающую одежду, подчеркивающую его стройную фигуру. Однако то, что больше всего привлекало внимание в его облике, это глаза — холодные, тяжелые и проницательные. В общении он почти не жестикулировал, что свидетельствовало о его скрытности и недоверчивости.

Печорин уехал из жизни стремительно и оставил за собой яркие впечатления. Рассказчик передал читателям, что Максим Максимыч, заметив его интерес к Печорину, передал ему журнал Печорина, его дневник. Долгое время он просто лежал у рассказчика, но после смерти Печорина (который умер неожиданно в возрасте двадцати восьми лет по дороге в Персию) рассказчик решил опубликовать некоторые его записи.

Обращаясь к читателям, рассказчик просит снисходительного отношения к личности Печорина, отмечая, что несмотря на его пороки, он был искренен в описании своих мыслей и переживаний.

Журнал Печорина

I. Тамань

В Тамани Печорин оказался в необычной ситуации, которую он считал забавной. Он заметил, что слепой мальчик, у которого он остановился на ночлег, скрывает что-то от окружающих. Решив посмотреть, что творится, Печорин выяснил, что мальчик встречается с красивой девушкой, которую он назвал Ундиной, или «русалкой». Они ожидали человека по имени Янко, который вскоре прибыл с мешками.

На следующий день Печорин, подстегнутый любопытством, пытался выяснить у слепца, что находится в мешках, которые привез Янко. Однако мальчик молчал, делая вид, что не понимает его вопросов. Затем Печорин встретился с Ундиной, которая пыталась завести с ним романтические отношения. Печорин притворился, что поддается ее обаянию.

Вечером Печорин отправился на свидание с Ундиной на пристань, взяв с собой знакомого казака и поручив ему быть настороже и, в случае чего, прийти на помощь.

В лодке с Ундиной Печорин оказался в опасной ситуации, когда девушка попыталась выбросить его за борт. Ундина догадалась, что Печорин понял их преступную деятельность и мог предать их властям. Однако Печорин сумел одолеть девушку и бросил ее в воду. Ундина, умея плавать, смогла доплыть до Янко, который забрал ее на свою лодку, и они скрылись в темноте.

После этого опасного события Печорин обнаружил, что слепой мальчик украл его вещи. Этот инцидент развлек скучающего героя, но в то же время принес ему грусть. Он задумался о том, почему судьба свела его с такими людьми, и сравнил себя с камнем, брошенным в мирный пруд, который нарушил тишину и чуть не потонул сам.

На следующее утро Печорин покинул Тамань, оставив за собой эти волнующие события.

Часть вторая

(окончание журнала Печорина)

II. Княжна Мери

Печорин описывает свое пребывание в городе Пятигорске, куда он приехал на воды для восстановления здоровья после ранения. Там он встречает своего старого знакомого, молодого юнкера Грушницкого, который влюблен в красавицу княжну Мери Лиговскую. Печорина забавляет чувство юноши, и он начинает шутить на ее счет, сравнивая ее с скаковой лошадью и высказывая злые комментарии о ее характере. В начале это раздражало Мери, но в конечном итоге она стала игнорировать его резкие замечания. Печорин, тем не менее, продолжал раздражать ее, насмехаясь над ее прихотливыми желаниями и предсказывая, что она выйдет замуж за неподходящего человека по воле своей матери.

Печорин встретил в городе Пятигорске доктора Вернера, известного своим интеллектом и желчным нравом. Вокруг него циркулировали самые невероятные слухи, и кто-то даже сравнивал его с Мефистофелем. Однако Вернеру нравилась такая аура загадочности, и он даже поощрял эти слухи. Он, будучи проницательным, предвидел возможную драму, которая могла развернуться между Печориным, Мери и Грушницким, хотя не особо обсуждал это.

В это время в Пятигорск приехала Вера — светская дама и родственница княжны Мери. Читатели узнали, что Печорин когда-то был влюблен в эту женщину, и она тоже сохранила чувства к нему. Встреча с Верой пробудила в Печорине глубокие страсти и привела к внезапной смене его настроения. Он вновь почувствовал боль и страдание, несмотря на свой обычный циничный облик. Вера, будучи замужем, не могла остаться с Печориным, и после их встречи он ушел, садясь верхом на коня и ускакав по горам и долинам, измучив своего верного животного.

