ОКРУЖНОЙ ЭТАП XV ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ
2009-2010 УЧЕБНОГО ГОДА
ЛИТЕРАТУРА
7 класс
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
Тур I. Комплексный анализ художественного текста-миниатюры.
Проанализируйте текст: определите основные темы, жанр, особенности развития сюжета, композиции, образа повествователя.
Я вошел в дом и застыл на пороге.
По полу разливалось молочное озеро. Вокруг него валялись осколки чашек, бутылка, ложки.
– Кто тут?! Кто тут, черт подери?!
В комнате все было вверх дном. Только букет стоял на столе, целый и невредимый. Среди разгрома он выглядел как-то нагловато.
Показалось, что это букет во всем виноват.
Заглянул под печку, заглянул на печку – ни на печке, ни под печкой, ни в шкафу, ни под столом никого не было. А под кроватью я нашел бидон, из которого вытекал белоснежный ручеек, превратившийся в озеро.
Вдруг показалось: кто-то смотрит!
И тут я понял, что это на меня смотрит букет.
Букет – подсолнухи, пижма, васильки – смотрел на меня наглыми зелеными глазами.
Не успел я ничего сообразить, как вдруг весь букет всколыхнулся, кувшин полетел на пол, а какой-то черный, невиданный цветок изогнул дугой спину, взмахнул хвостом и прямо со стола прыгнул в форточку.
Тур II. Сопоставительный анализ двух стихотворений
Сравните два стихотворения. Чего в них больше: сходств или различий?
А.С.Пушкин ПТИЧКА В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью; За что на бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать! 1823 | Ф.А.Туманский ПТИЧКА Вчера я растворил темницу Она исчезла, утопая 1827 |
Тур III. История и теория литературы
1. Подберите к указанным ниже словам эпитеты, создав 1)зрительные, 2)звуковые, 3)обонятельные, 4)осязательные, 5) вкусовые образы:
А) радость
Б) колокольчик
Воспользуйтесь таблицей:
СЛОВО | ОБРАЗЫ-ЭПИТЕТЫ | ||||
зрительный | звуковой | обонятельный | осязательный | вкусовой | |
2. Определите размер стихов:
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу –
Все лицо твое вспыхнуло вдруг.
Н.А.Некрасов. Тройка
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Н.А.Некрасов
Доля ты – русская долюшка женская!
Н.А.Некрасов
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
А.К.Толстой
5. Не сбылись, мой друг пророчества
Пылкой юности моей:
Горький жребий одиночества
Мне сужден в кругу людей.
К.Рылеев
3. Составьте загадку, ответом на которую было бы слово Музыка.
4. Напишите небольшую творческую работу в любом прозаическом жанре на тему «Самый веселый герой русской литературы».
ОКРУЖНОЙ ЭТАП XV ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ
2009-2010 УЧЕБНОГО ГОДА
ЛИТЕРАТУРА
7 класс
ОТВЕТЫ
Тур I. Комплексный анализ художественно текста-миниатюры.
При оценке работы учитываются:
Глубина постижения текста (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, художественной идеи, образа повествователя) | 15 баллов |
знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его; | 5 баллов |
умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства; | 5 баллов |
язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность). | 5 баллов |
Максимальное количество баллов–30 баллов |
Тур II. Сопоставительный анализ двух стихотворений
Сравните два стихотворения. Чего в них больше: сходств или различий?
Оценивая качество сопоставительного анализа, предлагаем руководствоваться следующими критериями:
эмоциональные доминанты текста | 2 балла |
образная система стихотворения | 2 балла |
лирический герой стихотворения | 2 балла |
жанровые особенности | 1 балл |
ритмические особенности | 2 балла |
композиционные особенности | 2 балла |
контекст | 2 балла |
тропы | 2 балла |
поэтическая лексика | 2 балла |
поэтический синтаксис | 2 балла |
звукопись | 2 балла |
цветопись | 2 балла |
оригинальность, самостоятельность | 4 балла |
целостность и композиционная стройность письменного высказывания | 3 балла |
Максимальное количество баллов – 30 |
Тур III. История и теория литературы
1. Подберите к указанным ниже словам эпитеты, создав 1)зрительные, 2)звуковые, 3)обонятельные,4)осязательные,5) вкусовые образы:
А) радость
Б) колокольчик
Воспользуйтесь таблицей:
СЛОВО | ОБРАЗЫ-ЭПИТЕТЫ | ||||
зрительный | звуковой | обонятельный | осязательный | вкусовой | |
Максимальное количество баллов – 10 баллов
2. Определите размер стихов:
В стороне от веселых подруг? Знать, забило сердечко тревогу – Все лицо твое вспыхнуло вдруг. Н.А.Некрасов. Тройка
|
|
Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Н.А.Некрасов
|
|
Доля ты – русская долюшка женская! Н.А.Некрасов
|
|
В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты. А.К.Толстой
|
|
Не сбылись, мой друг пророчества |
Пылкой юности моей:
Горький жребий одиночества
Мне сужден в кругу людей.
К.Рылеев
Максимальное количество баллов – 5 баллов
3. Составьте загадку, ответом на которую было бы слово Музыка.
Максимальное количество баллов – 5 баллов
4. Напишите небольшую творческую работу в любом прозаическом жанре на тему «Самый веселый герой русской литературы».
При оценке работы учитываются:
1. Знание фактического материала.
2. Умение вести тему сочинения, нестандартно мыслить.
3. Язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность).
Максимальное количество баллов – 10 баллов
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА ВСЕ ЗАДАНИЯ – 90 БАЛЛОВ