Задания по литературе для 9 класса

Тур I. Сопоставительный анализ текстов

В.Кюхельбекер

Родство со стихиями

Подпишись на Путь к знаниям

Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.

Есть что-то знакомое, близкое мне
В пучине воздушной, в небесном огне;
Звезды полуночной таинственный свет
От духа родного несет мне привет.

Огромную слышу ли жалобу бурь,
Когда умирают и день и лазурь,
Когда завывает и ломится лес, —
Я так бы и ринулся в волны небес.

Донельзя постыли мне тина и прах;
Мне там в золотых погулять бы полях:
Туда призывают и ветер и гром,
Перун прилетает оттуда послом.

Туман бы распутать мне в длинную нить,
Да плащ бы широкий из сизого свить,
Предаться бы вихрю несытой душой,
Средь туч бы лететь под безмолвной луной!

Все дале и дале, и путь бы простер
Я в бездну, туда — за сафирный шатер!
О, как бы нырял в океане светил!
О, как бы себя по Вселенной разлил!

1834

 

М.Ю.Лермонтов

Гроза

Ревет гроза, дымятся тучи
Над темной бездною морской,
И хлещут пеною кипучей
Толпяся волны меж собой.
Вкруг скал огнистой лентой вьется
Печальной молнии змея,
Стихий тревожный рой мятется —
И здесь стою недвижим я.

Стою — ужель тому ужасно
Стремленье всех надземных сил,
Кто в жизни чувствовал напрасно
И жизнию обманут был?
Вокруг кого, сей яд сердечный,
Вились сужденья клеветы,
Как вкруг скалы остроконечной,
Губитель-пламень, вьешься ты?

О нет! — летай, огонь воздушный,
Свистите, ветры, над главой;
Я здесь, холодный, равнодушный,
И трепет не знаком со мной.

1830

При оценке работы учитываются: 

Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в сопоставительном задании.
Владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие).
Восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства.
Композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность).

Тур II. История и теория литературы

1. Кому принадлежат эти описания луны и звёзд?

а) Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

б) Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

в) Звезда печальная, вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и чёрных скал вершины.

г) На темно-голубом эфире
Златая плавала луна;
В серебряной своей порфире
Блистаючи с высот, она

Сквозь окна дом мой освещала
И палевым своим лучом
Златые стекла рисовала
На лаковом полу моем.

д) На луне туманный круг;
Чуть блестят поляны.
Сердце вещее дрожит;
Робко дева говорит:
«Что ты смолкнул, милый?»
Ни полслова ей в ответ:
Он глядит на лунный свет,
Бледен и унылый.

Ответ:

а) М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…»
б) М.В.Ломоносов «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»
в) А.С.Пушкин «Редеет облаков летучая гряда…»
г) Г.Р.Державин «Видение мурзы»
д) В.А.Жуковский «Светлана»

2. Героями каких произведений русской литературы являются:

а) Удушьев Ипполит
б) Нафанаил
в) Фемистоклюс и Алкид
г) Пан Тыбурций Драб
д) Российский дворянин князь Урус-Кучум- Кильдибаев

Ответ: а) А.С.Грибоедов «Горе от ума»
б) А.П.Чехов «Толстый и тонкий»
в) Н.В.Гоголь «Мертвые души»
г) В.Г.Короленко «В дурном обществе»
д) М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»

3. Напишите статью в словарь литературоведческих терминов «Градация».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *