ОКРУЖНОЙ ЭТАП XV ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ
2009-2010 УЧЕБНОГО ГОДА
ЛИТЕРАТУРА
10 класс
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
Тур I. Комплексный анализ художественного текста.
Александр Исаевич Соженицын
КРОХОТКИ
…Только вернувшись в Россию, я оказался способен снова их писать, там — не мог…
(из письма в “Новый мир”, 1997, №1)
ПРАХ ПОЭТА
Теперь деревня Льгово, а прежде древний город Ольгов стал на высоком обрыве над Окою: русские люди в те века после воды, питьевой и бегучей, второй облюбовывали — красоту. Ингварь Игоревич, чудом спасшийся от братних ножей, во спасенье своё поставил здесь монастырь Успенский. Через пойму и пойму в ясный день далеко отсюда видно, и за тридцать пять вёрст на такой же крути — колокольня высокая монастыря Иоанна Богослова.
Оба их пощадил суеверный Батый.Это место, как своё единственное, приглядел Яков Петрович Полонский и велел похоронить себя здесь. Всё нам кажется, что дух наш будет летать над могилой и озираться на тихие просторы.
Но — нет куполов, и церквей нет, от каменной стены половина осталась и достроена дощаным забором с колючей проволокой,а над всей древностью — вышки, пугала гадкие, до того знакомые, до того знакомые… В воротах монастырских — вахта. Плакат: «За мир между народами!» — русский рабочий держит на руках африканёнка.
Мы — будто ничего не понимаем. И меж бараков охраны выходной надзиратель в нижней сорочке объясняет нам:
— Монастырь тут был, в мире второй. Первый в Риме, кажется. А в Москве — уже третий. Когда детская колония здесь была, так мальчишки, они ж не разбираются, все стены изгадили, иконы побили. А потом колхоз купил обе церкви за сорок тысяч рублей — на кирпичи, хотел шестирядный коровник строить. Я тоже нанимался: пятьдесят копеек платили за целый кирпич, двадцать за половинку. Только плохо кирпичи разнимались, всё комками с цементом. Под церковью склеп открылся, архиерей лежал, сам — череп, а мантия цела. Вдвоём мы ту мантию рвали, порвать не могли…
— А вот скажите, тут по карте получается могила Полонского, поэта. Где она?
— К Полонскому нельзя. Он — в зоне. Нельзя к нему. Да чо там смотреть? — памятник ободранный? Хотя постой, — надзиратель поворачивается к жене. — Полонского-то вроде выкопали?
— Ну. В Рязань увезли, — кивает жена с крылечка, щёлкая семячки.
Надзирателю самому смешно:
— Освободился, значит…
Тур II. Интерпретация стихотворения А.С. Пушкина «Когда за городом задумчив я брожу…»
Когда за городом, задумчив, я брожу
И на публичное кладбище захожу,
Решётки, столбики, нарядные гробницы,
Под коими гниют все мертвецы столицы,
В болоте кое-как стеснённые рядком,
Как гости жадные за нищенским столом,
Купцов, чиновников усопших мавзолеи,
Дешёвого резца нелепые затеи,
Над ними надписи и в прозе и в стихах
О добродетелях, о службе и чинах;
По старом рогаче вдовицы плач амурный;
Ворами со столбов отвинченные урны,
Могилы склизкие, которы также тут,
Зеваючи, жильцов к себе на утро ждут,-
Такие смутные мне мысли все наводит,
Что злое на меня уныние находит.
Хоть плюнуть да бежать…
Но как же любо мне
Осеннею порой, в вечерней тишине,
В деревне посещать кладбище родовое,
Где дремлют мёртвые в торжественном покое.
Там неукрашенным могилам есть простор;
К ним ночью тёмною не лезет бледный вор;
Близ камней вековых, покрытых жёлтым мохом,
Проходит селянин с молитвой и со вздохом;
На место праздных урн и мелких пирамид,
Безносых гениев, растрёпанных харит
Стоит широко дуб над влажными гробами,
Колеблясь и шумя…
1836 г.
Тур III. История и теория литературы
1. Перед вами описание слуг. Назовите, где это возможно, их имена. Кто их господа? Укажите автора и произведение.
А) Говорит сурьёзно; смотрит несколько вниз, резонёр и любит себе самому читать нравоучения для своего барина… Он умнее своего барина, и потому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут.
Б) За нею (дорожной коляской) шёл человек с большими усами, в венгерке, довольно хорошо одетый для лакея; в его звании нельзя было ошибиться, видя ухарскую замашку, с которой он вытряхивал золу из трубки и покрикивал на ямщика. Он явно был балованный слуга ленивого барина – нечто вроде русского фигаро.
В) – Что, …, не видать ещё? – спрашивал 20-го мая 1859 года … барин лет сорока с небольшим, в запылённом пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазёнками.
Слуга, в котором всё: и бирюзовая серёжка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, всё изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак нет-с, не видать».
Г) В комнату вошёл пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды.
… Платье ему шилось по вывезенному им из деревни образцу. Серый сюртук и жилет нравились ему и потому, что в этой полуформенной одежде он видел слабое воспоминание ливреи, которую он носил некогда, провожая покойных господ в церковь или в гости…
Д) Характера он был больше молчаливого, чем разговорчивого; имел даже благородное побуждение к просвещению, то есть к чтению книг, содержанием которых не затруднялся: ему было совершенно всё равно, похождения ли влюблённого героя, просто букварь или молитвенник, — он всё читал с равным вниманием; если бы ему подвернули химию, он и от неё бы не отказался.
2 . Выделите литературные реминисценции в приведённых фрагментах текста. Назовите авторов и названия цитируемых произведений.
А) На одной избе, вместо крыши, лежали целиком ворота; провалившиеся окна подпёрты были жердями, стащенными с господского амбара. Как видно, в хозяйстве исполнялась система Тришкина кафтана: отрезывались обшлага и фалды на заплату локтей (Н.В. Гоголь «Мёртвые души»).
Б) – Изображают-то они воров, падших женщин, точно ловят их на улице да отводят в тюрьму. В их рассказе слышны не «невидимые слёзы», а один только видимый, грубый смех, злость (И.А. Гончаров «Обломов»).
В) …ведь я не в припадке досады и оскорблённого самолюбия стараюсь сдёрнуть с них (женщин) то волшебное покрывало, сквозь которое лишь привычный взор проникает. Нет, всё, что я говорю о них, есть только следствие –
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет. ( М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»).
Г) Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу…Время славы и восторга! Как сильно билось сердце при слове отечество… Женщины, русские женщины были тогда бесподобны. Обыкновенная холодность их исчезла. Восторг их был истинно упоителен, когда, встречая победителей, кричали они: ура!
И в воздух чепчики бросали.
(А.С. Пушкин «Метель»).
Д) Теперь всё это уже «дела давно минувших дней» и «преданья старины», хотя и не глубокой, но предания эти нет нужды торопиться забывать… (Н.С. Лесков «Левша»).
3. Укажите автора и произведение, о котором писал Л.Н. Толстой в апреле 1859 года:
«… – капитальнейшая вещь, какой давно не было … имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный…»
4. Расшифруйте записи, которые были обнаружены на одном из листков в черновых бумагах А.С.Пушкина:
1823 год 9 мая Кишинёв – 1830 25 сент(ября). Болдино.
26 сент(ября)
АП(ушкин)
К(нязь) В(яземский)
7 л(ет) 4 ме(сяца) 17 д(ней).
5. Охарактеризуйте речевую манеру Кулигина (пьеса А.Н. Островского «Гроза»):
К у л и г и н (выходит на середину, обращаясь к толпе). Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьёт! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас всё гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надобно да дивиться премудрости: «С полночных стран встаёт заря»! А вы ужасаетесь да придумываете, к войне это или к мору.
6. Как называется форма стихотворения, которую использовал Г.Р. Державин?
КНЯЗЬ КУТУЗОВ – СМОЛЕНСКИЙ
Когда в виду ты всей вселенны
Наполеона посрамил,
Языки одолел сгущенны,
Защитником полсвета был;
Когда тебе судьбы предвечны
Ум дали – троны царств сберечь,
Трофеи заслужить сердечны,
Усилить Александров меч;
Злодеев истребить враждебных,
Обресть бессмертный лавр побед,
В вратах Европы растворенных
Смыть кровью злобы дерзкий след;
Москву освободить попранну,
Отечество спасти от зол,
Лезть дале путь пресечь тирану,
Един основывать престол,-
Не умолчит потомств глагол!
Се мать твоя, Россия, — зри –
Ко гробу руки простирает,
Ожившая тобой, рыдает,
И плачут о тебе цари!
7. Какое художественно-выразительное средство поэтического языка использовано Д.Д. Минаевым?
Ценят золото по весу,
А по шалостям – повесу.
ОТВЕТЫ
Тур I. Комплексный анализ художественного текста.
При оценке работы учитываются:
Глубина постижения текста (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя) | 15 баллов |
знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его; | 5 баллов |
умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства; | 5 баллов |
язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность). | 5 баллов |
Максимальное количество баллов–30 баллов |
Тур II. Интерпретация стихотворения А.С.Пушкина «Когда за городом задумчив я хожу…»
Оценивая качество интерпретаций, предлагаем руководствоваться следующими критериями:
эмоциональные доминанты текста | 2 балла |
образная система стихотворения | 2 балла |
лирический герой стихотворения | 2 балла |
жанровые особенности | 1 балл |
ритмические особенности | 2 балла |
композиционные особенности | 2 балла |
контекст | 2 балла |
тропы | 2 балла |
хронотоп | 2 балла |
поэтическая лексика | 2 балла |
поэтический синтаксис | 2 балла |
звукопись | 2 балла |
цветопись | 2 балла |
оригинальность, самостоятельность | 2 балла |
целостность и композиционная стройность письменного высказывания | 3 балла |
Максимальное количество баллов – 30 |
Тур III. История и теория литературы
1. Перед вами описание слуг. Назовите, где это возможно, их имена. Кто их господа? Укажите автора и произведение.(Оценивание: за каждый правильный ответ 1,5 балла).
А) Осип, слуга И.А. Хлестакова; Н.В. Гоголь «Ревизор».
Б) Слуга Г.А. Печорина; М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
В) Петр, слуга Н.П. Кирсанова; И. С. Тургенев «Отцы и дети».
Г) Захар, слуга И.И Обломова; И.А. Гончаров «Обломов».
Д) Петрушка, слуга П.И. Чичикова ; Н.В. Гоголь «Мёртвые души».
Максимальное количество баллов – 7, 5 балл
2. Выделите литературные реминисценции в приведённых фрагментах текста. Назовите авторов и названия цитируемых произведений. ( Оценивание : за каждый правильный ответ 1,5 балла).
А) …система Тришкина кафтана ;Басня И.А Крылова «Тришкин кафтан».
Б) «Невидимые слёзы» ( Сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слёзы); неточная цитата из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
В) «Ума холодных наблюдений / И сердца горестных замет»; А.С.Пушкин «Евгений Онегин».
Г) «И в воздух чепчики бросали» (Кричали женщины ура / И в воздух чепчики бросали) ; А. С. Грибоедов «Горе от ума».
Д) «Дела давно минувших дней», «преданья старины» ( Дела давно минувших дней, / преданья старины глубокой); А.С. Пушкин «Руслан и Людмила».
Максимальное количество баллов – 7, 5 балла
3. Укажите автора и произведение, о котором писал Л.Н. Толстой в апреле 1859 г.
ОТВЕТ: И.А.Гончаров «Обломов»
Максимальное количество баллов – 2 балла
4. Расшифруйте записи, которые были обнаружены на одном из листков в черновых бумагах А.С. Пушкина.
Максимальное количество баллов – 3 балла
5. Охарактеризуйте речевую манеру Кулигина (пьеса А.Н. Островского «Гроза»)
ОТВЕТ: Кулигин выполняет в пьесе некоторые функции образа героя-резонёра, речь его «окрашивается в архаические тона» (А.И.Журавлёва), он цитирует Ломоносова («С полночных стран встаёт заря»), речь героя заставляет вспомнить восемнадцатый век («любоваться бы надобно, да дивиться премудрости»), «старинные нравоучительные повести и апокрифы» (А.И. Журавлёва), в то же время это речь мечтателя и поэта ( обилие восклицаний, многочисленные повторы ).
Максимальное количество баллов – 6 баллов
6. Как называется форма стихотворения, которую использовал Г.Р. Державин?
ОТВЕТ: Акростих
Максимальное количество баллов – 2 балла
7. Какое художественно-выразительное средство поэтического языка использовано Д.Д.Минаевым?
ОТВЕТ: Каламбурная рифма (каламбур – игра слов)
Максимальное количество баллов – 2 балла
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА ВСЕ ЗАДАНИЯ – 90 БАЛЛОВ