ОКРУЖНОЙ ЭТАП XV ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ
2009-2010 УЧЕБНОГО ГОДА
ЛИТЕРАТУРА
8 класс
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
Тур I. Комплексный анализ художественно текста-миниатюры.
Проанализируйте текст: определите основные темы, жанр, особенности развития сюжета, композиции, образа повествователя.
Заболело у меня горло.
Стал я его лечить горячим молоком и медом, паром разварной картошки.
– А ты в лес сходи, – сказала Пантелевна. – Стань на поляне да и крикни изо всех сил: «Лес, лес! Возьми мою глоть!» Может, и возьмет. Только сильней кричи-то и рот пошире открывай.
Обулся я, оделся потеплей, пришел в лес. Стал на поляну, разинул рот и крикнул изо всех сил:
– Лес, лес! Возьми мою глоть!
Не шелохнулся лес, и я не понял – взял он или не взял.
Стал я снова кричать, и орал ужасно, и рот разевал, чтобы лес мог поглубже в меня проникнуть.
«Ну и глоть у тебя, брат», – думал, наверно, лес, глядя на мои старания.
Вернулся я домой, залез на печку греться, а сам все думал: «Взял он или нет?»
Давно это было. И теперь я живу в городе, и горло у меня не болит. И ничего у меня не болит. И вообще я здоров как бык.
Весело гуляю среди каменных домов, а про себя всегда думаю: «Лес, лес! Возьми мою глоть!»
Тур II. Сопоставительный анализ двух стихотворений
Сравните два стихотворения. Чего в них больше: сходств или различий?
А.А.Фет Бабочка Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем – Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я легкий опустилась И вот – дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья, Дышать хочу? Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья И улечу. | К.Д.Бальмонт Бабочка
Помню я, бабочка билась в окно. Крылышки тонко стучали. Тонко стекло, и прозрачно оно. Но отделяет от дали.
В мае то было. Мне было пять лет. В нашей усадьбе старинной. Узнице воздух вернул я и свет. Выпустил в сад наш пустынный.
Если умру я, и спросят меня: В чем твое доброе дело? Молвлю я: мысль моя майского дня Бабочке зла не хотела.
|
Тур III. История и теория литературы
1. Вспомните имена древнегреческих богов или героев (всего 4 имени) и подберите к каждому из них по 2-3 рифмы.
2. Подберите к каждому указанному ниже слову эпитет, метафору, сравнение, указывая, какой троп вы подобрали: снежинка, луч, Волга, небо.
Воспользуйтесь таблицей:
слово | эпитет | метафора | сравнение |
снежинка | |||
луч | |||
Волга | |||
небо |
3. В чем секрет катрена Александра Туфанова?
Узорно лил он розу,
Пил, томим от лип,
Узор гулял угрозу,
Хил он, но с мечем соннолих.
4. Восстановите стихотворение.
К.Д.Бальмонт
Как я пишу стихи
Рождается внезапная строка,
За ней встает … другая,
… третья ей издалека,
Четвертая … … | И пятая, и после, и потом,
Откуда, … , я и сам не знаю,
Но я не размышляю над …
И, право, … не …
|
ОТВЕТЫ
Тур I. Комплексный анализ художественно текста-миниатюры
При оценке работы учитываются:
Глубина постижения текста (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, художественной идеи, образа повествователя) | 15 баллов |
знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его; | 5 баллов |
умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства; | 5 баллов |
язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность). | 5 баллов |
Максимальное количество баллов–30 баллов |
Тур II. Сопоставительный анализ двух стихотворений
Сравните два стихотворения. Чего в них больше: сходств или различий?
Оценивая качество сопоставительного анализа, предлагаем руководствоваться следующими критериями:
эмоциональные доминанты текста | 2 балла |
образная система стихотворения | 2 балла |
лирический герой стихотворения | 2 балла |
жанровые особенности | 1 балл |
ритмические особенности | 2 балла |
композиционные особенности | 2 балла |
контекст | 2 балла |
тропы | 2 балла |
поэтическая лексика | 2 балла |
поэтический синтаксис | 2 балла |
звукопись | 2 балла |
цветопись | 2 балла |
оригинальность, самостоятельность | 4 балла |
целостность и композиционная стройность письменного высказывания | 3 балла |
Максимальное количество баллов – 30 |
Тур III. История и теория литературы
1. Вспомните имена древнегреческих богов или героев (всего 4 имени) и подберите к каждому из них по 2-3 рифмы.
Оценивание: за каждго правильно названного древнегреческого героя и рифмы – 2 балла.
Максимальное количество баллов –8 баллов
2. Подберите к каждому указанному ниже слову эпитет, метафору, сравнение, указывая, какой троп вы подобрали: снежинка, луч, Волга, небо.
Воспользуйтесь таблицей:
слово | эпитет | метафора | сравнение |
снежинка | |||
луч | |||
Волга | |||
небо |
Максимальное количество баллов –12 баллов
3. В чем секрет катрена Александра Туфанова?
Узорно лил он розу,
Пил, томим от лип,
Узор гулял угрозу,
Хил он, но с мечем соннолих.
Ответ: это палиндром – «перевертыш», слово или текст, читающийся одинаково (или почти одинаково) в обоих направлениях.
Максимальное количество баллов – 2 балла
4. Восстановите стихотворение.
К.Д.Бальмонт
Как я пишу стихи
Рождается внезапная строка,
За ней встает … другая,
… третья ей издалека,
Четвертая … … | И пятая, и после, и потом,
Откуда, … , я и сам не знаю,
Но я не размышляю над …
И, право, … не …
|
Как я пишу стихи
Рождается внезапная строка,
За ней встаёт немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека,
Четвёртая смеётся, набегая.
И пятая, и после, и потом,
Откуда, сколько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом
И, право, никогда – не сочиняю.
Каждое правильно угаданное слово оценивается в 1 балл.
Максимальное количество баллов – 8 баллов.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА ВСЕ ЗАДАНИЯ – 90 БАЛЛОВ