Олимпиада по обществознанию. 10 класс. 2016 год

1. «ДА» или «НЕТ»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «ДА», если не согласны ‒ «НЕТ». Внесите свои ответы в таблицу в бланке работы.

1. Коронацию правителя в монархиях можно назвать политическим институтом.

2. Основоположником социального реализма считается Э. Дюркгейм.

3. Если уровень безработицы уменьшился, то это всегда означает, что большее количество работников имеют работу.

4. Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества на современном этапе носит только негативный характер.

5. Социальные интересы являются проявлением социальной дифференциации.

6. Тоталитарный режим может сформироваться не ранее складывания индустриального общества.

7. Для выделения молодёжи как социальной группы важны не столько возрастные границы, сколько специфические черты сознания и поведения.

8. Протестантская трудовая этика основана на идеях добродетельного труда и аскетизма.


2. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

Условность ситуации, универсальность, двуплановость, направленность на процесс, а не на результат.

3. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

Первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм.

4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Монетарное регулирование экономики, поддержание курса национальной валюты, кредитование коммерческих банков, выдача кредитов физическим и юридическим лицам, хранение свободной денежной наличности коммерческих банков, хранение государственных золотовалютных резервов.

5. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Нормативный правовой акт, презумпция, правовой обычай, правовой прецедент, договор с нормативным содержанием, правовая доктрина.

6. Установите соответствие между определениями и понятиями института гражданства. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

ОПРЕДЕЛЕНИЕПОНЯТИЕ
А) приобретение гражданства по факту рождения1) оптация
Б) вступление в гражданство лица по желанию2) филиация
В) переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому3) трансферт
Г) выбор лицом гражданства при изменении границ государств4) натурализация

7. Установите соответствие между примерами доходов физических лиц и положениями Налогового кодекса РФ. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

ПРИМЕР ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦПОЛОЖЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ
А) государственные пенсии Б) дивиденды и проценты от вкладов В) авторский гонорарГ) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества

Д) государственные компенсации по возмещению вреда

Е) государственные пособия по временной нетрудоспособности (больничные листы)

1) подлежат налогообложению2) не подлежат налогообложению

8. Решите правовую задачу.

Супруги Елена К. и Андрей К. приняли решение развестись. Решение являлось добровольным и взаимным. Ещё до свадьбы они договорились, что все мальчики, рождённые в браке, при разводе останутся с папой, а девочки – с мамой. В браке родилось две девочки Мария и Ирина, на момент развода которым исполнилось соответственно 17 и 15 лет. Вопрос, с кем должны остаться дети, не обсуждался: девочки должны остаться с мамой – это однозначное решение родителей. Заявление о расторжении брака Елена К. и Андрей К. подали в органы ЗАГС. В заявлении на взимание алиментов Елена указала размер 50% от дохода Андрея на двух несовершеннолетних детей. Какие юридические ошибки допустили Елена и Андрей?
9. Решите экономическую задачу.

Приведите все необходимые расчёты. Население города Z составляет 100 тысяч человек. Из них 5% – пенсионеры, а 15% – дети. 40 тысяч мужчин и 20 тысяч женщин работают на предприятиях города, в сфере услуг или являются служащими. Остальные жители города находятся в поисках работы. Каков уровень безработицы в городе Z?
10. Решите логическую задачу.

Генеральный директор торговой компании Михаил Иванов собрал на совещание директоров отделов, чтобы вместе решить, в каких городах в этом году будут открыты новые офисы. Были предложены на выбор следующие варианты: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Калининград. – В этом году мы точно должны открыть офис либо в Москве, либо в СанктПетербурге, но открывать офис сразу в двух этих городах пока бессмысленно, – начал совещание Михаил. – Офис в Калининграде и офис в Санкт-Петербурге должны открыться одновременно, если мы примем решение открыть их в этом году, – добавил Сергей Сергеев, директор по логистике. – Если мы откроем офис в Москве, то мы должны открыть офис ещё хотя бы в одном городе, – заметил коммерческий директор Иван Петров. – Но если мы решим открыть офис в Калининграде, мы должны его открыть и в Нижнем Новгороде, – ответил Сергей. – С другой стороны, если мы открываем офис в Нижнем Новгороде, мы должны его открыть и в Санкт-Петербурге, – сказал Михаил. В каких городах в итоге Совет директоров принял решение открыть офисы, если известно, что все замечания директоров были учтены?

11. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в именительном падеже. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Содержание трудового договора составляет совокупность его условий, которые определяют права и (А)_____________ сторон. Каждая сторона трудового договора имеет свои (Б)______________ права и обязанности, определяемые трудовым договором и трудовым законодательством, установленным правопорядком по труду в данной организации, которому стороны по договору обязались подчиняться. В зависимости от (В)_____________ их установления различают два вида условий договора: а) непосредственные, устанавливаемые непосредственно по соглашению сторон при заключении договора; б) производные, установленные законодательством ( об охране (Г)______________, дисциплинарной и (Д)________________ ответственности и др.), которые не могут изменяться по соглашению сторон (если иное не предусмотрено законом). О производных условиях стороны не договариваются, поскольку они в силу закона и договора обязательны для выполнения. Непосредственные условия в свою очередь делятся на необходимые и дополнительные. Необходимые условия ‒ это такие, при отсутствии которых трудового договора не может быть, а следовательно, и не может возникнуть реальное трудовое (Е)________________. К ним относятся условия: 1) о месте работы (организация, расположенная на день заключения договора в определённой местности); 2) о трудовой (Ж)____________, которую будет выполнять работник, т. е. о специальности, квалификации, должности, совмещении профессий; 3) о размере заработной платы работника. Процесс заключения трудового договора – это приём трудящегося на работу в качестве (З)____________. Трудовой кодекс устанавливает определённый порядок и юридические (И)___________ при приёме на работу в гл. 11 «Заключение трудового договора». Запрещается (К)_____________отказ в приёме на работу, установление при приёме какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или прямых или косвенных (Л)_________________ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Указанные ограничения будут являться (М)_______________.

Список слов: 1. правоотношение 11. объективные 2. субъективные 12. гарантии 3. функция 13. здоровье 4. порядок 14. правонарушение 5. льготы 15. труд 6. уголовная 16. роль 7. необоснованный 17. участник 8. преимущества 18. аргументированный 9. работник 19. материальная 10. обязанности 20. дискриминация
12. Объедините следующие понятия в классификационную схему (на бланке работы).

Субъекты; объекты; содержание; материальные блага; субъективные права и обязанности; нематериальные блага; физические и юридические лица; РФ, субъекты РФ, муниципальные образования; структура гражданских правоотношений.

13. Распределите предложенные иллюстрации на три группы по три иллюстрации в каждой. Укажите буквенные обозначения иллюстраций, составляющих каждую группу. Рядом с буквенным обозначением подпишите, что изображено на иллюстрации. В каждой группе расположите иллюстрации в определенной последовательности. Кратко запишите, что объединяет иллюстрации в каждую группу в данной

А Б

В Г

Д Е

Ж

З

И

 

14. Ознакомьтесь с представленными ниже материалами и выполните предложенные задания. Ответы к каждому пункту внесите в бланк работы около соответствующего номера задания.

Ж.Т. Тощенко ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ: ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СПУСТЯ (конец 1980-х – начало 2010 гг.) За минувшие четверть века произошли кардинальные изменения во всех сферах общественной жизни страны, которые прямо или косвенно влияли на экономическое сознание и поведение, их изменение, трансформацию. Практически прекратился рост ВВП. Начали стагнировать отдельные отрасли народного хозяйства. Нарушились экономические связи. Кардинальные изменения начались в постсоветской России в результате либерализации цен, приватизации, залоговых аукционов, следствием которых стал развал всего народнохозяйственного организма. В результате экономические потери страны к концу 1990-х годов оказались значительно большими, чем те, которые понесла страна в годы Великой Отечественной войны. Нужно отметить, что кризис 2009–2010 гг. Россия перенесла хуже всех не только среди стран так называемой «восьмёрки» (G-8), но и «двадцатки» и даже среди стран БРИКС – спад экономики исчислялся 9%. Не преодолён кризис в 2010-е гг. Индекс промышленного производства в 2012 г. составил 103,6 %, в 2013 г. – 101,3 %. Одновременно происходили и такие процессы, которые не могли не сказаться на снижении эффективности национального хозяйства. По оценке экспретов, теневая экономика России оценивается в 46 % ВВП ежегодно. Можно приводить и другие данные, иллюстрирующие сложнейшую ситуацию, в которой жили и продолжают жить большинство жителей России. Многие процессы, вкупе с политическими потрясениями, не могли пройти бесследно для людей, для их восприятия неустойчивой социальноэкономической действительности. Поэтому, на наш взгляд, основным индикатором настоящего состояния общественной жизни России являются всё же не сами экономические показатели. Они играют роль не более чем условия и предпосылки для тех сфер, в которых создается основной ресурс и формируется высшая цель современного развития ( а не просто роста) – человеческое благополучие. Но именно противоречивое и неоднозначное развитие ставят Россию на 56-е место в мире по индексу человеческого развития и на 80-е – по уровню социального развития.

Глобальные показатели происходящих изменений обычным людям в большинстве случаев не известны, а понимание ими сущности и содержания происходящих перемен, непосредственно касающихся их повседневной жизни, отражается на состоянии экономического сознания и поведения.

1.1. Дайте определения понятий, выделенных курсивом.

1.2. Автор указывает, что индикатором состояния общественной жизни являются не сами экономические показатели. В то же время он отмечает низкий уровень России по индексу человеческого развития. Какие показатели учитываются при определении индекса человеческого развития, кроме уровня ВВП на душу населения? Назовите два показателя.

1.3. Что автор называет высшей целью современного развития? Назовите три отрасли хозяйства, успешное функционирование которых напрямую способствует достижению названной автором цели.
2. Автор утверждает: «Такое состояние экономики прямо и непосредственно отражается на состоянии общественного экономического сознания и поведения».

2.1. Кто из классиков социально-экономической и философской мысли мог бы согласиться с таким подходом?

2.2. Приведите известное утверждение данного мыслителя, в котором выражена сущность данного подхода.

2.3. Кто из социологов придерживался противоположной точки зрения, считая, что сознание может повлиять на экономическое хозяйство?

Ниже приведены данные статистических опросов, отражающих экономическое сознание жителей России.

Таблица 1

Следствия перехода к рыночным отношениям ( в % отношении к числу опрошенных)

1990

2012
Снизился уровень благосостояния Усилилась несправедливость в оплате труда  

Усилилось расхищение трудовых ресурсов

 

Усилилась инфляция

 

Увеличилось число экономических преступлений

 

Выиграли только богатые

33

12

13

17

18

27

47,9

45,5

54,5

52,9

56,4

54

3.1. Как изменилась общая оценка социально-экономических последствий рыночных реформ за период 1990–2012 гг.?

3.2. Каковы могут быть объективные причины подобного изменения оценки? Назовите три причины из числа перечисленных в тексте и три объективные причины, не названные в тексте.

Таблица 2

Оценка экономического положения в России?

(в % от числа ответивших, 2012 г.)

Хорошее

 

Есть сложности, но неплохое

 

Скорее плохое, чем хорошее

 

Очень плохое

 

Затрудняюсь ответить

Уровень материального

положения

Всего

Высокий

Средний

Низкий

32,6

31,2

25,1

6,6

4,5

11,2

29,6

40,2

10,6

8,4

3,5

27,0

40,9

20,9

7,7

16,6

29,5

35,5

10,7

7,7

4. Проанализируйте таблицу

2. Сделайте один вывод об оценке экономического положения России различными категориями респондентов, вытекающий из таблицы, и обоснуйте его статистическими данными таблицы.

Таблица 3

Обстоятельства, мешающие экономическому развитию в стране?

(сумма ответов не равна 100%, так как можно было выбрать несколько вариантов)

2012

1990

Круговая порука и коррупция Ошибки в экономической политике  

Административный произвол властей в управлении экономикой

 

Отсутствие условий для свободного предпринимательства

 

Монополизм производителей товаров и услуг

 

Уравниловка в оплате труда работников, занятых по найму

 

Зависимость экономики от политических и идеологических догм

 

Превращение производства и сферы услуг в «богадельню» для лентяев

48,434,9 

 

24,6

 

 

14,2

 

10,4

 

 

7,7

 

 

7,3

 

 

4,8

4662 

 

30

 

 

23

 

34

 

 

44

 

 

28

 

 

34

5. Данные таблицы 3 представляют данные о деформации доверия в России. Проанализируйте причины деформация доверия, отражённые в таблице 3. Назовите три причины. Каждое положение обоснуйте данными из таблицы.

15. Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.

1. «Поскольку не может быть общества, в котором индивидуумы не отличались бы в большей или меньшей степени от среднего коллективного типа, постольку неизбежно, что среди такого рода отклонений существуют и отклонения преступного характера» (Э. Дюркгейм).

2. «Интернет ‒ это ключевая технология информационной эпохи; он воплощает культуру свободы и личного творчества» (М. Кастельс).

3. «Идея судебного процесса заключается в том, что если заставить двух лжецов разоблачать друг друга, то правда выплывает наружу» (Б. Шоу).

4. «Все люди созданы равными по крайней мере в одном отношении: все они хотят быть неравными» (У. Херст).

5. «Авторитет приносит с собой ошибок столько же, сколько и истин» (Иоганн В. Гёте).

6. «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя» (Сократ). 7. «Хорош тот эксперимент, который не согласуется с теорией» (П.Л. Капица).

8. «И конкуренция, и планирование теряют свою силу, если их использовать в урезанном виде» (Ф.А. фон Хайек).

Ваша работа будет оцениваться жюри по следующим критериям.

1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики.

2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при раскрытии темы. (Необходимо сформулировать Вашу точку зрения на обществоведческую проблему, а не выразить отношение к авторскому высказыванию – согласие или несогласие с авторским высказыванием.)

3. Уровень аргументации: а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений; б) опора на научные теории, владение понятиями курса; в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт; г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).

4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

1. «ДА» или «НЕТ»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «ДА», если не согласны ‒ «НЕТ». Внесите свои ответы в таблицу в бланке работы.

1. Коронацию правителя в монархиях можно назвать политическим институтом.

2. Основоположником социального реализма считается Э. Дюркгейм.

3. Если уровень безработицы уменьшился, то это всегда означает, что большее количество работников имеют работу.

4. Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества на современном этапе носит только негативный характер.

5. Социальные интересы являются проявлением социальной дифференциации.

6. Тоталитарный режим может сформироваться не ранее складывания индустриального общества.

7. Для выделения молодёжи как социальной группы важны не столько возрастные границы, сколько специфические черты сознания и поведения.

8. Протестантская трудовая этика основана на идеях добродетельного труда и аскетизма.

Ответ:

12345678
даданетнетдададада

По 1 баллу за каждый верный ответ. Максимум за задание – 8 баллов.

2. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ. Условность ситуации, универсальность, двуплановость, направленность на процесс, а не на результат.

Ответ: Характеристики игры как вида деятельности. Максимум за задание – 1 балл.

3. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ. Первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм.

Ответ: Способы производства (общественно-экономические формации). Максимум за задание – 1 балл.

4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Монетарное регулирование экономики, поддержание курса национальной валюты, кредитование коммерческих банков, выдача кредитов физическим и юридическим лицам, хранение свободной денежной наличности коммерческих банков, хранение государственных золотовалютных резервов.

Ответ: Функции Государственного эмиссионного (Центрального) банка, лишнее – выдача кредитов физическим и юридическим лицам. 1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего. Максимум за задание – 2 балла.

5. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Нормативный правовой акт, презумпция, правовой обычай, правовой прецедент, договор с нормативным содержанием, правовая доктрина.

Ответ: Источники права, лишнее – презумпция. 1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего. Максимум за задание – 2 балла.

6. Установите соответствие между определениями и понятиями института гражданства. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

ОПРЕДЕЛЕНИЕПОНЯТИЕ
А) приобретение гражданства по факту рождения1) оптация
Б) вступление в гражданство лица по желанию2) филиация
В) переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому3) трансферт
Г) выбор лицом гражданства при изменении границ государств4) натурализация

Ответ:

А

Б

В

Г

2

4

3

1

1 балл за каждую верную позицию. Максимум за задание – 4 балла.

7. Установите соответствие между примерами доходов физических лиц и положениями Налогового кодекса РФ. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

ПРИМЕР ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦПОЛОЖЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ
А) государственные пенсии

Б) дивиденды и проценты от вкладов

В) авторский гонорар

Г) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества

Д) государственные компенсации по возмещению вреда

Е) государственные пособия по временной нетрудоспособности (больничные листы)1) подлежат налогообложению

2) не подлежат налогообложению

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

2

1

1

1

2

1

1 балл за каждое верное соотнесение. Максимум за задание – 6 баллов.

8. Решите правовую задачу. Супруги Елена К. и Андрей К. приняли решение развестись. Решение являлось добровольным и взаимным. Ещё до свадьбы они договорились, что все мальчики, рождённые в браке, при разводе останутся с папой, а девочки – с мамой. В браке родилось две девочки Мария и Ирина, на момент развода которым исполнилось соответственно 17 и 15 лет. Вопрос, с кем должны остаться дети, не обсуждался: девочки должны остаться с мамой – это однозначное решение родителей. Заявление о расторжении брака Елена К. и Андрей К. подали в органы ЗАГС. В заявлении на взимание алиментов Елена указала размер 50% от дохода Андрея на двух несовершеннолетних детей. Какие юридические ошибки допустили Елена и Андрей?

Ответ: При наличии несовершеннолетних детей вопрос расторжения брака рассматривается только в судебном порядке (2 балла). Мнение Марии (17 лет) и Ирины (15 лет) должно учитываться при решении вопроса о дальнейшем проживании с одним из родителей (2 балла). Размер алиментов взимаемых с Андрея К. на двух несовершеннолетних детей должен составить не 50%, а 33,3% от его доходов (2 балла). Максимум за задание – 6 баллов.

9. Решите экономическую задачу. Приведите все необходимые расчёты. Население города Z составляет 100 тысяч человек. Из них 5% – пенсионеры, а 15% – дети. 40 тысяч мужчин и 20 тысяч женщин работают на предприятиях города, в сфере услуг или являются служащими. Остальные жители города находятся в поисках работы. Каков уровень безработицы в городе Z?

Решение. Пенсионеры и дети не относятся к экономически активному населению, следовательно, рабочая сила города Z равна 100 тысяч – (5 тысяч + 15 тысяч) = 80 тысяч человек. Из них 60 тысяч имеют работу, значит, безработных 80 тысяч – 60 тысяч = 20 тысяч. Уровень безработицы (20 тысяч: 80 тысяч)·100% = 25%. По 2 балла за каждый приведённый расчёт. Максимум за задание – 6 баллов.

10. Решите логическую задачу. Генеральный директор торговой компании Михаил Иванов собрал на совещание директоров отделов, чтобы вместе решить, в каких городах в этом году будут открыты новые офисы. Были предложены на выбор следующие варианты: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Калининград. – В этом году мы точно должны открыть офис либо в Москве, либо в СанктПетербурге, но открывать офис сразу в двух этих городах пока бессмысленно, – начал совещание Михаил. – Офис в Калининграде и офис в Санкт-Петербурге должны открыться одновременно, если мы примем решение открыть их в этом году, – добавил Сергей Сергеев, директор по логистике. – Если мы откроем офис в Москве, то мы должны открыть офис ещё хотя бы в одном городе, – заметил коммерческий директор Иван Петров. – Но если мы решим открыть офис в Калининграде, мы должны его открыть и в Нижнем Новгороде, – ответил Сергей. – С другой стороны, если мы открываем офис в Нижнем Новгороде, мы должны его открыть и в Санкт-Петербурге, – сказал Михаил. В каких городах в итоге Совет директоров принял решение открыть офисы, если известно, что все замечания директоров были учтены?

Решение. Обозначим исходные суждения номерами.

1) Мы точно должны открыть офис либо в Москве, либо в СанктПетербурге, но открывать офис сразу в двух этих городах пока бессмысленно.

2) Офис в Калининграде и офис в Санкт-Петербурге должны открыться одновременно, если мы примем решение открыть их в этом году.

3) Если мы откроем офис в Москве, то мы должны открыть офис ещё хотя бы в одном городе.

4) Если мы решим открыть офис в Калининграде, мы должны его открыть и в Нижнем Новгороде.

5) Если мы открываем офис в Нижнем Новгороде, мы должны его открыть и в Санкт-Петербурге. Продолжим рассуждения.

6) Предположим, что Совет директоров принял решение открыть офис в Москве. Тогда офис не будет открыт в Санкт-Петербурге (из 1).

7) В этом случае офис не будет открыт и в Калининграде (из 2 и 6).

8) Но офис должен открыться ещё в одном городе (из 3), тогда остаётся только Нижний Новгород (из 6 и 7).

9) Но тогда офис должен открыться и в Санкт-Петербурге (из 5 и 8). Получаем противоречие.

10) Получаем, что в Москве офис не будет открыт (из 6 и 10).

11) Значит, офис будет открыт в Санкт-Петербурге (из 10).

12) Тогда офис открывается и в Калининграде (из 2 и 11).

13) Но в этом случае директора должны открыть офис и в Нижнем Новгороде (из 4 и 12).

Ответ: офисы будут открыты в Санкт-Петербурге, Калининграде и Нижнем Новгороде. Верно названо, в каких городах будут открыты офисы, – 2 балла. 5 баллов за полное (в котором содержатся все положения) рассуждение. 2 балла, если содержатся не все или ошибочные положения. Порядок, в котором приведены рассуждения, не оценивается. Максимум за задание – 7 баллов.

11. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в именительном падеже. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответы внесите в таблицу в бланке работы. Содержание трудового договора составляет совокупность его условий, которые определяют права и (А)_____________ сторон. Каждая сторона трудового договора имеет свои (Б)______________ права и обязанности, определяемые трудовым договором и трудовым законодательством, установленным правопорядком по труду в данной организации, которому стороны по договору обязались подчиняться. В зависимости от (В)_____________ их установления различают два вида условий договора: а) непосредственные, устанавливаемые непосредственно по соглашению сторон при заключении договора; б) производные, установленные законодательством ( об охране (Г)______________, дисциплинарной и (Д)________________ ответственности и др.), которые не могут изменяться по соглашению сторон (если иное не предусмотрено законом). О производных условиях стороны не договариваются, поскольку они в силу закона и договора обязательны для выполнения. Непосредственные условия в свою очередь делятся на необходимые и дополнительные. Необходимые условия ‒ это такие, при отсутствии которых трудового договора не может быть, а следовательно, и не может возникнуть реальное трудовое (Е)________________. К ним относятся условия: 1) о месте работы (организация, расположенная на день заключения договора в определённой местности); 2) о трудовой (Ж)____________, которую будет выполнять работник, т. е. о специальности, квалификации, должности, совмещении профессий; 3) о размере заработной платы работника. Процесс заключения трудового договора – это приём трудящегося на работу в качестве (З)____________. Трудовой кодекс устанавливает определённый порядок и юридические (И)___________ при приёме на работу в гл. 11 «Заключение трудового договора». Запрещается (К)_____________отказ в приёме на работу, установление при приёме какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или прямых или косвенных (Л)_________________ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Указанные ограничения будут являться (М)_______________.

Список слов: 1. правоотношение 11. объективные 2. субъективные 12. гарантии 3. функция 13. здоровье 4. порядок 14. правонарушение 5. льготы 15. труд 6. уголовная 16. роль 7. необоснованный 17. участник 8. преимущества 18. аргументированный 9. работник 19. материальная 10. обязанности 20. дискриминация

Ответ:

АБВГДЕЖЗИКЛМ
10241519139127820

По 1 баллу за каждую верную вставку. Максимум за задание ‒ 12 баллов.

12. Объедините следующие понятия в классификационную схему (на бланке работы). Субъекты; объекты; содержание; материальные блага; субъективные права и обязанности; нематериальные блага; физические и юридические лица; РФ, субъекты РФ, муниципальные образования; структура гражданских правоотношений.

Ответ:

Структура гражданских

правоотношений

субъекты

объекты

содержание

1. физические лица и

юридические лица

2. РФ, субъекты РФ,

муниципальные

образования 1. материальные блага

2. нематериальные

блага 1. субъективные права

и обязанности

 

По 1 баллу за каждый верный элемент. Максимум за задание ‒ 9 баллов.

13. Распределите предложенные иллюстрации на три группы по три иллюстрации в каждой. Укажите буквенные обозначения иллюстраций, составляющих каждую группу. Рядом с буквенным обозначением подпишите, что изображено на иллюстрации. В каждой группе расположите иллюстрации в определенной последовательности. Кратко запишите, что объединяет иллюстрации в каждую группу в данной последовательности.

Ответ:

Группа 1. История (развития) промышленного производства: Б ( печь, VI вв.). Е ( производство, XVI век (допустимо Средневековье, раннее Новое время); И (доменная печь, XVIII век).

Группа 2. История хранения и трансляции знаний (история книги, библиотеки): А (Викитека – современная свободная электронная библиотека); Д ( античная библиотека, XIX ); Ж (средневековая монастырская библиотека, вар. монах-переписчик. Книжная миниатюра, VIII век).

Группа 3. История денег: Г (римская монета: , II вв.); З (бумажная банкнота Нового и Новейшего времени: 10 000 . ); В (современная электронная платёжная система).

Для каждой группы: 1 балл за названный критерий выделения группы;

1 балл за правильное распределение букв;

1 балл за правильную последовательность букв;

1 балл за наличие пояснений ко всем иллюстрациям в группе.

Максимум за задание ‒ 12 баллов.

14. Ознакомьтесь с представленными ниже материалами и выполните предложенные задания. Ответы к каждому пункту внесите в бланк работы около соответствующего номера задания. .. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ: ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СПУСТЯ (конец 1980-х – начало 2010 гг.) За минувшие четверть века произошли кардинальные изменения во всех сферах общественной жизни страны, которые прямо или косвенно влияли на и поведение, их изменение, трансформацию.

Прежде всего отметим, что серьёзные сбои в экономике страны начали сказываться к концу 1980-х гг., в последние годы горбачёвской перестройки, после лихорадочных, малопродуманных и недальновидных решений. Практически прекратился рост . Начали стагнировать отдельные отрасли народного хозяйства. Нарушились экономические связи. Кардинальные изменения начались в постсоветской России в результате либерализации цен, , залоговых аукционов, следствием которых стал развал всего народнохозяйственного организма. В результате экономические потери страны к концу 1990-х годов оказались значительно большими, чем те, которые понесла страна в годы Великой Отечественной войны. Нужно отметить, что кризис 2009–2010 гг. Россия перенесла хуже всех не только среди стран так называемой «восьмёрки» (G-8), но и «двадцатки» и даже среди стран БРИКС – спад экономики исчислялся 9%. Не преодолён кризис в 2010-е гг. Индекс промышленного производства в 2012 г. составил 103,6 %, в 2013 г. – 101,3 %. Одновременно происходили и такие процессы, которые не могли не сказаться на снижении эффективности национального хозяйства. По оценке экспретов, теневая экономика России оценивается в 46 % ВВП ежегодно. Можно приводить и другие данные, иллюстрирующие сложнейшую ситуацию, в которой жили и продолжают жить большинство жителей России. Многие процессы, вкупе с политическими потрясениями, не могли пройти бесследно для людей, для их восприятия неустойчивой социальноэкономической действительности. Поэтому, на наш взгляд, основным индикатором настоящего состояния общественной жизни России являются всё же не сами экономические показатели. Они играют роль не более чем условия и предпосылки для тех сфер, в которых создается основной ресурс и формируется высшая цель современного развития ( а не просто роста) – человеческое благополучие. Но именно противоречивое и неоднозначное развитие ставят Россию на 56-е место в мире по индексу человеческого развития и на 80-е – по уровню социального развития. Глобальные показатели происходящих изменений обычным людям в большинстве случаев не известны, а понимание ими сущности и содержания происходящих перемен, непосредственно касающихся их повседневной жизни, отражается на состоянии экономического сознания и поведения.

1.1. Дайте определения понятий, выделенных курсивом.

1.2. Автор указывает, что индикатором состояния общественной жизни являются не сами экономические показатели. В то же время он отмечает низкий уровень России по индексу человеческого развития. Какие показатели учитываются при определении индекса человеческого развития, кроме уровня ВВП на душу населения? Назовите два показателя.

1.3. Что автор называет высшей целью современного развития? Назовите три отрасли хозяйства, успешное функционирование которых напрямую способствует достижению названной автором цели.

Ответ: 1.1. Экономическое сознание – это системная составляющая сознания, высший уровень психического отражения экономических отношений. ВВП – совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых в экономике (внутри страны) в течение одного года. Приватизация – форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки. По 1 баллу за корректные определения понятий. Всего 3 балла.

1.2. Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении. Уровень грамотности взрослого населения страны и совокупная доля учащихся. (В качестве правильных могут быть приняты ответы: Средняя продолжительность жизни, уровень грамотности.)

По 1 баллу за каждый названный признак. Всего 2 балла.

1.3. Человеческое благополучие (1 балл). Могут быть названы такие отрасли: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь. По 1 баллу за каждую названую отрасль. Всего 4 балла. Всего за задание 9 баллов.

2. Автор утверждает: «Такое состояние экономики прямо и непосредственно отражается на состоянии общественного экономического сознания и поведения».

2.1. Кто из классиков социально-экономической и философской мысли мог бы согласиться с таким подходом?

2.2. Приведите известное утверждение данного мыслителя, в котором выражена сущность данного подхода.

2.3. Кто из социологов придерживался противоположной точки зрения, считая, что сознание может повлиять на экономическое хозяйство?

Ответ: 2.1. Карл Маркс (2 балла).

2.2. «Бытие определяет сознание» (допустимо: «базис определяет надстройку», или «совокупность производственных отношений (базис) определяет сознание») (2 балла).

2.3. Противоположной позиции придерживался Макс Вебер (2 балла).

Всего за задание 6 баллов.

Ниже приведены данные статистических опросов, отражающих экономическое сознание жителей России.

Таблица1

Следствия перехода к рыночным отношениям ( в % отношении к числу опрошенных)

1990

2012

Снизился уровень благосостояния

 

Усилилась несправедливость в оплате труда

 

Усилилось расхищение трудовых ресурсов

 

Усилилась инфляция

 

Увеличилось число экономических преступлений

 

Выиграли только богатые

33

 

12

13

17

18

27

 

47,9

 

45,5

54,5

52,9

56,4

54

 

3.1. Как изменилась общая оценка социально-экономических последствий рыночных реформ за период 1990–2012 гг.?

3.2. Каковы могут быть объективные причины подобного изменения оценки? Назовите три причины из числа перечисленных в тексте и три объективные причины, не названные в тексте.

Ответ: 3.1. Анализ этих данных показывает, что произошло увеличение отрицательных оценок социальных последствий рыночных реформ (2 балла). 3.2. Могут быть названы следующие причины по тексту:

прекращение роста ВВП;

развал народнохозяйственного организма;

экономические потери страны к концу 1990-х годов оказались значительно большими, чем те, которые понесла страна в годы Великой Отечественной войны;

кризис 2008 г.

По 1 баллу за каждую названную причину. Всего 3 балла. Могут быть названы следующие причины, не названные в тексте:

распад СССР, где бывшие республики участвовали в производстве советского ВВП;

отсутствие рыночного менталитета (сознания) у населения страны;

резкое снижение уровня социальной защиты населения;

неконтролируемый рост цен.

По 2 балла за каждую названную причину. Всего 6 баллов.

Всего за задание 11 баллов.

