Олимпиадные задания по обществознанию для 9 класса

1. Выберите все правильные ответы (возможно несколько вариантов правильных ответов). Перечертите данную ниже таблицу в лист ответа и впишите в соответствующие ячейки выбранные вами ответы.

1.1. Выберите из перечня категорий населения тех, кто является иждивенцами и обведите цифры, под которыми они указаны, в кружок.

1. Частично занятые на производстве.
2. Домохозяйки.
3. Студенты.
4. Отбывающие срок заключения в тюрьмах.
5. Несовершеннолетние дети.
6. Пенсионеры.
7. Предприниматели.

1.2. Найдите в приведенном перечне молодежные субкультуры и выпишите цифры, под которыми они указаны.

1. Школьники.
2. Панки.
3. Готы.
4. Студенты.
5. Эмо.
6. Спортсмены.
7. Пионеры.

1.3. Какая пара приведенных ниже понятий отражает факторные ресурсы производства?

1. вклад в банке и вагоны с зерном, стоящие на путях
2. заработная плата рабочего и нефтепровод
3. компьютерная программа и деньги, взятые в кредит
4. рецепт производства кока-колы и ящики с сахарным песком
5. системный администратор и процент, выплаченный по вкладу в банк

1.4. Господство, основанное на привычке повиноваться, в политологии называется

1. харизматическое
2. легальное
3. традиционное
4. рациональное
5. устойчивое

1.5. Мотивами человеческой деятельности могут являться

1. потребности
2. действия
3. поступки
4. интересы
5. убеждения

1.6. В Федеральное Собрание РФ входят

1. Государственный Совет и Государственная Дума
2. Администрация Президента и Государственная Дума
3. Совет Федерации и Государственная Дума
4. Правительство и Совет Федерации
5. правильного ответа нет

1.7. Что характеризует мораль в отличие от других социальных норм

1. направленность на регулирование общественных отношений
2. регулирование отношений с позиций «прекрасное» и «безобразное»
3. регулирование отношений с позиций «добро» и «зло»
4. обращение ко всем людям
5. исторический характер проявления

1.8. К глобальным проблемам современности не относят

1. проблема дефицита бюджета во Франции
2. проблема «Север-Юг»
3. проблема глобального потепления
4. проблема «пробок» в Москве
5. проблема роста террористической угрозы

2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ, выпишите его в лист ответа.

1.1. опрос, наблюдение, эксперимент, анализ документов.
1.2. ночные работы, подъем тяжестей, работа в казино и ночных клубах, работа в основное учебное время
1.3. командная, рыночная, традиционная, смешанная

3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение, выпишите его в лист ответа.

2.1. Информационное, традиционное, индустриальное, капиталистическое.
2.2. консервативные, либеральные, массовые, радикальные.
2.3. народность, толпа, нация, племя

4. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»). Перечертите таблицу в лист ответа и запишите соответствующие ответы «Да» или «Нет» в нужном порядке.

4.1. Органы местного самоуправления согласно Конституции РФ входят в систему органов государственной власти.
4.2. Теоретические знания человек получает из опыта.
4.3. Современные демократические избирательные системы опираются на принцип всеобщности.
4.4. Если у вас нет собаки, ее не отравит сосед. У меня есть собака. Значит, сосед ее отравит. Верно ли я рассуждаю?
4.5. Доход от продажи земельного участка называется рентой.
4.6. Судья не может быть привлечен к юридической ответственности.

5. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова, сочетания слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. Применяются данные слова и сочетания один раз.
Запишите в лист ответа порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.
Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!
Мораль как форма духовной жизни возникла уже в (……) . Мораль не имеет четко очерченных границ, она представлена во всех сферах общественной жизни. Где есть (……), там всегда есть место моральной оценке. Она возникает (……) , ее нормы, как правило, (……) , они живут в сознании людей. Мораль опирается на силу (……) . Как и право, она имеет значение (……); в отличие от права – не (……). . .В морали на первый план выходит (……), тогда как в праве главным считается сам факт совершенного деяния.

1. первобытность
2. инстинкт
3. создается государством
4. общественное мнение
5. отношения между людьми
6. стихийно
7. императив
8. эпоха Средневековья
9. закреплены в законах
10. законодательный акт
11. не записаны
12. внутренний мотив
13. Древний Египет
14. государственное принуждение
15. государство

6. Логическая задача.

В школьной столовой за (четырехместным) квадратным столом обедали четыре ученика: Вася, Коля, Дима и Миша. Среди них был один отличник, один хорошист, один троечник и один двоечник. Определите, кто есть кто, и кто где сидел, если известно следующее:
1. Вася сидел напротив троечника.
2. Хорошист сидел напротив Димы.
3. Тот, кто сидел по левую руку от Димы, учится лучше Коли и Васи.

Зарисуйте на листе ответа схему рассадки учеников и заполните пропуски. Обоснуйте свой ответ.обществознание20

7. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации. Развернутое объяснение запишите в лист ответа.

7.1. Гражданка России Федорова вступила в брак с гражданином США Смитом. Через год Федорова, будучи беременной, погибла в Москве в результате автомобильной аварии, ее плод врачам удалось спасти, ребенок выжил. Смит проживает в Российской Федерации в течение 2 лет. В США действует принцип почвы.
Будет ли ребенок признан гражданином Российской Федерации? Ответ обоснуйте.
7.2. Антон Свирский, 16 лет, 1 ноября 2010 г. устроился на работу в ООО «Древесина IQ» плотником, после чего был эмансипирован. 15 мая 2011 г. он потребовал у работодателя отпуск с 1 по 28 июня 2011 г. Работодатель предложил ему уйти в отпуск на 14 календарных дней, мотивируя это тем, что согласно графику отпусков 14 дней отпуска Свирскому положены в октябре, а остальные 14 дней он может использовать по своему усмотрению. Свирский сказал, что он несовершеннолетний, и что отпуск положен ему в удобное для него время, на что работодатель возразил, что Свирский полностью дееспособен, и поэтому гарантии для несовершеннолетних на него не распространяются.
Укажите на ошибки, допущенные участниками трудовых отношений. Ответ обоснуйте.

9. Заполните схему, используя приведенные термины. Перечертите схему в лист ответа.

«Общее дело», «народовластие», форма правления, унитарное государство, форма режима, «союз», форма государства, монархия, тоталитаризм, конфедерация, «единый», авторитаризм, административное устройство, недемократические режимы.

обществознание21

10. Решите задачу. Выпишите решение в лист ответа.

Функции спроса и предложения на данный товар имеет вид Qp = 60 — 3p и Qs = -20+5p. Определите параметры равновесия и дайте характеристику ситуации на рынке, если правительство установит цену на данный товар Р=15.

11. Определите пропущенное понятие.

Ниже приведены высказывания известных мыслителей прошлого, касающиеся одного и того же понятия (в тексте оно обозначено как […]; возможны вариации изменяемых частей данного слова).
«Торжество […] заключается в том, чтобы жить в мире с теми, кто […] не имеет» (Вольтер).
«На свете нет ужаснее напасти, чем негодяй, дорвавшийся до […]» (Л. Филатов)
«Самоутверждение и […] занимают высшую иерархическую ступень пирамиды приоритетов потребностей человека» (А. Маслоу)

12. Перед Вами фрагменты социологических исследований, приведенные в книге Н. Смелзера «Социология». Внимательно прочитайте их и ответьте на вопросы. Выпишите ответы с пояснениями на лист:

«В 1980 г. Бюро переписи населения обнаружило, что Сан-Франциско «по количеству одиноких людей» занял 1-е место среди городов США. Это значит, что среди 679 000 жителей города большинство (53 процента) живут в «нестандартных» семьях — в одиночестве или с людьми, которые не являются их родственниками…
Согласно переписи, существует четкое различие между «стандартными» и «нестандартными» семьями. «Стандартная» семья состоит из двух или нескольких человек, связанных между собой кровным родством, брачными узами или усыновлением. Наиболее распространен тип семьи, включающий супружескую пару с детьми или без детей. В «нестандартные» семьи входят два или несколько человек любого пола, не являющиеся родственниками, а также люди, которые живут одни…
Огромное число «нестандартных» семей в Сан-Франциско главным образом обусловлено тенденциями, оказывающими влияние на всю страну:
1) значительным увеличением числа разводов и разрывов;
2) ростом численности молодых людей, которые не торопятся или вовсе отказываются вступать в брак;
3) увеличением числа пожилых людей, живущих в одиночестве после смерти одного из супругов…
Предприниматели, учитывающие особенности спроса на жилье в такой ситуации, вложили большие деньги в строительство кондоминиумов — жилищных комплексов, более удобных для тех, кто живет один или со своим партнером, чем для семейных людей. Агенты по продаже недвижимости предлагают дома одиноким: «Чтобы купить дом необязательно состоять в браке…», а финансисты более охотно, чем прежде, предлагают займы одиноким и лицам, не состоящим в родстве…
Хотя в США все еще преобладают традиционные семьи, наблюдается развитие новых форм семейной жизни и, по-видимому, институт семьи подвергается сейчас радикальным изменениям. В 1981 г. [в США] насчитывалось примерно 73 процента «стандартных» и 27 процентов «нестандартных» семей. Но в 1970 г. эти числа составляли соответственно 82 и 18 процентов… Кроме того, значительно возросло число семей с одним родителем, [никогда не вступавшим в брак]. В 1981 г. оно достигло 21 процента по сравнению с 10 процентами в 1970 г.» (Смелзер Н. Социология. М., 1998. С. 390–392).
1) Оцените масштаб изменений в распространенности разных типов семей в США в 1970-1981 гг. Как вы считаете, носят ли они кардинальный характер?
2) Можно ли соотнести различение «стандартные» и «нестандартные» семьи с классификацией, различающей расширенный и нуклеарный типы семьи?
3) Под влиянием каких факторов, по мнению автора текста, изменяется тип семьи? Укажите не менее трех факторов. С функционированием каких институтов они связаны?

Ответы:

1.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.

1.8.

3,5,6

2,3,5

4

3

1,4,5

3

3

1,4

2. 1.1. эмпирические методы познания
1.2. юридические ограничения применения труда несовершеннолетних
1.3. тип экономических систем

3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение, выпишите его в лист ответа.
2.1. капиталистическое, т.к. не выделяется в типологии Д. Белла, является иллюстрацией формационного подхода К. Маркса, в отличие от цивилизационного подхода Д. Белла.
2.2. массовые, т.к. относятся к классификации партий по кадровому составу в отличие от остальных, связанных с идеологическим основанием классификации.
2.3. толпа, т.к. является квазигруппой, а не этнической общностью.

4.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

4.5.

нет

нет

да

нет

нет

нет

5. 1, 5,  6, 11, 4,  7, 3, 12

6. обществознание22

7. Будет, поскольку единственный его родитель проживает на территории Российской Федерации, ребенок родился на территории Российской Федерации, а США не предоставляет ребенку свое гражданство, поскольку он рожден не в США.

Работодатель ошибается в том, что досрочное приобретение дееспособности Свирским лишает его гарантий для несовершеннолетних, а также в том, что отпуск Свирского составляет 28 календарных дней (согласно ст. 267 ТК РФ—31 день).

9. обществознание23

10.

1. В точке равновесия Р=10 и Q=30;
2. При Р =15 избыток равен 40.

11. Власть. Другие ответы не засчитываются. Если дано несколько ответов, баллы не выставляются.

12.

1) Изменения носят кардинальный характер.
Доля «нестандартных» семей в структуре семей выросла на 1/3 (с 18 до 27 процентов), а доля семей с одним родителем удвоилась (с 10 до 21 процента).
2) Нет, нельзя. Согласно определению, данному в тексте, «стандартная» семья может быть и нуклеарной, и расширенной.
3) Могут быть указаны факторы:
а) рынок жилья (экономические институты)
б) нежелание молодежи вступать в брак, т.к. они получают образование, делают карьеру (институт образования, институт занятости, институт профессии)
в) увеличение продолжительности жизни пожилых (институты здравоохранения, социальной защиты, финансовые институты, позволяющие получать доходы от собственности, инвестиций)
г) рост числа разводов (ослабление влияния церкви как института)
д) общественное мнение становится более терпимо к парам, живущим вне брака, и одиноким (институт общественного мнения, влияние СМИ как института).


Comments List

Reply08.06.2018 22:00

Евгений16/

Этот учебник явно написан по заказу США... И если без(действующую) власть устраивают такие учебники, то она выражает интересы США, но не России...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *