Задания школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по информатике 2016/2017 уч.год. 8 класс

(max – 40 баллов)

 Задача 1. “Передача данных” – 10 баллов

Тип задачи: Телекоммуникационные технологии и кодирование информации

Два друга — Петя и Вася — совместно используют канал доступа в Интернет с пропускной способностью 4 Кбайт в секунду. Система балансировки нагрузки настроена таким образом, что если в данный момент времени канал использует только один человек, то скачивание файла происходит со скоростью равной пропускной способности канала, а если канал используют оба друга – пропускная способность канала поровну делится между пользователями. Петя начал скачивать музыкальную композицию. Через 8 секунд Вася начал скачивать графический файл. Петя закончил скачивать музыкальную композицию через 34 секунды от начала скачивания своего файла. Музыкальная композиция была оцифрована в режиме «моно» с частотой дискретизации 1024 Гц и 65536 уровнями квантования. Графический файл содержал 8192 пикселей, кодированных с использованием палитры из 256 цветов. И в файле с музыкальной композицией и в графическом файле не использовалось сжатие данных. Кроме упомянутых скачиваемых файлов другой нагрузки на канал доступа в Интернет не было. Сколько секунд длится музыкальная композиция, которую скачал Петя? В ответе укажите число.

Подпишись на Путь к знаниям

Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.

Задача 2. “Продажа товара” – 10 баллов

Тип задачи: Использование функций в электронных таблицах (ЭТ)

По данным о продажах построили две диаграммы. Сколько всего единиц всех товаров было продано за три дня, если известно, что в первый день было продано 3 единицы первого товара?

В

ответе укажите целое число.

Задача 3. “Зарплата” – 10 баллов

Тип задачи: Программирование

Задание рассчитано на написание программы на любом языке программирования.

Ввод данных может осуществляться как из входного файла, так и с клавиатуры.

Если учащиеся не знакомы с языками программирования, то решение может быть сдано на алго-ритмическом или естественном языках.
В отделе работают 3 сотрудника, которые получают заработную плату в рублях. Требуется определить: на сколько зарплата самого высокооплачиваемого из них отличается от самого низкооплачиваемого.

Входные данные

В единственной строке входного файла INPUT.TXT записаны размеры зарплат всех сотрудников через пробел. Каждая заработная плата – это натуральное число, не превышающее 105.

Выходные данные

В выходной файл OUTPUT.TXT необходимо вывести одно целое число — разницу между максимальной и минимальной зарплатой.

Примеры

INPUT.TXT

OUTPUT.TXT

1

100 500 1000900

2

36 11 2025

 

Задача 4 . “Определи специальность” – 10 баллов

Тип задачи: Логика

 В авиационном подразделении служат Потапов, Щедрин, Семенов, Коновалов и Самойлов.

Их специальности (они перечислены не в том же порядке, что и фамилии): пилот, штурман, бортмеханик, радист и синоптик. Об этих людях известно следующее:

  • Щедрин и Коновалов не умеют управлять самолетом.
  • Потапов и Коновалов готовятся стать штурманами.
  • Щедрин и Самойлов живут в одном доме с радистом.
  • Семенов был в доме отдыха вместе со Щедриным и сыном синоптика.
  • Потапов и Щедрин в свободное время любят играть в шахматы с бортмехаником.
  • Коновалов, Семенов и синоптик увлекаются боксом.
  • Радист боксом не увлекается.

Какую специальность имеет Семенов? Ответ приведите в именительном падеже.

 

Ключи

к заданиям первого (школьного) этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников

по информатике 2016/2017 учебный год 8 класс (максимум – 40 баллов)

 

Задача 1. “Передача данных” – 10 баллов

Тип задачи: Телекоммуникационные технологии и кодирование информации

Исходя из данных о кодировании графического файла, можно вычислить его информационный объем.

Зная, что каждый пиксель кодируется с использованием палитры из 256 цветов, можно сделать вывод,

что каждый пиксель занимает 1 байт. Следовательно, весь графический файл будет иметь информационный объем, равный 8 Кбайт. По условию задачи, одновременная передача файлов делит пропускную способность канала пополам. Следовательно, файл такого объема был получен за 8/2=4 секунды.

Следовательно, время передачи музыкальной композиции составило 34 секунды, из которых 4 секунды

скачивание происходило со скоростью 2 Кбайт в секунду, а 30 секунд – со скоростью 4 Кбайт в секунду. Таким образом, можно сделать вывод, что информационный объем музыкальной композиции составил 30*4+4*2 =128 Кбайт.

Частота дискретизации при кодировании музыкального файла составила 1024 Гц. Следовательно, каждая секунда файла представлена 1024 отсчетами. Каждый отсчет кодирован с 65536 уровнями квантования. Это значит, что каждый отсчет имеет информационный объем 2 Байт, а секунда звучания музыкальной композиции (моно обозначает, что мы используем только один канал) будет иметь информационный объем 2 Кбайт. Теперь зная общий информационный объем музыкальной композиции и информационный объем, занимаемой одной секундой этой композиции можно вычислить время звучания композиции: 128/2=64 секунды.

Ответ – 64 секунды

 

Задача 2. “Продажа товара” – 10 баллов

Тип задачи: Использование функций в электронных таблицах (ЭТ)

Ответ — 42

 

Задача 3. “Зарплата” – 10 баллов

Тип задачи: Программирование

Задание рассчитано на написание программы на любом языке программирования.

Ввод данных может осуществляться как из входного файла, так и с клавиатуры.

Если учащиеся не знакомы с языками программирования, то решение может быть сдано на алго-ритмическом или естественном языках.

В данной задаче необходимо найти наибольшее и наименьшее значение и вывести их разность. Для этого проще всего упорядочить заданные числа A, B и C в порядке неубывания (A<=B<=C) и тогда значение C-A будет решением этой задачи. Для этого можно было бы прибегнуть к принципу чайника и отсортировать массив из трех элементов методом «пузырька», например. Но это решение не самое разумное в данном случае.

Здесь можно применить тот же метод «пузырька», но без циклов и массивов. Действительно, за 3 сравнения можно достичь желаемого результата. Сначала сравнивая А и B мы можем в A поместить наименьшее из них, поменяв их местами. Далее сравнивая A и C мы поместим в А наименьший из 3х чисел элемент. А после сравнения B и C в C получим наибольший. Описанный выше алгоритм можно представить в виде следующей блок-схемы:

На всякий случай напомним, как с помощью третьей переменной можно поменять значения переменных местами: x=a; a=b; b=x;

Задача 4 . “Определи специальность” – 10 баллов

Тип задачи: Логика

Ответ: пилот


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *