Задания по литературе. 7 класс

ОКРУЖНОЙ ЭТАП XV ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

2009-2010 УЧЕБНОГО ГОДА

ЛИТЕРАТУРА

7 класс

Подпишись на Путь к знаниям

Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.

Тур I. Комплексный анализ художественного текста-миниатюры.

Проанализируйте текст: определите основные темы, жанр, особенности развития сюжета, композиции, образа повествователя.

Ю.И.Коваль

БУКЕТ

Я вошел в дом и застыл на пороге.

По полу разливалось молочное озеро. Вокруг него валялись осколки чашек, бутылка, ложки.

Кто тут?! Кто тут, черт подери?!

В комнате все было вверх дном. Только букет стоял на столе, целый и невредимый. Среди разгрома он выглядел как-то нагловато.

Показалось, что это букет во всем виноват.

Заглянул под печку, заглянул на печку – ни на печке, ни под печкой, ни в шкафу, ни под столом никого не было. А под кроватью я нашел бидон, из которого вытекал белоснежный ручеек, превратившийся в озеро.

Вдруг показалось: кто-то смотрит!

И тут я понял, что это на меня смотрит букет.

Букет – подсолнухи, пижма, васильки – смотрел на меня наглыми зелеными глазами.

Не успел я ничего сообразить, как вдруг весь букет всколыхнулся, кувшин полетел на пол, а какой-то черный, невиданный цветок изогнул дугой спину, взмахнул хвостом и прямо со стола прыгнул в форточку.

Тур II. Сопоставительный анализ двух стихотворений

Сравните два стихотворения. Чего в них больше: сходств или различий?

А.С.Пушкин

ПТИЧКА

В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

 

Я стал доступен утешенью;

За что на бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать!

1823

Ф.А.Туманский

ПТИЧКА

Вчера я растворил темницу
Воздушной пленницы моей:
Я рощам возвратил певицу,
Я возвратил свободу ей.

Она исчезла, утопая
В сияньи голубого дня,
И так запела, улетая,
Как бы молилась за меня.

1827


Тур
III. История и теория литературы

1. Подберите к указанным ниже словам эпитеты, создав 1)зрительные, 2)звуковые, 3)обонятельные, 4)осязательные, 5) вкусовые образы:

А) радость

Б) колокольчик

Воспользуйтесь таблицей:

СЛОВО

ОБРАЗЫ-ЭПИТЕТЫ

зрительный

звуковой

обонятельный

осязательный

вкусовой

 

2. Определите размер стихов:

  1. Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу –

Все лицо твое вспыхнуло вдруг.

Н.А.Некрасов. Тройка

 

  1. Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Н.А.Некрасов

 

  1. В полном разгаре страда деревенская…

Доля ты – русская долюшка женская!

Н.А.Некрасов

 

  1. Средь шумного бала случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

А.К.Толстой

 

5. Не сбылись, мой друг пророчества

Пылкой юности моей:

Горький жребий одиночества

Мне сужден в кругу людей.

К.Рылеев

 

3. Составьте загадку, ответом на которую было бы слово Музыка.

4. Напишите небольшую творческую работу в любом прозаическом жанре на тему «Самый веселый герой русской литературы».

ОКРУЖНОЙ ЭТАП XV ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

2009-2010 УЧЕБНОГО ГОДА

ЛИТЕРАТУРА

7 класс

ОТВЕТЫ

Тур I. Комплексный анализ художественно текста-миниатюры.

При оценке работы учитываются:

Глубина постижения текста (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, художественной идеи, образа повествователя)15 баллов
знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его;5 баллов
умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства;5 баллов
язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность).5 баллов

Максимальное количество баллов–30 баллов

Тур II. Сопоставительный анализ двух стихотворений

 

Сравните два стихотворения. Чего в них больше: сходств или различий?

 

Оценивая качество сопоставительного анализа, предлагаем руководствоваться следующими критериями:

эмоциональные доминанты текста

2 балла

образная система стихотворения

2 балла

лирический герой стихотворения

2 балла

жанровые особенности

1 балл

ритмические особенности

2 балла

композиционные особенности

2 балла

контекст

2 балла

тропы

2 балла

поэтическая лексика

2 балла

поэтический синтаксис

2 балла

звукопись

2 балла

цветопись

2 балла

оригинальность, самостоятельность

4 балла

целостность и композиционная стройность письменного высказывания

3 балла

Максимальное количество баллов – 30

Тур III. История и теория литературы

1. Подберите к указанным ниже словам эпитеты, создав 1)зрительные, 2)звуковые, 3)обонятельные,4)осязательные,5) вкусовые образы:

А) радость

Б) колокольчик

Воспользуйтесь таблицей:

 

СЛОВО

ОБРАЗЫ-ЭПИТЕТЫ

зрительный

звуковой

обонятельный

осязательный

вкусовой

Максимальное количество баллов – 10 баллов

2. Определите размер стихов:

  1. Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу –

Все лицо твое вспыхнуло вдруг.

Н.А.Некрасов. Тройка

 

  1. 3-хстопный анапест
  1. Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Н.А.Некрасов

 

  1. 4-3стопный ямб
  1. В полном разгаре страда деревенская…

Доля ты – русская долюшка женская!

Н.А.Некрасов

 

  1. 4-хстопный дактиль
  1. Средь шумного бала случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

А.К.Толстой

 

  1. 3-хстопный ямб
Не сбылись, мой друг пророчества

Пылкой юности моей:

Горький жребий одиночества

Мне сужден в кругу людей.

К.Рылеев

  1. 4-хстопный хорей

Максимальное количество баллов – 5 баллов

 

3. Составьте загадку, ответом на которую было бы слово Музыка.

Максимальное количество баллов – 5 баллов

4. Напишите небольшую творческую работу в любом прозаическом жанре на тему «Самый веселый герой русской литературы».

При оценке работы учитываются:

1. Знание фактического материала.

2. Умение вести тему сочинения, нестандартно мыслить.

3. Язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность).

Максимальное количество баллов – 10 баллов

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА ВСЕ ЗАДАНИЯ – 90 БАЛЛОВ


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *