Задания по литературе. 9 класс

ОКРУЖНОЙ ЭТАП XV ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

2009-2010 УЧЕБНОГО ГОДА

ЛИТЕРАТУРА

 9 класс

Подпишись на Путь к знаниям

Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.

Тур I. Комплексный анализ художественно текста-миниатюры.

Ю.И.Коваль

СНЕГОДОЖДЬ

Я выглянул в окно узнать, какая погода, и не понял, что там на улице – снег или дождь?

Мутным, серым был воздух, и с неба летело на землю что-то непонятное. Были видны и дождевые капли и вялые снежинки.

Снегодождь. Опять снегодождь.

Как долго, как мучительно вставала зима в этом году. Выпадет снег – и сразу весело станет. Достанешь санки — и на горку, кататься. А пока едешь на санках с горы, снег уж растаял, пашешь носом землю.

Что за времена? Что за зимы? – вздыхала Орехьевна. – Никогда теперь не будет настоящей зимы.

Надоел снегодождь, – говорил я. – Нужен снегопад.

Как-то в конце декабря, ночью, вышел я на улицу.

Все зимние звезды и созвездия были передо мной. И небесный охотник Орион, и Псы – Большой и Малый, – и Возничий, и Близнецы.

Что же такое делается-то? – обратился я к Ориону. – Снегодождь.

И тут тряхнул Орион плечом, и с плеча его полетела на землю звезда, за нею – другая, третья. Начался настоящий декабрьский звездопад.

Затихли скоро звезды, угасли, и откуда-то из черных глубин ночи явились снежинки. Звездопад превратился в снегопад.

Повалил снег валом, и вся деревня – дома и сараи – превратилась вдруг в сказочный город.

И сразу мне стало ясно, что снег этот лег окончательно и надолго и будет лежать до тех пор, пока виден на небе Орион. Значит до самой весны.

Тур II. Интерпретация стихотворения Н. Заболоцкого «Гроза идет»

ГРОЗА ИДЕТ

Движется нахмуренная туча,

Обложив полнеба вдалеке,

Движется, огромна и тягуча,

С фонарем в приподнятой руке.

Сколько раз она меня ловила,

Сколько раз, сверкая серебром,

Сломанными молниями била,

Каменный выкатывала гром!

Сколько раз, ее увидев в поле,

Замедлял я робкие шаги

И стоял, сливаясь поневоле

С белым блеском вольтовой дуги!

Вот он — кедр у нашего балкона.

Надвое громами расщеплен,

Он стоит, и мертвая корона

Подпирает темный небосклон.

Сквозь живое сердце древесины

Пролегает рана от огня,

Иглы, почерневшие с вершины,

Осыпают звездами меня.

Пой мне песню, дерево печали!

Я, как ты, ворвался в высоту,

Но меня лишь молнии встречали

И огнем сжигали на лету.

Почему же, надвое расколот,

Я, как ты, не умер у крыльца,

И в душе все тот же лютый голод,

И любовь, и песни до конца!

1957

Тур III. История и теория литературы

 1. Перед вами наказы отцов детям. Укажите автора и произведение.

А) «Смотри, сынок, … коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»

Б) «…береги платье снову, а честь смолоду.»

В) «…имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.»

Г) «Ваша нежба – чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? Вот ваша матерь!» ( нежба – нежность, ласка).

Д) «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь… Везде, куда вы пойдёте и где остановитесь, напойте и накормите просящего…Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте, и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека…»

2. Покажите, как в русской литературе звучит тема «отцов» и «детей», прокомментировав наказы отцов (см. задание № 1 )

3. Объясните слова Февронии из «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма.

Один из княжеских отроков забрёл в село, называемое Ласково. Пришёл он к воротам одного дома и никого не увидел. И зашёл в дом , но никто не вышел ему навстречу. Тогда вошёл он в горницу и увидел удивительное зрелище: за ткацким станом сидела в одиночестве девушка и ткала холст, а перед нею скакал заяц.

И сказала девушка: » Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей!» Юноша же, не поняв этих слов, спросил девушку: «Где хозяин этого дома?» На это она ответила: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошёл сквозь ноги смерти в глаза глядеть».

 4. Дайте определение жанра загадки. Приведите примеры загадок , в основе которых лежит: 1) отрицательное сравнение ; 2) сравнение ; 3) метонимия; 4) метафора.

5.О каких исторических событиях идёт речь в этих строчках?

Сразились. Русский – победитель!

И вспять бежит надменный галл;

Но сильного в боях небесный вседержитель

Лучом последним увенчал,

Не здесь его сразил воитель поседелый;

( А.С. Пушкин)

Приспели новые полки:

«Сдавайтесь!» – тем кричат.

Ответ им – пули и штыки,

Сдаваться не хотят.

Какой-то бравый генерал,

Влетев в каре, грозиться стал –

С коня снесли его.

Другой приблизился к рядам:

«Прощенье царь дарует вам!»

Убили и того.

( Н. А. Некрасов)

Но кто сей рьяный великан,

Сей витязь полуночи?

Друзья, на спящий вражий стан

Вперил он страшны очи;

Его завидя в облаках,

Шумящим, смутным роем

На снежных Альпов высотах

Взлетели тени с воем;

( В. А. Жуковский)

А)

Б)

В)

 6. Назовите произведение по его эпиграфу. Укажите автора произведения.

А) Во всех ты, Душечка, нарядах хороша.

Богданович.

Д) В а н я

( в кучерском армячке)

Папаша! Кто строил эту дорогу?

П а п а ш а

( в пальто на красной подкладке)

Граф Пётр Андреич Клейнмихель, душечка!

Разговор в вагоне

Б) Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю.

1-я Книга Царств.

В)Exegimonumentum.

Г) Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй.

«Тилемахида», том II, кн. XVIII, стих 514

7. Охарактеризуйте ритм фрагмента из «Песни о Буревестнике» А.М. Горького. Назовите ритмообразующие элементы.

Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, чёрной молнии подобный.

То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и – тучи слышат радость в смелом крике птицы.

ОТВЕТЫ

Тур I. Комплексный анализ художественного текста.

При оценке работы учитываются:

Глубина постижения текста (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, художественной идеи, образа повествователя)15 баллов
знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его;5 баллов
умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства;5 баллов
язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность).5 баллов

Максимальное количество баллов–30 баллов

 Тур II. Интерпретация стихотворения Н.Заболоцкого «Гроза идет»

Оценивая качество интерпретаций, предлагаем руководствоваться следующими критериями:

эмоциональные доминанты текста

2 балла

образная система стихотворения

2 балла

лирический герой стихотворения

2 балла

жанровые особенности

1 балл

ритмические особенности

2 балла

композиционные особенности

2 балла

контекст

2 балла

тропы

2 балла

хронотоп

2 балла

поэтическая лексика

2 балла

поэтический синтаксис

2 балла

звукопись

2 балла

цветопись

2 балла

оригинальность, самостоятельность

2 балла

целостность и композиционная стройность письменного высказывания

3 балла

Максимальное количество баллов – 30

Тур III. История и теория литературы

 1. Перед вами наказы отцов детям. Укажите автора и произведение.

А) М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь».

Б) А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

В) Д.И. Фонвизин «Недоросль».

Г) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».

Д) «Поучение» Владимира Мономаха.

Оценивание: за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5

2. Покажите, как в русской литературе звучит тема «отцов» и «детей», прокомментировав наказы отцов.

А) Бесплодность родительского «наказа», лишающего молодую душу высоких порывов, приводящего к моральному оскудению – 1 балл.

Б), В) Благотворное влияние нравственных устоев старших на молодое поколение (Б, В) – 1 балл; Перекличка с комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума» (пример молчалинской формулы успеха: «Мне завещал отец:/ Во-первых, угождать всем людям без изъятья…») и поэмой Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (Наставление, данное Чичиковым-отцом сыну) – 2 балла.

Г) Тема воинского подвига, смысла существования истинного мужчины в наказе Тараса Бульбы сыновьям – 1 балл;

Д) Духовная преемственность между поколениями, верность нравственным установкам в русле христианских традиций ( «Поучение» Владимира Мономаха) – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 5

3. Объясните слова Февронии из «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая- Еразма.

«Дом без ушей » – дом без собаки; «горница без очей» – горница без ребёнка. Высказывание «плохо, когда дом без ушей, а горница без очей» содержало сообщение о том, что Феврония – незамужняя девушка, не имеющая ребенка. – 1 балл.

«Взаймы плакать» – оплакивать покойника. – 1 балл.

«Сквозь ноги смерти в глаза глядеть» – древолаз за мёдом лезет вверх на дерево и сквозь ноги смотрит на землю, чтобы не сорваться с высоты. – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 3

4. Дайте определение жанра загадки. Приведите примеры загадок , в основе которых лежит: 1) отрицательное сравнение ; 2) сравнение ; 3) метонимия; 4) метафора.

Оценивание: за каждый правильный ответ –1 балл.

 Загадка – иносказательное поэтическое описание предмета или явления, которое нужно отгадать ; жанр устного народного творчества.

Не лошадь, не вол, а с плугом попёр .

Летит, как стрела, гудит, как пчела.

По горам, по долам ходит шуба да кафтан.

Лежала под ёлками подушечка с иголками./ Лежала, лежала да побежала.

Максимальное количество баллов – 5

5. О каких исторических событиях идёт речь в этих строчках?

А) Бородинское сражение.

Б) Восстание 14 декабря 1825 года .

В) Переход А.В. Суворова через Альпы.

Максимальное количество баллов – 3

6. Назовите произведение по его эпиграфу. Укажите автора произведения.

А) А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка».

Б) М.Ю. Лермонтов «Мцыри».

В) А.С. Пушкин » Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Г) А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».

Д) Н.А. Некрасов «Железная дорога».

Максимальное количество баллов – 5

7. Охарактеризуйте ритм фрагмента из «Песни о Буревестнике» А.М. Горького. Назовите ритмообразующие элементы.

Белые стихи (по воле автора стихотворение печаталось без разбивки на стихи) – 1 балл.

Ритмообразующие элементы: четырёхстопный хорей, паузы, женские клаузулы (окончания), синтаксический параллелизм, лексические повторы, звуковые повторы. – 3 балла.

Максимальное количество баллов – 3

 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА ВСЕ ЗАДАНИЯ – 90 БАЛЛОВ


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *