Тур I. Комплексный анализ художественного текста.
Александр Иванович Куприн СКАЗКА
Глубокая зимняя ночь. Метель. В доме – ни огня. Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. Ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой.
Никто не спит. Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. Прислушиваются, вздыхают…
Откуда–то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. Прозвучал и замолк… И еще раз… И еще…
– Точно зовет кто–то, – тревожно шепчет мужчина. Никто ему не отвечает.
– Вот опять… Слышишь?.. Как будто человек…
– Спи, – сурово говорит женщина. – Это ветер.
– Страшно ночью в лесу…
– Это только ветер. Ты разбудишь ребенка…
Но дитя вдруг подымает голову.
– Я слышу, я слышу. Он кричит: «Спасите!»
И правда: яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздается протяжный, отчаянный вопль:
– Спа–си–те!
– Мама! Может быть, на него напали разбойники?.. Может быть…
– Не болтай глупостей, – сердито прерывает мать. – Это голодный волк воет в лесу. Вот он тебя съест, если не будешь спать.
– Спасите!
– Жалко живую душу, – говорит муж. – Если бы не испортилось мое ружье, я пошел бы…
– Лежи, дурак… Не наше дело…
В темноте шлепают туфли… Старческий кашель… Пришел из соседней комнаты дедушка. Он брюзжит злобно:
– Что вы тут бормочете? Спать не даете никому. Какой такой человек в лесу? Кто в эту погоду по лесам ходит? Все дома сидят. И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки… А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.
Это голос черствого благоразумия.
Мать переносит в свою постель ребенка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки:
– Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. Все у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. В жилах их текла не простая кровь, а голубая–голубая…
– Спа–си–те!
Молчание…
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
1920
Тур II. История и теория литературы
1. Вспомните, в каких баснях Крылов использует героев-насекомых.
Ответ: «Орел и пчела», «Муравей», «Стрекоза и муравей», «Лев и комар»
2. О ком из писателей идет речь?
А) «Первая моя встреча с ним относится к 88 или 89 году. Приехав в Нижний-Новгород, не помню откуда, я узнал, что в городе этом живёт писатель… недавно отбывший политическую ссылку в Сибири. Я уже читал рассказы, подписанные этим именем, и помню – они вызвали у меня впечатление новое, не согласное с тем, что я воспринял от литературы «народников», изучение которой в ту пору считалось обязательным для каждого юноши, задетого интересом к общественной жизни.
Меня очень удивил его внешний облик … не отвечал моему представлению о писателе и политическом ссыльном. Писателя я представлял себе человеком тощим, нервным, красноречивым — не знаю, почему именно таким … был коренаст, удивительно спокоен, у него здоровое лицо, в густой курчавой бороде, и ясные, зоркие глаза» (По воспоминаниям М.Горького.)
Б) «быстрый, легкий, страшный, остроглазый, с насупленными бровями» (По воспоминаниям И.А.Бунина).
Ответ: а) о В.Г.Короленко; б) О Л.Н.Толстом
3. Проанализируйте фрагмент элегии В. А. Жуковского «Вечер» и назовите признаки сентиментального пейзажа, которые вы встретили в этом фрагменте:
Как солнца за горой пленителен закат
Когда поля в тени, а рощи отдаленны
И в зеркале воды колеблющийся град
Багряным блеском озаренны;
Когда с холмов златых стада бегут к реке
И рева гул гремит звучнее над водами;
И, сети склав, рыбак на легком челноке
Плывет у брега меж кустами…
Ответ: В работах школьников могут прозвучать следующие идеи эстетики сентиментализма: обращение к повседневности и интерес к сельской теме. Объектом изображения становятся сфера частной жизни отдельного человека, бесхитростный быт, будни простых людей на лоне природы; создание идиллической картины действительности. Жанр – идиллия. Культ природы. Для сентименталистов характерно изображение трудов и досугов на фоне сельской природы, внимание к внешнему облику природы и сокровенным процессам, происходящим в ней.
Создание образа простолюдина, быт которого приукрашен и др.
4. Напишите статью в литературоведческий словарь «Метонимия» по плану:
1) дайте определение;
2) назовите виды метонимий;
3) приведите предложения-примеры с метонимиями.