Олимпиада по обществознанию. 9 класс

Олимпиада школьников по обществознанию

2009–2010 учебный год

Окружной этап

 1. Установите верность или ложность утверждений («да» или «нет») и занесите ответы в таблицу:

1.1. Для конфуцианства характерно негативное отношение к земной жизни, рассмотрение ее как сплошной череды страданий.

1.2.Политическая власть возникла как результат необходимости управлений общественными отношениями.

1.3. Фанатичная преданность творчеству музыкальной группы является примером негативного отклоняющегося поведения.

1.4. Одной из главных функций государства при смешанной экономической системе является регуляция и фиксация цен на потребительском рынке.

1.5. Правовые отношения возникают с момента обращения в суд.

1.6. Науку от других отраслей культуры отличает выявление сущности общественных и природных явлений.

1.7. И человек, и животное обладают стремлением к саморазвитию.

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

2. Какое понятие является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.

2.1 Свободное ценообразование, экономическая свобода производителей, преобладание государственной собственности, разорение убыточных предприятий. ____________________________________________________________________________________________

2.2 Противоправность поведения потерпевшего, незнание данной правовой нормы, несовершеннолетие виновного, беременность, явка с повинной._______________ _____________________________________________________________________________

3. Иностранный гражданин, студент одного из московских вузов, был задержан за совершение кражи. С предъявленным обвинением и заключением его в изолятор временного содержания он не согласился, ссылаясь на то, что он гражданин другой страны и отвечать он должен по законам другой страны.

Правомерны ли действия правоохранительных органов? Свое мнение обоснуйте. ____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

4. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные – в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны.

Во второй половине _____ века мир начал переход к новому типу общественного строя – _______________. В таком обществе доминирует не тот, кто обладает крупнейшей __________ или накопил наибольшие богатства, а тот, кто владеет большими объемами ____________. Меняется и сам тип ___________ – прямое и грубое господство уходит в прошлое, ему на смену приходит сила ___________. Ключевые ________ игроки новой эпохи не правительства или партии, а _______, _______ организации и отдельные личности – создатели новых смыслов, _________, стилей жизни.

1) XX в.

5) Информация

9) Насилие

13) СМИ

17) Правительственные

2) Неправительственные 6) Власть

10) Общение

14) Убеждение

18) Информационный

3) Массовые

7) Государственный

11) XIX в.

15) Понятие

19) Военная сила

4) Индустриальный

8) Земля

12) Политический

16) Знание

20) Ценность

5. Перед вами две диаграммы. Проанализируйте их. Оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграмм.

общество

5.1. В показанный период наблюдается устойчивый дефицит и союзного, и местных бюджетов.

5.2. Темпы роста союзных бюджетных расходов замедляются, а местных бюджетных расходов увеличиваются.

6. Решите кроссворд. В выделенных клетках получиться слово. Запишите его определение.

  1. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

  2. Совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности.

  3. Совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами из взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей.

  4. Нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

  5. Особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

  6. Коренное качественное изменение, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.

  7. Духовные представления, основаны на вере в существование бога (богов) или сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.

  8. Процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.

  9. Преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

  10. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и характера.

  11. Человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.

  12. Нравственное, социальное или правовое требование ожидаемого поведения, предъявляемое человеку или группе.

общество

Определение ______________________________________________

 7. Соотнесите понятия и определения.

Понятия:

1) Гражданская ответственность.

2) Административная ответственность.

3) Юридическая ответственность.

4) Материальная ответственность.

Определения:

а) Государственное принуждение к исполнению требований права, правоотношение, каждая из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной, государством и обществом.

б) Совокупность предусмотренных законом мер воздействия, которые влекут для виновного невыгодные последствия имущественного характера – возмещение убытков, уплату неустойки, возмещение вреда.

в) Форма юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершенное ими административное правонарушение.

г) По трудовому праву обязанность работника возместить ущерб, причиненный предприятию (учреждению, организации), в пределах и порядке, установленных законодательством.

 8. Решите задачу.

В соответствии с составленным завещанием все принадлежащие гражданину Н.В.Зуеву ко дню его смерти имущество должно было перейти его старшему совершеннолетнему сыну. К моменту открытия наследства выяснилось, что о своих наследственных правах также заявили: 16-летняя дочь Зуева, его нетрудоспособная жена, а также его 34-летний родной брат.

Кто будет наследовать имущество Зуева Н. В.? Обоснуйте свой ответ.

9. В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» ребенком считается человек в возрасте до … лет.

а) 12 лет; б) 16 лет; в) 14 лет; г) 18 лет.

10. Установите соответствие между типами избирательных систем и их характерными признаками:

Типы:

а) Мажоритарная избирательная система;

б) Пропорциональная система.

Признаки:

  1. Избрание кандидата по принципу большинства полученных им голосов.

  2. Избрание кандидата по партийным спискам, получившим поддержку избирателей.

  3. Избрание кандидата на основе относительного большинства поданных за него голосов.

11. Проанализируйте отрывок ст. 6 Конституции РФ и ответьте на вопросы.

В Конституции Российской Федерации (ст. 6) записано: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации».

Почему, по вашему мнению, в этом документе обладание правами и свободами предполагает обязательное соблюдение гражданами России соответствующих обязанностей? Чем отличаются права граждан от их свобод? Назовите основные политические, социально-экономические и личные или гражданские права и свободы. Какие свободы, по вашему, являются основополагающими? Аргументируйте свое мнение конкретными примерами из жизни современного российского общества.

12. Заполните пропуски в схеме «Формы государств».

общество

 

13. Прочитайте текст. Определите, о каком человеке идет речь и почему его называют великим гражданином России. Кого еще из наших соотечественников вы наделили бы столь высоким званием?

Во всем мире этого человека называют: «Великим гражданином, Совестью народа. Он был крупнейшим ученым современности, автором выдающихся работ по физике элементарных частиц и космологии, «отцом» советской водородной бомбы. Он удостоился большого количества наград от Правительства СССР, даже звание Героя Социалистического Труда ему присваивали трижды. Однако свою почетную награду – Нобелевскую премию мира — он получил не за научные достижения, а за …».

 14. Слово «Конституция» образовано от латинского «constitution», что означает:

а) установление; б) согласие; в) договор.

Ответы:

1 – 1.1Нет 1.2Да 1.3Нет 1.4Нет 1.5Нет 1.6Да 1.7Нет (1 балл за каждый правильный ответ, максимум – 7 баллов)

2 – 2.1) Преобладание государственной собственности, остальное характеризует рыночную экономику; 2.2) Незнание данной правовой нормы, остальное – обстоятельства, смягчающие ответственность. (1 балл за указанное лишнее понятие и до 2 баллов за верное объяснение, максимум – 6 баллов)

3 – Да. Законы для всех (иностранцев и лиц без гражданства) действуют на всей территории РФ. (1 балл за правильный ответ и 2 балла за верное обоснование, максимум – 3 балла)

4 – 1), 18), 19), 5), 6), 14), 12), 13), 2), 20). (1 балл за правильный ответ, максимум – 10 баллов)

5 – 5.1) Нет, так как растет только дефицит союзного бюджета. Местные бюджеты, наоборот, становятся профицитными; 5.2) Да, так как за период 1987–1989 гг. союзные расходы выросли менее, чем за предшествующий период. По местным бюджетам за период 1987–1989 гг. расходы выросли сильнее, чем за предшествующий период. (2 балла за оценку верности утверждений, до 4 баллов за каждое верное объяснение, максимум – 12 баллов)

6 – прогресс, культура, общество, потребность, наука, революция, религия, образование, реформа, нация, личность, обязанность. Глобализация – процесс изменения всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости. (1 балл за каждый правильный ответ и до 3 баллов за верное определение, максимум – 15 баллов).

7 – 1а, 2в, 4б.(1 балл за один правильный ответ, максимум –3 балла)

8 – 16-летняя дочь Зуева и его нетрудоспособная жена как обязательные наследники и старший сын по завещанию. (3 балла за верный ответ).

9 – г (1 балл за верный ответ).

10 – а) 1, 3; б) 2. (1 балл за каждый верный ответ)

11 – анализируя документ, необходимо привести аргументы из жизни современного российского общества (20 баллов).

Например: 1) Если человек является гражданином России, то: а) это значит иметь права, установленные юридическими нормами; б) получая от государства гарантии соблюдения прав, быть ему в чем-то обязанным (соблюдать законы, беречь памятники культуры и т.д.) (5 баллов); 2) Права – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-либо делать, осуществлять, иметь (право на жизнь и т.д.); 3) Свободы – отсутствие ограничений в чем-либо (поведении, деятельности и т.д.), не запрещенном законом… Свобода обеспечивается и защищается государством, но не регламентируется им. (5 баллов); 4) Политические права и свободы: (перечисление); социально-экономические: (перечисление); личные или гражданские права (перечисление) (5 баллов).

Если мнение подкреплено аргументами из жизни современного российского общества – 5 баллов.

12 – Унитарное, федеративное, конфедеративное;

Абсолютная, конституционная, демократическая;

Парламентская, президентская, смешанная;

Демократическое, авторитарное, тоталитарное

13 – А.Д.Сахаров, общественный и гражданский деятель, как выдающийся защитник прав и свобод человека (5 баллов).

14 – а (1 балл за верный ответ)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *