Задания школьной олимпиады по биологии для учащихся 10 классов.
Время выполнения заданий 45 минут. Максимальное количество баллов за выполненную работу-36.
Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1. Какие особенности жизнедеятельности грибов указывают на их сходство с растениями?
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
1) | использование солнечной энергии при фотосинтезе |
2) | неограниченный рост в течение всей жизни |
3) | синтез органических веществ из неорганических |
4) | выделение кислорода в атмосферу |
2. Клубень и луковица – это
1) | органы почвенного питания |
2) | видоизменённые побеги |
3) | генеративные органы |
4) | зачаточные побеги |
3. К какой группе относят растения, состоящие из клеток, недифференцированных на ткани?
1) | мхов |
2) | хвощей |
3) | водорослей |
4) | лишайников |
4. У насекомых с полным превращением
1) | личинка похожа на взрослое насекомое |
2) | за стадией личинки следует стадия куколки |
3) | во взрослое насекомое превращается личинка |
4) | личинка и куколка питаются одинаковой пищей |
5. Каких позвоночных называют первыми настоящими наземными животными?
1) | земноводных |
2) | пресмыкающихся |
3) | птиц |
4) | млекопитающих |
6. Ядовитые вещества, попавшие в организм человека с пищей, обезвреживаются в
1) | почках |
2) | печени |
3) | толстом кишечнике |
4) | поджелудочной железе |
7. Трение при движении костей в суставе снижается за счёт
1) | суставной сумки |
2) | отрицательного давления внутри сустава |
3) | суставной жидкости |
4) | суставных связок |
8. При малокровии у человека наблюдается
1) | недостаток кальция в крови |
2) | уменьшение содержания гормонов в крови |
3) | уменьшение содержания гемоглобина в крови |
4) | нарушение деятельности поджелудочной железы |
9. Какой буквой на рисунке обозначен отдел головного мозга, в котором расположен центр дыхания?
1) | А |
2) | Б |
3) | В |
4) | Г |
10. Заражение человека финнами бычьего цепня может произойти при употреблении
1) | в пищу немытых овощей |
2) | воды из стоячего водоёма |
3) | плохо прожаренного мяса |
4) | плохо вымытой посуды, которой пользовался больной |
11. К какому критерию вида относят область распространения северного оленя?
1) | экологическому |
2) | генетическому |
3) | морфологическому |
4) | географическому |
12. Исходным материалом для естественного отбора служит
1) | борьба за существование |
2) | мутационная изменчивость |
3) | изменение среды обитания организмов |
4) | приспособленность организмов к среде обитания |
13. Формирование приспособленности у организмов происходит в результате
1) | освоения видом новых территорий |
2) | прямого воздействия среды на организм |
3) | дрейфа генов и увеличения численности гомозигот |
4) | естественного отбора и сохранения особей с полезными признаками |
14. В связи с выходом на сушу у первых растений сформировались
1) | ткани |
2) | споры |
3) | семена |
4) | половые клетки |
15. К биотическим компонентам экосистемы относят
1) | газовый состав атмосферы |
2) | состав и структуру почвы |
3) | особенности климата и погоды |
4) | продуцентов, консументов, редуцентов |
Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них правильных может быть несколько. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –10 (по 2 балла за каждое задание).
А — доядерные организмы;
Б — содержат рибосомы;
В — только одноклеточные организмы;
Г — размножаются митозом;
Д — хемосинтетики и гетеротрофы;
Е — имеют клеточное строение.
А — имеет пять отделов головного мозга;
Б — образует различные природные популяции;
В — обладает второй сигнальной системой;
Г — может создавать искусственную среду обитания;
Д — имеет первую сигнальную систему;
Е — может создавать и использовать орудия труда.
3. Какие признаки характерны для папоротниковидных?
А — в большинстве — травянистые растения;
Б — преобладают деревья и кустарники;
В — размножаются спорами;
Г — размножаются семенами;
Д — оплодотворение не связано водной средой.
А — клетки достигают размера 10—12 см;
Б — имеет поперечную исчерченность;
В — клетки имеют веретеновидную форму;
Г — клетки многоядерные;
Д — иннервируются вегетативной нервной системой;
Е – быстро сокращается и утомляется, тратит много энергии;
Ж – медленно сокращается и мало утомляется, тратит мало энергии.
А — обеспечивают накопление веществ в клетке;
Б — формируют мембраны;
В – образуют в комплексе с и-РНК полисомы;
Г — участвуют в образовании лизосом;
Д — обеспечивают перемещение органических веществ в клетке;
Е – участвуют в синтезе белков;
Ж – связаны с мембранами эндоплазматической сети.
Дайте развернутые ответы на вопросы. Максимальное количество баллов за каждый развернутый ответ-3.
Дайте развернутый ответ на представленный вопрос. Максимальное количество баллов за развернутый ответ-5.
Часть 1.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 1 | 3 | 4 | 2 | 4 | 1 | 4 |
Часть 2.
1 – А, В, Д; 2 – В, Г, Е; 3 – А, В; 4 – А; Б; Г: Е; 5 –В, Е, Ж,
Часть 3.
А — в биосфере протекают биогеохимические процессы, проявляется геологическая деятельность всех организмов (1 балл);
Б — в биосфере происходит непрерывный биогенный круговорот веществ, регулируемый деятельностью организмов (1балл);
В — биосфера преобразует энергию Солнца в энергию органических веществ (1 балл).
А — различие: Мотыльковые (Бобовые) имеют плод боб, а Крестоцветные (Капустные) — стручок (1 балл);
Б — сходство: боб и стручок — сухие многосеменные вскрывающиеся плоды (1 балл);
В — различие: семена внутри боба лежат на створках, а в стручке — на пленчатой перегородке (1 балл).
Часть 4.
Ответ: А — впадают в спячку (1 балл);
Б — мигрируют на другие территории (1 балл);
В – запасают корма (1 балл);
Г —накапливают жир (1 балл);
Д — линяют и обрастают густым мехом (1 балл).