Литература. 7 класс

Тур I. Комплексный анализ художественного текста.

И.С.Тургенев

ВОРОБЕЙ

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Апрель, 1878

  1. Какие чувства, переживания передает И.С.Тургенев в этом стихотворении в прозе?
  2. Какие образы помогают понять смысл произведения?
  3. Почему произведение называется «Воробей»?

Тур II. История и теория литературы

1. Из каких произведений взяты отрывки? Назовите их авторов и жанровую принадлежность произведения.

а) Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.

б) Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,
Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!
Препровождаешь жизнь меж мягкою травою
И наслаждаешься медвяною росою.

в) Вот примчалися… и вмиг
Из очей пропали:
Кони, сани и жених
Будто не бывали.
Одинокая, впотьмах,
Брошена от друга,
В страшных девица местах;
Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться — следу нет…
Виден ей в избушке свет:
Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит…
Дверь шатнулася… скрыпит…
Тихо растворилась.

г) Хотя некоторый ковшик несколько раз переходил из рук в руки, странное молчание царствовало в сей толпе — разбойники отобедали, один после другого вставал и молился богу, некоторые разошлись по шалашам, — а другие разбрелись по лесу — или прилягли соснуть, по русскому обыкновению.
Караульщик кончил свою работу, встряхнул свою рухлядь, полюбовался заплатою, приколол к рукаву иголку — сел на пушку верхом и запел во все горло меланхолическую старую песню:

Не шуми, мати зеленая дубровушка,
Не мешай мне молодцу думу думати.

д) Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.<…> Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

2. В этом задании вам предложены определения какого–либо литературоведческого понятия. О чем идет речь?
а) … – род литературы, представлен такими жанрами, как повесть, рассказ, новелла, роман…
б) … – прием, основанный на чрезмерном преувеличении…
в) … – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным…
г) … – перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту…
д) … – метр, образованный стопами из двух слогов, с сильным местом на первом…

3. Восстановите стихотворение: вставьте необходимые по смыслу и ритму слова:

Георгий Иванов

          ВАЗА С ФРУКТАМИ
Тяжелый …, и яблоки, и сливы —
Их очертания … нежны —
Все оттушеваны старательно отливы,
Все … …. под кожицей видны.

Над грушами лежит … …,
… смуглые сгрудились перед ней;
Огромный … кичливо посредине
Венчает вазу всю … своей.

Ту вазу, вьющимся украшенную хмелем,
Ваяла эллина живая простота:
Лишь у подножия к пастушеским …
Прижаты мальчиков спокойные уста.

Ответы: 

Тур I. Комплексный анализ художественно текста-миниатюры.
При оценке работы учитываются:

  • глубина постижения текста (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, художественной идеи, образа повествователя)
  • знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его;
  • умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства;
  • язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность).

Тур II. История и теория литературы

  1. Из каких произведений взяты отрывки? Назовите их авторов и жанровую принадлежность.
  2. «Повесть временных лет».
  3. М.В.Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для академии, быв много раз прежде за тем же».
  4. В.А.Жуковский «Светлана», баллада.
  5. А.С.Пушкин «Дубровский», роман.
  6. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», повесть.

2. В этом задании вам предложены определения какого–либо литературоведческого понятия. О чем идет речь?

а) эпос
б) гипербола
в) эпитет
г) метафора
д) хорей

3. Восстановите стихотворение:

Георгий Иванов
Ваза с фруктами

Тяжелый виноград, и яблоки, и сливы —
Их очертания отчетливо нежны —
Все оттушеваны старательно отливы,
Все жилки тонкие под кожицей видны.

Над грушами лежит разрезанная дыня,
Гранаты смуглые сгрудились перед ней;
Огромный ананас кичливо посредине
Венчает вазу всю короною своей.

Ту вазу, вьющимся украшенную хмелем,
Ваяла эллина живая простота:
Лишь у подножия к пастушеским свирелям
Прижаты мальчиков спокойные уста.

 

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*