Задания для муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников
по биологии в 2015/2016 учебном году
9 класс
Поздравляем Вас с участием в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода. Максимально Вы сможете набрать 72,5 балла. Успеха Вам в работе!
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
Задание 1. Задание включает 40 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов.
Реально существующая систематическая категория:
а) популяция
б) вид
в) семейство
г) класс
Для истинных пурпурных бактерий характерен процесс:
а) хемосинтеза
б) гетеротропность+
в) фотосинтеза
г) нитрификация.
При температуре 0..-1 Сº на снегу обитают:
а) термофилы
б) мезофилы +
в) психрофилы
г) все указанные группы.
Грибы по способу питания относятся к:
а) миксотрофам
б) автотроф или гетеротроф +
в) гереротрофам или сапрофитам
г) сапрофиты
Гриб спорынья поселяется на:
а) листьях злака;
б) стебле злака;
в) корнях злака;
г) соцветии злака. +
Плазмолемма выполняет ограничивающую и защитную функции у
а) бактерий
б) одноклеточных водорослей
в) одноклеточных грибов
г) одноклеточных животных
Процесс дифференцировки клеток и тканей связан с появлением в царстве Растений:
а) мхов;
б) багрянок
в) псилофитов
г) плаунов.
Заросток плауна имеет вид:
а) клубенька
б) сердцевидной пластинки+
в) луковички
г) ветвящейся нити.
Лиственный клубень характерен для:
а) картофеля
б) гладиолуса
в) ландыша
г) папоротника.
Запись и анализ электрокардиограммы позволяет оценить:
а) функции нервной системы
б) сократительную функцию миокарда
в) особенности высшей нервной деятельности +
г) сокращение мышечного аппарата
11.Наиболее сложно организована ткань:
а) нервная
б) соединительная
в) эпителиальная
г) мышечная.
12.Произвольно функционирует:
а) гладкая мускулатура сосудов
б) сердечная мускулатура
в) мимическая мускулатура
г) гладкая мускулатура внутренних органов.
13. Введения в организме больного лечебной сыворотки повышает:
а) иммунные свойства организма
б) синтез противовоспалительных гормонов
в) синтез антител
г) уровень антител.
14. Основы систематики, как науки, заложил:
а) Р. Гук
б) А.Левенгук
в) К. Линней
г) Ч. Дарвин.
15. Нуклеотиды выполняют в клетках функцию:
а) рецепторную
б) структурную
в) транспортную
г) энергетическую.
16. Специфичность белковой молекулы связана с её структурой:
а) первичной
б) вторичной +
в) третичной
г) четвертичной.
17. Какие соединения играют роль в поддержании осмотического давления в клетке:
а) белки
б) липиды
в) минеральные соединении
г) АТФ
18. Ультрамикроскопическими органоидами клетки являются:
а) ЭПС, лизосомы, митохондрии
б) рибосомы, митохондрии, клеточный цент
в) ЭПС, рибосомы, клеточный центр
г) лизосомы, митохондрии, аппарат Гольджи
19. Истинной внутренней средой клетки является:
а) цитоплазма; +
б) кариоплазма
в) гиалоплазма
г) водный раствор
20. Ферменты – это биокатализаторы, которые:
а) повышают уровень энергии активации процессов
б) понижают уровень энергии активации процессов
в) являются сложными соединениями
г) являются биополимерами.
21. К биотическим факторам окружающей среды следует отнести:
а) газовый состав атмосферного воздуха
б) освещенность и длительность светового дня;
в) откладка яиц наездниками в личинки других насекомых +
г) соленость и плотность воды.
22. Примером конкуренции являются взаимоотношения между популяциями:
а) карася и окуня в одном водоеме; +
б) карася и щуки в одном водоеме;
в) карася и карпа и в одном водоеме;
г) щуки и окуня.
23. Признаком экосистем не являются:
а) открытость
б) динамичность
в) саморегуляция
г) стабильность. +
24. Какой вид борьбы с вредителями является экологически: безопасным:
а) применение инсектицидов
б) применение гербицидов
в) применение феромонов
г) применение фунгицидов
25.Экосистема – это совокупность:
а) животные организма
б) растительные организма
в) биотопа с населяющими его видами
г) растительных и животных организмов
26. К насекомыми относятся только:
а) мокрица, кузнечик, стрекоза
б) собачий клещ, комар-пискун, овод
в) колорадский жук, термит, саранча
г) бронзовка, дафния, капустная белянка
27. У каких животных гемолимфа не выполняет дыхательную: функцию
а) у всех членистоногих
б) у ракообразных
в) у насекомых
г) у пауков.