На замученном коне Печорин случайно наткнулся на Мери и испугал ее. Вера, желая чаще видеться с любимым, посоветовала ему проявить открытое внимание к княжне. Однако Грушницкий предупредил, что после всех его скандальных поступков Печорина никогда не допустят в дом княжны. Но Печорин поспорил, утверждая обратное.

Он решил посетить бал у княгини Лиговской, где проявил себя весьма вежливо по отношению к Мери: танцевал с ней, как истинный кавалер, защитил от неадекватного офицера и оказал помощь, когда она упала в обморок. Эти действия Печорина изменили взгляд матери Мери на него, и она пригласила его в свой дом в качестве близкого друга.

Печорин стал частым гостем у Лиговских. Хотя его интерес привлекла Мери как женщина, его внимание по-прежнему удерживала Вера. На одном из редких свиданий Вера призналась Печорину, что страдает от смертельной чахотки и просит его беречь ее репутацию. Она также выразила понимание к его характеру и недостаткам.

Несмотря на это, Печорин все ближе подошел к Мери. Девушка призналась ему, что ей надоели всякие поклонники, включая Грушницкого. Печорин, используя свое обаяние и времяпрепровождение, завоевал сердце княжны. Но даже ему самому было не ясно, зачем ему это нужно: либо для развлечения, либо чтобы подразнить Грушницкого, а возможно, чтобы вызвать ревность у Веры.

Хотя Печорину удалось завоевать сердце Мери, сначала она старалась скрывать свои чувства.

Тем временем Вера начала беспокоиться из-за этого романа. На одном из тайных свиданий она умоляла Печорина никогда не жениться на Мери и обещала ему взамен ночные встречи. Печорин, однако, начал скучать как в обществе Мери, так и Веры. Ему наскучили и Грушницкий со всей его страстью и мальчишеством. Специально проявляя вызывающее поведение в обществе, Печорин вызывал слезы у влюбленной Мери. Людям он казался безнравственным безумцем. Но молодая княжна Лиговская понимала, что таким образом он лишь укреплял ее привязанность.

Грушницкий стал серьезно ревновать. Он осознавал, что Мери отдала свое сердце Печорину. И Печорину это только приносило удовольствие, когда Грушницкий перестал приветствовать его и отворачивался при его появлении.

Весь город уже предвкушал предложение от Печорина Мери. Старая княгиня – мать девушки – не терпела ждать сватов от Григория Александровича. Однако он не торопился делать предложение, надеясь, что Мери сама признается ему в любви. Печорин поцеловал княжну в щеку на одной из прогулок, желая проверить ее реакцию. На следующий день Мери призналась в любви, но он холодно заявил, что не разделяет ее чувств.

Это унизило Мери. Она ожидала чего угодно, но не такого отвержения. Печорин стал объектом ее горьких размышлений. Она сравнила себя с цветком, вырванным и брошенным на пыльную дорогу.

В своем дневнике Печорин объяснял свое поведение. Он утверждал, что не хочет жениться из-за предсказания гадалки, которая сказала его матери, что он погибнет от злой жены. Он ценил свою свободу выше всего, боясь стать предметом насмешек. Печорин считал, что не в силах принести счастье никому.

В город приехал известный фокусник, и все поспешили на его представление, за исключением Веры и Мери. Поздним вечером Печорин, тянущийся к Вере, отправился в дом Лиговских, где она проживала. В окне он заметил силуэт Мери. Грушницкий, следящий за Печориным, предположил, что тот назначил свидание с Мери. Несмотря на то что Печорину удалось вернуться домой, Грушницкий, полный обиды и ревности, разнес слух о том, что Печорин побывал ночью в спальне Мери.

Защищая честь девушки, Григорий Александрович вызвал юнкера на дуэль. В качестве секундантов выступили Вернер и малознакомый драгунский капитан, которого Печорин защищал на балу, когда тот хотел атаковать Мери. Капитан, испытывавший глубокую неприязнь к Грушницкому, пытался напасть на него, но забыл зарядить пистолет Печорина.

Перед дуэлью Печорин долго метался внутри себя, осознавая, что мало принёс добра другим. Он понимал, что в жизни играл роль палача для многих, порой уничтожая их словом, порой и делом. В своей ненасытной любви он обращался лишь к самому себе, искавшему понимания и прощения. Но ни один человек, ни одна женщина не смогли дать ему это.

Получив вызов на дуэль, он осознал, что его соперник может лишить его жизни. И что останется после него? Только пустые воспоминания.

На следующее утро Вернер пытался помирить Печорина и его противника, но Грушницкий был непреклонен. Печорин, надеясь на проявление великодушия со стороны соперника, проявил к нему милосердие. Но Грушницкий, озлобленный и обиженный, выстрелил первым.

В ответ Печорин, вынужденный защищать свою жизнь, выстрелил в Грушницкого, лишив его жизни. Чтобы скрыть факт дуэли, Печорин и его секунданты представили смерть молодого офицера как дело черкесских нападений.

Печорин, узнав о смерти Грушницкого, понял, что Вера осознала истинную причину его гибели и призналась в своих чувствах к нему. Он решил увезти её из города, но в погоне за Верой его лошадь погибла, а сам Печорин получил серьезные травмы.

Вернувшись в город, Печорин узнал, что слухи о дуэли распространились, и ему назначено новое место службы. Прежде чем уехать, он решил попрощаться с Мери и её матерью. Старая княгиня предложила ему руку и сердце дочери, но Печорин отклонил это предложение.

Оставшись наедине с Мери, он унизил её настолько, что сам почувствовал себя неприятно.

III. Фаталист

В завершающей части романа описывается событие, когда Печорин оказался в станице казаков по служебным делам. Там среди офицеров возник спор о влиянии судьбы на жизнь человека. В это время серб Вулич выступил в защиту своего фаталистического взгляда на мир. Он утверждал, что если ему суждено остаться в живых до следующего дня, то даже самоубийство не сможет лишить его жизни. В качестве доказательства он предложил опасное пари: выстрелить себе в висок. Единственным, кто согласился на это, был Печорин.

Печорин смело заявил Вуличу, что сегодня он умрет. Однако, когда Вулич попытался выстрелить себе в висок, его пистолет дал осечку. После этого он произвел второй выстрел в сторону, который был реальным. Собравшиеся были поражены произошедшим, особенно тем, что, несмотря на все признаки, Вулич остался жив. Никто не мог понять, почему Печорин был так настойчив в своих предсказаниях. Раздосадованный Вулич ушел оттуда, оставив всех в замешательстве.

Печорин направился домой, пройдя переулками. По пути он увидел на земле разрубленную пополам свинью. Местные жители объяснили ему, что это делает один из казаков, предпочитающий находить утешение в алкоголе.

Печорина разбудили офицеры, чтобы рассказать ему о том, что ночью пьяный казак убил Вулича. Это произвело на него впечатление, но вместе с другими офицерами он решил ловить казака. Казак, осознав свои действия, отказался сдаваться и угрожал убить тех, кто попытается войти в его хату. Печорин решил рискнуть и вошел в хату через окно, но остался жив. Казака связали и доставили властям. В результате этого события Печорин не спешил делать выводы о фатализме, считая, что жизнь сложнее, чем простые убеждения.

История, которую Печорин рассказал Максиму Максимычу, вызвала у последнего размышления о фатализме. Максим Максимыч отметил, что пистолеты часто дают осечки, и что судьба каждого человека определяется его родом и написанным на нем. Он, подобно Печорину, не стал придерживаться фатализма. С этого момента роман завершается. Напутствуя читателя, напоминаю, что краткий пересказ не передает всей глубины и сложности произведения, поэтому настоятельно рекомендую прочитать сам «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова для получения полного удовольствия от этой знаменитой работы!

В конечном итоге, каждый из главных персонажей сталкивается с трагическими событиями, отражающими темные стороны человеческой природы и жестокость судьбы. Григорий Печорин отправляется в последнее путешествие и умирает, Максим Максимыч возвращается на родину, Бэла становится жертвой разбойника и умирает, Грушницкий погибает в дуэли, Мери возвращает в Москву, Вера умирает от болезни, Казбич уходит, а Азамат вступает на путь преступника и погибает. Все эти судьбы представляют различные аспекты человеческого бытия и иллюстрируют трагические последствия сил судьбы и человеческих поступков.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *