Предисловие к книге написано от лица пасечника из Диканьки, которого жители деревни прозвали Рудым Паньком. Он живо описывает зимние посиделки, которые, по его словам, напоминают балы, но на них собираются вовсе не для того, чтобы просто танцевать и скучать. На эти посиделки девушки приходят с веретёнами, а позже в дом набиваются парни со скрипками, и начинается настоящее веселье.
Когда все собираются в одной избе, они сбиваются в тесную компанию и начинают рассказывать друг другу всякие страшные истории. Пасечник отмечает, что на таких посиделках можно услышать множество ужасающих рассказов, от которых волосы встают дыбом. Эти «страхи» и байки, поведанные соседями, Рудый Панько собрал в этой книге.
Собрания в хате Рудого Панька считаются лучшими в Диканьке. В завершение своего предисловия пасечник приглашает всех читателей к себе в гости и подробно объясняет, как можно добраться до Диканьки.
Солопий Черевик отправился на Сорочинскую ярмарку вместе со своей дочерью, красавицей Параской, и её мачехой. По дороге к ним пригляделся щеголевато одетый парубок, который сразу же начал пререкаться с злобной мачехой.
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
Остановившись у кума, Черевик с Параской направились на ярмарку. Там они узнали, что торговцы боятся появления таинственной красной свитки. В это время Черевик заметил, что Параска обнимается с тем самым парубком. Парубок угощает Черевика пивом и договаривается о свадьбе, но мачеха не одобряет его кандидатуру.
К вечеру на ярмарке появилась зловещая красная свитка. Кум рассказывает Черевику её историю: когда-то чёрт, изгнанный из пекла, проиграл в шинке свою красную свитку. Эта свитка приносила своим владельцам несчастья, пока последний из них не разорвал её на куски и не разбросал их по округе. С тех пор каждый год чёрт ходит по ярмарке, собирая эти куски.
Парубок, желая добиться руки Параски, воспользовался этой легендой. Его друзья устроили страшную сцену, сунув в окна кумовой хаты свиные рыла, чтобы напугать всех до смерти. Затем они подбросили Черевику кусок красной свитки и обвинили его с кумом в краже собственной кобылы. Связав их, бросили в сарай. Парубок «спасает» их и в награду получает согласие на брак с Параской.
Около ста лет назад в Диканьке жил козак по имени Корж. У него был маленький сын Ивась, прекрасная дочь Пидорка и работник по имени Петрусь. Когда Корж заметил, что Пидорка и Петрусь влюблены друг в друга, он выгнал Петруся из дома и решил выдать Пидорку замуж за богатого ляха.
Петрусю предложил помощь Басаврюк, которого называли «дьяволом в человеческом образе». Он пообещал Петрусю несметные богатства в обмен на цветок папоротника. Петрусь нашёл этот цветок, и Басаврюк, синий как мертвец, привёл его к ведьме. Ведьма пошептала над цветком, который указал место, где был зарыт клад. Чтобы выкопать сундук с сокровищами, нужно было пролить невинную кровь. Разум Петруся помутился, и он убил Ивася.
Очнувшись, Петрусь ничего не помнил о случившемся и отнёс золото Коржу. Вскоре состоялась свадьба Петруся и Пидорки, однако радость омрачалась исчезновением Ивася. Петрусь постоянно пытался вспомнить события той ночи и постепенно сходил с ума.
На следующий год, накануне Ивана Купала, Пидорка привела к Петрусю знахарку. В ней Петрусь узнал ведьму, и его память вернулась. В ужасе он бросил в ведьму топором, но та превратилась в залитого кровью Ивася. Пидорка в страхе выбежала из хаты, а когда вернулась, нашла лишь горстку пепла на месте Петруся и битые черепки вместо золота.
После этого Пидорка ушла в паломничество, а Басаврюка все начали избегать. Говорили, что колдун заманивает молодых людей, чтобы они выкапывали клады, которые не поддаются нечистым рукам.
Молодой козак Левко, сын сельского головы, влюбился в прекрасную Ганну. Однако его отец категорически не хотел слышать о их свадьбе. Однажды Левко рассказал Ганне о старом доме с заколоченными ставнями у пруда. Когда-то там жил сотник-вдовец с дочерью. Овдовев, сотник женился снова, но его новая жена невзлюбила падчерицу и заставила сотника выгнать дочь из дома. От отчаяния панночка бросилась в озеро и стала утопленницей. Однажды она утянула свою мачеху на дно, но мачеха избежала наказания, также став утопленницей.
Вскоре Левко узнал, что его отец сам планирует жениться на Ганне, и решил отомстить ему. Он с друзьями переоделся в чёрные тулупы наизнанку и начал пугать голову.
Однажды, присев отдохнуть у пруда, Левко увидел в окне заколоченного дома призрак панночки. Она рассказала ему о своих мучениях из-за мачехи, которая продолжает её изводить даже после смерти. Панночка попросила Левко помочь найти мачеху среди других утопленниц и пообещала за это награду.
Левко быстро узнал мачеху среди остальных призрачных девушек, и панночка дала ему записку для головы. В записке от имени поручика запрещалось отцу Левко жениться и давались другие важные поручения. Левко передал записку отцу, рассказав, что её дал поручик. Голова поверил и, подчиняясь «приказу», разрешил Левко жениться на Ганне.
Таким образом, Левко добился своего и получил благословение на свадьбу с любимой Ганной.
Дед одного из жителей Диканьки был послан вельможным гетманом с важной грамотой к царице. Он зашил грамоту в свою шапку и отправился в путь. По дороге дед встретил запорожца, с которым загулял. Вечером запорожец признался, что продал свою душу нечистому, и этой ночью чёрт придёт за его долгом. Дед обещал не спать всю ночь и помочь запорожцу, но несмотря на все усилия, он всё-таки уснул. Проснувшись утром, дед обнаружил, что запорожец исчез вместе с его конями, деньгами и шапкой, в которой была зашита грамота.
Дед отправился к шинкарю, который рассказал ему, где можно найти чёрта. Ночью дед углубился в лес и вышел к костру, вокруг которого сидели страшные существа. Дед рассказал им о своём деле, бросил к костру все оставшиеся деньги и оказался за накрытым столом в окружении чертей и ведьм.
Одна из ведьм предложила деду сыграть в карты трижды. Если он выиграет — получит свою шапку обратно, если проиграет — потеряет душу. Дед согласился и дважды проиграл, но перед третьей игрой он тайком перекрестил карты и выиграл. Вернув свою шапку, дед осмелел и потребовал вернуть его коня. Чёрти признались, что съели коня, и дали деду дьявольского скакуна взамен. На этом скакуне дед полетел над пропастями и скалами.
Не удержавшись, дед упал и очнулся окровавленным на крыше своей хаты. В это время его жена спала сидя и во сне подпрыгивала на лавке. Дед отправился к царице, но забыл освятить хату. С тех пор раз в год его жена во сне начинала плясать.
Эта история, рассказанная дедовским потомком, показывает, как важно быть осторожным и не связываться с нечистой силой, а также напоминает о необходимости освящать своё жильё, чтобы избежать подобных несчастий.
Вечером перед Рождеством в селе кузнец Вакула пришёл к своей возлюбленной, капризной красавице Оксане, дочери богатого казака Чуба. Оксана, наряжаясь на коляды, заметила на одной из подружек нарядные черевички и заявила, что выйдет замуж за Вакулу, если он принесёт ей черевички самой царицы.
Тем временем мать кузнеца, ведьма Солоха, по очереди принимала гостей — сначала чёрта, потом сельского голову, дьяка и Чуба. Всех их Солоха спрятала в мешки, чтобы избежать встречи с сыном. Огорчённый Вакула, не зная об этом, схватил мешки, лежащие посреди хаты, и вынес их на улицу. Там он встретил Оксану, которая повторила своё условие про черевички.
Вакула бросил мешки посреди улицы и взял с собой самый лёгкий, в котором оказался чёрт. Он отправился к местному колдуну, Пузатому Пацюку, за помощью. Пацюк заявил, что помощь не нужна человеку, у которого чёрт за плечами. Из мешка выскочил чёрт и предложил сделку, но Вакула схватил его за хвост, перекрестил, оседлал и велел везти его в Петербург к царице.
Вскоре Вакула прибыл во дворец и выпросил у царицы Екатерины черевички. Тем временем по селу пошли слухи, что кузнец наложил на себя руки. Молодёжь, колядующая по селу, нашла в мешках на улице уважаемых сельчан. Оксана не спала всю ночь и к утру поняла, что влюблена в Вакулу.
Вакула, отоспавшись, принёс Оксане черевички, но она уже была согласна выйти за него замуж и без них. Таким образом, благодаря смелости и решимости Вакулы, он получил не только черевички царицы, но и сердце своей возлюбленной.
Есаул Горобец пригласил на свадьбу своего сына своего названного брата Данилу Бурульбаша с красавицей-женой Катериной. Во время благословения молодых иконами среди гостей открылся колдун, который, испугавшись святых образов, исчез. Возвращаясь домой мимо замка колдуна и кладбища, Данило увидел, как на кладбище шатались кресты и вставали мертвецы.
Дома Данило поссорился с хмурым и вздорным тестем. Позже Катерине приснилось, что её отец — тот самый колдун. Вечером Данило отправился к замку колдуна, заглянул в окно и увидел своего тестя, занятого ворожбой. Тесть вызывал душу Катерины и пытался заставить её полюбить себя, но душа не покорилась.
Вернувшись домой, Данило рассказал всё Катерине и заковал тестя в железные цепи. Колдун пообещал дочери начать праведную жизнь, и она его отпустила. Но сразу после этого на село напали ляхи. Горобец поспешил на помощь, но опоздал — Данило погиб. Колдун же вернулся в свой замок и снова вызвал душу Катерины. Вместо неё к нему явился некто незваный и наводящий ужас.
Катерина поселилась у Горобца. Проснувшись однажды после страшных снов, она нашла есаула мёртвым. Сойдя с ума, она начала искать своего отца, чтобы убить его. Колдун явился к Катерине, чтобы забрать её с собой, но она узнала отца, кинулась на него с ножом, и тот убил свою дочь.
На вершинах Карпатских гор появился исполинский всадник с младенцем. Колдун узнал в нём незваного гостя, явившегося во время ворожбы, и попытался скрыться. Однако куда бы он ни ехал, всё равно двигался к Карпатам. Наконец, всадник открыл глаза и посмотрел на колдуна. Колдун умер и был брошен всадником в пропасть к голодным мертвецам.
Быль завершается песней о том, как завистливый Пётр столкнул своего брата Ивана с маленьким сыном в пропасть. Иван проклял потомство брата и предрёк, что последним в его роду будет небывалый злодей, которого он сам низвергнет в пропасть, явившись в виде исполинского всадника.
Рудый Панько записал эту историю в тетрадь, но его жена растащила часть страниц, поэтому окончание повести осталось неизвестным.
С ранних лет Иван Фёдорович Шпонька проявлял робость и старательность. Он не был склонен к штатской службе, и потому через два года после смерти отца поступил на службу в пехотный полк, где дослужился до поручика. Пока он служил, его мать умерла, и хозяйством занялась тётушка.
В конце концов, тётушка, ссылаясь на свою старость и слабость, настояла, чтобы Иван Фёдорович сам взялся за ведение хозяйства. Он вышел в отставку и отправился в своё имение, по дороге познакомившись с соседом Григорием Григорьевичем Строченко, который владел селом Хортыше.
Через какое-то время тётушка вспомнила, что село Хортыше было передано Шпоньке предыдущим владельцем, который часто бывал у его матери, и отправила племянника за документом о передаче.
Строченко тепло принял Шпоньку, но, услышав о дарственной, вдруг стал притворяться глухим. Не добившись своего, Иван Фёдорович вернулся к тётушке, и та, рассерженная хитростью соседа, задумала женить племянника на одной из сестёр Строченко. Эта мысль так взволновала Ивана Фёдоровича, что ему начали сниться кошмары с множеством жён. Тем временем у тётушки возникла новая идея, но читателям не суждено узнать, какая именно.
Эта история произошла, когда Рудый Панько был еще ребенком. Отец его отправился продавать табак, оставив дома жену, трех сыновей и деда. К вечеру явились старые знакомые деда, и началась веселая гулянка с плясками. Не выдержавшая, дед сам присоединился к танцующим, дошел до места возле грядки с огурцами, и вот тут его ноги словно окаменели. Несколько раз он пытался танцевать, но каждый раз останавливался на том же месте.
Подойдя в очередной раз к заколдованному месту, дед вдруг оказался в поле, за границей волостного писаря. Пока он выбирался, наступил вечер. Неподалеку на могильнике заметил он свет, решил, что там, вероятно, зарыт клад, и запомнил место, намереваясь вернуться днем с заступом.
На следующий день дед отправился за кладом, но несмотря на долгое брожение, так и не смог найти отмеченную могилу. Он вернулся домой ни с чем. В следующий вечер, работая на грядке, дед случайно ударил заступом по тому же месту и снова очутился возле могилы.
Он раскопал котел, но тут его окружили нечистые силы, пытаясь запугать и не давая забрать добычу. Схватив котел, дед бросился бежать. Дома он открыл его и обнаружил лишь грязь и прочий мусор. Дед огородил заколдованное место плетнем, и с тех пор на нем росли только неприглядные сорняки.