28. В процессе диастолы клапаны сердца:
а) все закрыты
б) все открыты
в) полулунные закрыты, а створчатые открыты
г) полулунные открыты, а створчатые закрыты.
29. Поперечно-полосатая мускулатура образует мышцы:
а) мочевого пузыря
б) глотки
в) кишечника
г) матки
30. К выделительным органам относиться:
а) слюнные и потовые железы
б) почки и щитовидная железа
в) печень и лимфатические узлы
г) легкие и сальные железы
31. Какие органы предохраняют птиц от перегрева
а) легкие и сердце
б) воздушные мешки
в) трахеи и кишечник
г) желудок и легкие.
32. Бинокулярное зрение обеспечивает:
а)фокусировку лучей на сетчатке
б) фокусировку лучей перед сетчаткой
в) фокусировку лучей за сетчаткой
г) объёмное видение.
33.Гепарин содержится клеточные элементы крови:
а) эритроциты
б) лимфоциты
в) тромбоциты
г) базофилы.
34.Патологический лейкоцитоз проявляется
а) после еды
б) при физической нагрузке
в) при воспалительных реакциях
г) при стрессе.
35. В мозговом слое надпочечников синтезируются:
а) половые гормоны
б) глюкокортикоиды
в) минералокортикоиды
г) адреналин, норадреналин.
36. Внутренние биологические часы» человека находятся в::
а) гипоталамусе,
б) задней доле гипофиза,
в) передней доле гипофиза,
г) эпифизе.
37. И.И. Мечникову в 1908 г стал лауреатом Нобелевской премии за открытие
а) лейкоцитоза
б) гуморального иммунитета
в) фагоцитоза.
г) противоопухолевого иммунитета
38. Вирус нарушает функции клетки хозяина, так как он:
а) ограничивает в ней процессы редупликации
б) блокирует биосинтез её белков
в) разрушает её рибосомы
г) повреждает её мембранные органоиды
39. АТФ образуется в:
а) рибосомах
б) лизосомах
в) пластидах
г) эндоплазматической сети.
40. Позвоночные произошли от древних:
а) кольчатых червей
б) членистоногих
в) личиночно-хордовые
г) бесчерепных.
+
Задание 2. Задание включает 10 вопросов, с несколькими вариантами ответа (от 0-я до 5-ти). Индексы выбранных ответов внесите в матрицу.
1. К одноклеточным зеленым водорослям относятся:
I. Хлорелла
II. Вольвокс
III. Хламидомонада+
IV.Плеврококк +
V. Спирогира
а) 1, 2, 4
б) 1, 3, 4
в) 2, 3; 4
г) 2, 4; 5.
2. Для листостебельных мхов характерно:
1) дифференцировка клеток и наличие тканей+
2) в жизненном цикле преобладает спорофит
3) гаплоидный листостебельный побег +
4) спорофит паразитирует на гаметофите+
5) споры образуются в процессе митоза
6) зависимость оплодотворения от воды
а) 1, 2,4, 5
б) 1, 2, 5, 6
в) 1, 3, 4, 6
г) 2, 3, 4, 6.
3. Спора гриба спорынья, попав на рыльце пестика цветков злаков, прорастает и… Укажите последовательность этого процесса:
I. разрушает завязь цветка.
II. Гифы выделяют сладкую медяную росу.
III. Роса привлекает насекомых и они разносят конидии.
IV гифы мицелия формируют конидии.
V. формирует мицелий в пестике.
а) I, II, III, IV, V
б) IV, II, III, I, V
в) V,I, IV, II, III
г) V,I, IV, III, II
4. Цветковые растения-паразиты:
I. Иван-да-Марья
II. Заразиха
III. Мухоловка
IV. Росянка
V. Повилика
а) 1, 3, 5
б) 1, 2, 5;
в) 2, 3; 4
г) 2, 4; 5
5. Иммунитет организма повышают:
I. Гормон роста
II. Адреналин
III. Гормоны тимуса
IV. Гормоны щитовидной железы
V. Гормоны эпифиза.
а) I, II, IV, V
б) I, III, V
в) I, III, IV,V
г) I, II, III, V.
6. К основным формам проявления у организмов раздражимости относятся:
I. Импульсы
II. Тропизмы
III. Таксисы
IV. Рефлексы.
V. Эмоции
а) I, III, IV
б) I, IV, V
в) II, III, V
г) II, III, IV.
7. В Красную книгу Белгородской области внесены:
I. Плаун булавовидный
II. Адонис
III. Шафран сетчатый
IV. Рябчик русский
V. Омела белая.
а) I, II; III, IV;
б) II, III; IV;
в) I, IV;
г) I, II, III, IV; V.
8. Влиственном лесуобитают:
I. Клест.
II. Беркут.
III. Кедровка.
IV. Кукушка.
V. Филин.
а) I, II, III, IV;
б) II, IV, V;
в) II, III, IV;
г) I, III, IV.
9. Какие организмы способны запасать углеводы в виде крахмала:
I. Водоросли.
II. цианеи
III. Грибы.
IV. Растения.
V. Животные.
а) I, II, IV;
б) I, II,IV;
в) II, III, V
г) III, IV, V.
10. У нейросекреторных клеток активно функционирует:
I. Аппарат Гольджи.
II. Гранулярная ЭПС.
III. Хроматин.
IV. Митохондрии.
V. Гладкая ЭПС.
а) I, II; V;
б) II, III; V;
в) I, III, IV;
г) I, II, III, IV.
Задание 3. Задание на определение правильности суждений. Номера правильных суждений внесите в матрицу ответов. (15 суждений)
Цветковые растения образуют макро- и микроспоры в процессе размножения.
Зеленые бактерии, как и растения, содержат хлоропласты
Сфагнум представляет собой обоеполый гаметофит.
Корень впервые появился у зародыша голосеменных.
В антеридиях и архегониях половые клетки образуются путем мейоза.
Половой процесс у инфузорий – это механизм формирования комбинативной изменчивости.
Зубная формула характеризует особенности питания животного.
Причиной дисбактериоза является неправильное питание.
Петров крест – одновременно растение-паразит и растение-хищник.
Актин и миозин формируют микротрубочки цитоскелета клеток.
Фотопериодизм – реакция любого организма на изменение продолжительности светового дня.
Углекислый газ – ведущий фактор регуляции дыхания.
Рефлекторный механизм сокращения мышц запускают молекулы АТФ.
Бесполое размножение обеспечивает выживание при изменении условий среды.
Состояние кормовой базы определяет процессы саморегуляции численности животных в популяции.
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 7,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
[2,5 балла] Установите соответствие между структурными компонентами клетки и их функциональным значением.
Структурный компонент клетки | Функциональное значение |
1. Кариоплазма 2. Гиалоплазма 3. Лизосома 4. Хромосома 5. Хроматин | А. активное состояние наследственного аппарата Б. внутренняя среда для реализации процессов транскрипции и репликации В. внутренняя среда для реализации процессов трансляции Г. носитель ферментов, способных расщеплять все группы органических веществ Д. Неактивная структура наследственного аппарата |
Структурный компонент клетки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Функциональное значение |
[2,5 балла]Установите соответствие между особенностями выделительной системы (1 – 5) и представителями систематических групп животных (А – Д).
Особенности системы выделения | Представитель |
1. Метанефридии 2. Протонефридии 3. Тазовые почки 4. Нефридии 5. Поясничные почки | А. Квакша Б. Ланцетник В. Острица Г. Дождевой червь Д. Ящерица зеленая |
Особенности кровообращения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Представитель |
[2,5 балла]Известно, что растения способны переносить и низкие температуры. Выберите встречающиеся у растений приспособления, позволяющие им выживать в условиях низких температур.
01. Листопад;
02. Интенсивное развитие вегетативной массы
03. Отмирание наземной части
04. Утолщение пробкового слоя
05. Снижение концентрации сахаров в цитоплазме
06. Повышение содержания углеводов в цитоплазме
07. Прекращение сокодвижения
Ответ: | 01, 03, 04, 06, 07. |
Ответы на задания муниципального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии.
2015/16 уч. год. 9 класс
Задание 1. [40 баллов]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | б | в | в | в | г | б | в | в | б | б |
11-20 | а | в | а | в | б | а | в | в | в | б |
21-30 | в | г | б | в | в | в | в | б | б | а |
31-40 | б | г | г | в | г | в | в | б | в | г |
Задание 2. [20 баллов]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | б | в | в | в | в | г | г | б | б | г |
Задание 3. [15 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
прав. «ДА» | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
неправ «нет» | + | + | + | + | + | + | + |
Задание 4.[7,5 баллов]
[мах. 2,5 балла]
Структурный компонент клетки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Функциональное значение | Б | В | Г | Д | А |
[2,5 балла]
Особенности системы выделения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Представитель | Г | В | Д | Б | А |
[2,5 балла]
Ответ: | 01, 03, 04, 06, 07 01, 03, 04, 06, 07. |