Таблица 2

Оценка экономического положения в России?

(в % от числа ответивших, 2012 г.)

 

 

Хорошее

 

Есть сложности, но неплохое

 

Скорее плохое, чем хорошее

 

Очень плохое

 

Затрудняюсь ответить

Уровень материального

положения

Всего

Высокий

Средний

Низкий

 

32,6

31,2

25,1

6,6

4,5

11,2

29,6

40,2

10,6

8,4

3,5

27,0

40,9

20,9

7,7

16,6

29,5

35,5

10,7

7,7

 

4. Проанализируйте таблицу 2. Сделайте один вывод об оценке экономического положения России различными категориями респондентов, вытекающий из таблицы, и обоснуйте его статистическими данными таблицы.

Ответ: Респонденты с высоким и средним уровнем материального положения в целом позитивнее оценивают экономическую ситуацию в России, чем те, чей уровень жизни является низким.

(2 балла за приведённый вывод. 1 балл за вывод с неточностями, не искажающими смысла).

Обоснование: например, две трети (63,8%) респондентов с высоким уровнем материального положения позитивно оценивают экономическое положение в России. В то же время почти 62% людей с низким уровнем достатка оценивают его негативно.

(2 балла за приведённое обоснование со статистическими данными). Всего 4 балла.

Таблица 3

Обстоятельства, мешающие экономическому развитию в стране?

(сумма ответов не равна 100%, так как можно было выбрать несколько вариантов)

2012

1990

Круговая порука и коррупция

 

Ошибки в экономической политике

 

Административный произвол властей в управлении экономикой

 

Отсутствие условий для свободного предпринимательства

 

Монополизм производителей товаров и услуг

 

Уравниловка в оплате труда работников, занятых по найму

 

Зависимость экономики от политических и идеологических догм

 

Превращение производства и сферы услуг в «богадельню» для лентяев48,4

 

34,9

 

 

24,6

 

 

14,2

 

10,4

 

 

7,7

 

 

7,3

 

 

4,846

 

62

 

 

30

 

 

23

 

34

 

 

44

 

 

28

 

 

34

5. Данные таблицы 3 представляют данные о деформации доверия в России. Проанализируйте причины деформация доверия, отражённые в таблице 3. Назовите три причины. Каждое положение обоснуйте данными из таблицы.

Ответ: Могут быть названы следующие причины.

Изменение типа экономической системы и радикальное изменение экономической политики. (Ошибки экономической политики изменился с 62 % в 1990 г. до 34,9 % в 2012 г.)

Развилась конкуренция производителей товаров и услуг, монополизм стали отмечать втрое меньше респондентов.

Оплата труда стала значительно более дифференцированной, респонденты стали в 6 раз меньше отмечать уравниловку в оплате труда как фактор, мешающий экономическому развитию.

Повысилась эффективность сферы услуг, так как её превращение в «богадельню» для лентяев волнует лишь менее 5 % респондентов, а не 34 %.

Могут быть названы иные причины.

По 2 балла за каждую названную причину с обоснованием. Без обоснования ответ не засчитывается.

Всего 6 баллов. Максимум за задание ‒ 36 баллов.

15. Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе.

Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.

1. «Поскольку не может быть общества, в котором индивидуумы не отличались бы в большей или меньшей степени от среднего коллективного типа, постольку неизбежно, что среди такого рода отклонений существуют и отклонения преступного характера» (Э. Дюркгейм).

2. «Интернет ‒ это ключевая технология информационной эпохи; он воплощает культуру свободы и личного творчества» (М. Кастельс).

3. «Идея судебного процесса заключается в том, что если заставить двух лжецов разоблачать друг друга, то правда выплывает наружу» (Б. Шоу).

4. «Все люди созданы равными по крайней мере в одном отношении: все они хотят быть неравными» (У. Херст).

5. «Авторитет приносит с собой ошибок столько же, сколько и истин» (Иоганн В. Гёте).

6. «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя» (Сократ).

7. «Хорош тот эксперимент, который не согласуется с теорией» (П.Л. Капица).

8. «И конкуренция, и планирование теряют свою силу, если их использовать в урезанном виде» (Ф.А. фон Хайек).

Критерии оценивания сочинения-эссе.

1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики.

2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения по сформулированной обществоведческой проблеме. (Если точка зрения автора эссе сводится к пересказу выбранного высказывания или констатации согласия или несогласия с ним, то по данному критерию выставляется 0 баллов.)

3. Уровень аргументации: а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений; б) опора на научные теории, владение понятиями курса; в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт; г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).

4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.

До 4 баллов за каждый критерий. Максимум за задание – 28 баллов.

Всего за работу – 140 баллов.   


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *