Задания школьной олимпиады по биологии для учащихся 11 классов
Время выполнения заданий 45 минут. Максимальное количество баллов за выполненную работу-36.
Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
А – центрифугирования; Б – гибридологического;
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
В – цитогенетического; Г – биохимического.
А — единства и общности происхождения органического мира;
Б — многообразия растительного и животного мира;
В — эволюции органического мира;
Г — постоянства живой природы.
З. Хранителем наследственности в клетке являются молекулы ДНК, так как в них закодирована информация о:
А — первичной структуре молекул белка;
Б — составе молекулы АТФ;
В — строении триплета;
Г — строении аминокислот.
А — транспорт белка;
Б — синтез белка;
В — энергетический обмен;
Г — транскрипция иРНК.
А — полипептидная нить;
Б — плазматическая мембрана;
В — мембрана эндоплазматической сети;
Г — одна из цепей молекулы ДНК.
А — спирализация хромосом;
Б — выстраивание хромосом в экваториальной плоскости клетки;
В — деление центромеры и расхождение хромосом к полюсам клетки;
Г — деспирализация хромосом, образование двух ядер.
А – эукариот;
Б — содержащих нуклеоид;
В – автотрофов;
Г – прокариот.
А – гаметогенеза;
Б – филогенеза;
В – мейоза;
Г – митоза.
А — ААВВ х ВbВb;
Б — АаВb х ааbb;
В – ААВВ х ААВВ;
Г – Вb х Аа.
изменчивость:
А – комбинативная;
Б – генотипическая;
В – наследственная;
Г – модификационная.
А — гетерозисных форм;
Б — одной самоопыляющейся особи;
В — межсортового гибрида;
Г — двух гетерозиготных особей.
А – мукор;
Б – трутовик;
В – спорынью;
Г – пеницилл.
А – споры;
Б – семени;
В — почки;
Г — заростка.
А — строения корневой системы;
Б — жилкования листьев;
В — строения цветка и плода;
Г — строения стебля:
А — обезвреживаются ядовитые вещества;
Б — глюкоза превращается в гликоген;
В — вырабатывается желчь, которая накапливается в желчном пузыре;
Г — белки могут превращаться в жиры и углеводы.
Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них правильных может быть несколько. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –10 (по 2 балла за каждое задание).
А — азотистое основание: А, Т, Г, Ц;
Б — разнообразные аминокислоты;
В – липопротеины;
Г — углевод дезоксирибоза;
Д — азотная кислота;
Е — фосфорная кислота.
А- включение двух лишних нуклеотидов в молекулу ДНК;
Б — кратное увеличение числа хромосом в гаплоидной клетке;
В — нарушение последовательности аминокислот в молекуле белка;
Г — поворот участка хромосомы на 180°;
Д — изменение числа хромосом по отдельным парам;
Е — удвоение нуклеотидов в ДНК.
А- оформленное ядро;
Б – цитоплазму;
В — митохондрии;
Г — плазматическую мембрану;
Д – гликокаликс;
Е – рибосомы.
А – грибов;
Б — цветковых растений;
В – амеб;
Г – бактерий;
Д — лейкоцитов человека;
Е – инфузорий.
А – цитоплазме;
Б – ядре;
В – митохондриях;
Г – рибосомах;
Д – хлоропластах;
Е – лизосомах.
Дайте развернутые ответы на вопросы. Максимальное количество баллов за каждый развернутый ответ-3.
Решите генетическую задачу. Максимальное количество баллов за правильно выполненное задание-5.
Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.
Часть 1.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
в | а | а | в | г | г | а | г | б | г | б | г | б | в | а |
Часть2.
1 – А, Г, Е; 2 — А, В, Е; 3 – Б, Г, Е; 4 – А, Б, Г; 5 – Б, В, Д,
Часть 3.
А — поступление из атмосферы углекислого газа и его восстановление водородом за счет НАДФ • 2Н (1 балл);
Б —использование в реакциях энергии молекул АТФ, синтезированных в световой фазе ( 1 балл );
В — синтез глюкозы и крахмала (1 балл).
А — корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки (1 балл );
Б — на верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега (1 балл );
В — от корневища отходят придаточные корни (1 балл).
Часть 4.
Ответ:
А — генотипы родителей: самка — ааbb, самец —АаВb ( 1 балл );
Б — генотипы потомства: 1 АаВb — серое тело, нормальные крылья : 1 ааbb— черное тело, укороченные крылья ( 1 балл );
В — так как гены сцеплены, то самец дает два типа гамет: АВ, аb ( 1 балл );
Г — самка — один тип гамет: аb ( 1 балл );
Д — поэтому у потомства проявляется только два фенотипа в соотношении 1 : 1 ( 1 балл ).