ОКРУЖНОЙ ЭТАП XV ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ
2009-2010 УЧЕБНОГО ГОДА
ЛИТЕРАТУРА
9 класс
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
Тур I. Комплексный анализ художественно текста-миниатюры.
Я выглянул в окно узнать, какая погода, и не понял, что там на улице – снег или дождь?
Мутным, серым был воздух, и с неба летело на землю что-то непонятное. Были видны и дождевые капли и вялые снежинки.
– Снегодождь. Опять снегодождь.
Как долго, как мучительно вставала зима в этом году. Выпадет снег – и сразу весело станет. Достанешь санки — и на горку, кататься. А пока едешь на санках с горы, снег уж растаял, пашешь носом землю.
– Что за времена? Что за зимы? – вздыхала Орехьевна. – Никогда теперь не будет настоящей зимы.
– Надоел снегодождь, – говорил я. – Нужен снегопад.
Как-то в конце декабря, ночью, вышел я на улицу.
Все зимние звезды и созвездия были передо мной. И небесный охотник Орион, и Псы – Большой и Малый, – и Возничий, и Близнецы.
– Что же такое делается-то? – обратился я к Ориону. – Снегодождь.
И тут тряхнул Орион плечом, и с плеча его полетела на землю звезда, за нею – другая, третья. Начался настоящий декабрьский звездопад.
Затихли скоро звезды, угасли, и откуда-то из черных глубин ночи явились снежинки. Звездопад превратился в снегопад.
Повалил снег валом, и вся деревня – дома и сараи – превратилась вдруг в сказочный город.
И сразу мне стало ясно, что снег этот лег окончательно и надолго и будет лежать до тех пор, пока виден на небе Орион. Значит – до самой весны.
Тур II. Интерпретация стихотворения Н. Заболоцкого «Гроза идет»
ГРОЗА ИДЕТ
Движется нахмуренная туча,
Обложив полнеба вдалеке,
Движется, огромна и тягуча,
С фонарем в приподнятой руке.
Сколько раз она меня ловила,
Сколько раз, сверкая серебром,
Сломанными молниями била,
Каменный выкатывала гром!
Сколько раз, ее увидев в поле,
Замедлял я робкие шаги
И стоял, сливаясь поневоле
С белым блеском вольтовой дуги!
Вот он — кедр у нашего балкона.
Надвое громами расщеплен,
Он стоит, и мертвая корона
Подпирает темный небосклон.
Сквозь живое сердце древесины
Пролегает рана от огня,
Иглы, почерневшие с вершины,
Осыпают звездами меня.
Пой мне песню, дерево печали!
Я, как ты, ворвался в высоту,
Но меня лишь молнии встречали
И огнем сжигали на лету.
Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца,
И в душе все тот же лютый голод,
И любовь, и песни до конца!
1957
Тур III. История и теория литературы
1. Перед вами наказы отцов детям. Укажите автора и произведение.
А) «Смотри, сынок, … коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»
Б) «…береги платье снову, а честь смолоду.»
В) «…имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.»
Г) «Ваша нежба – чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? Вот ваша матерь!» ( нежба – нежность, ласка).
Д) «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь… Везде, куда вы пойдёте и где остановитесь, напойте и накормите просящего…Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте, и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека…»
2. Покажите, как в русской литературе звучит тема «отцов» и «детей», прокомментировав наказы отцов (см. задание № 1 )
3. Объясните слова Февронии из «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма.
Один из княжеских отроков забрёл в село, называемое Ласково. Пришёл он к воротам одного дома и никого не увидел. И зашёл в дом , но никто не вышел ему навстречу. Тогда вошёл он в горницу и увидел удивительное зрелище: за ткацким станом сидела в одиночестве девушка и ткала холст, а перед нею скакал заяц.
И сказала девушка: » Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей!» Юноша же, не поняв этих слов, спросил девушку: «Где хозяин этого дома?» На это она ответила: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошёл сквозь ноги смерти в глаза глядеть».
4. Дайте определение жанра загадки. Приведите примеры загадок , в основе которых лежит: 1) отрицательное сравнение ; 2) сравнение ; 3) метонимия; 4) метафора.
5.О каких исторических событиях идёт речь в этих строчках?
Сразились. Русский – победитель! И вспять бежит надменный галл; Но сильного в боях небесный вседержитель Лучом последним увенчал, Не здесь его сразил воитель поседелый; ( А.С. Пушкин) | Приспели новые полки: «Сдавайтесь!» – тем кричат. Ответ им – пули и штыки, Сдаваться не хотят. Какой-то бравый генерал, Влетев в каре, грозиться стал – С коня снесли его. Другой приблизился к рядам: «Прощенье царь дарует вам!» Убили и того. ( Н. А. Некрасов) | Но кто сей рьяный великан, Сей витязь полуночи? Друзья, на спящий вражий стан Вперил он страшны очи; Его завидя в облаках, Шумящим, смутным роем На снежных Альпов высотах Взлетели тени с воем; ( В. А. Жуковский) |
А) | Б) | В) |
6. Назовите произведение по его эпиграфу. Укажите автора произведения.
А) Во всех ты, Душечка, нарядах хороша. Богданович. | Д) В а н я ( в кучерском армячке) Папаша! Кто строил эту дорогу? П а п а ш а ( в пальто на красной подкладке) Граф Пётр Андреич Клейнмихель, душечка! Разговор в вагоне |
Б) Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю. 1-я Книга Царств. | |
В)Exegimonumentum. | |
Г) Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй. «Тилемахида», том II, кн. XVIII, стих 514 |
7. Охарактеризуйте ритм фрагмента из «Песни о Буревестнике» А.М. Горького. Назовите ритмообразующие элементы.
Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, чёрной молнии подобный.
То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и – тучи слышат радость в смелом крике птицы.
ОТВЕТЫ
Тур I. Комплексный анализ художественного текста.
При оценке работы учитываются:
Глубина постижения текста (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, художественной идеи, образа повествователя) | 15 баллов |
знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его; | 5 баллов |
умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства; | 5 баллов |
язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность). | 5 баллов |
Максимальное количество баллов–30 баллов |
Тур II. Интерпретация стихотворения Н.Заболоцкого «Гроза идет»
Оценивая качество интерпретаций, предлагаем руководствоваться следующими критериями:
эмоциональные доминанты текста | 2 балла |
образная система стихотворения | 2 балла |
лирический герой стихотворения | 2 балла |
жанровые особенности | 1 балл |
ритмические особенности | 2 балла |
композиционные особенности | 2 балла |
контекст | 2 балла |
тропы | 2 балла |
хронотоп | 2 балла |
поэтическая лексика | 2 балла |
поэтический синтаксис | 2 балла |
звукопись | 2 балла |
цветопись | 2 балла |
оригинальность, самостоятельность | 2 балла |
целостность и композиционная стройность письменного высказывания | 3 балла |
Максимальное количество баллов – 30 |
Тур III. История и теория литературы
1. Перед вами наказы отцов детям. Укажите автора и произведение.
А) М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь».
Б) А.С. Пушкин «Капитанская дочка».
В) Д.И. Фонвизин «Недоросль».
Г) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».
Д) «Поучение» Владимира Мономаха.
Оценивание: за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5
2. Покажите, как в русской литературе звучит тема «отцов» и «детей», прокомментировав наказы отцов.
А) Бесплодность родительского «наказа», лишающего молодую душу высоких порывов, приводящего к моральному оскудению – 1 балл.
Б), В) Благотворное влияние нравственных устоев старших на молодое поколение (Б, В) – 1 балл; Перекличка с комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума» (пример молчалинской формулы успеха: «Мне завещал отец:/ Во-первых, угождать всем людям без изъятья…») и поэмой Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (Наставление, данное Чичиковым-отцом сыну) – 2 балла.
Г) Тема воинского подвига, смысла существования истинного мужчины в наказе Тараса Бульбы сыновьям – 1 балл;
Д) Духовная преемственность между поколениями, верность нравственным установкам в русле христианских традиций ( «Поучение» Владимира Мономаха) – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 5
3. Объясните слова Февронии из «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая- Еразма.
«Дом без ушей » – дом без собаки; «горница без очей» – горница без ребёнка. Высказывание «плохо, когда дом без ушей, а горница без очей» содержало сообщение о том, что Феврония – незамужняя девушка, не имеющая ребенка. – 1 балл.
«Взаймы плакать» – оплакивать покойника. – 1 балл.
«Сквозь ноги смерти в глаза глядеть» – древолаз за мёдом лезет вверх на дерево и сквозь ноги смотрит на землю, чтобы не сорваться с высоты. – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 3
4. Дайте определение жанра загадки. Приведите примеры загадок , в основе которых лежит: 1) отрицательное сравнение ; 2) сравнение ; 3) метонимия; 4) метафора.
Оценивание: за каждый правильный ответ –1 балл.
Загадка – иносказательное поэтическое описание предмета или явления, которое нужно отгадать ; жанр устного народного творчества.
Не лошадь, не вол, а с плугом попёр .
Летит, как стрела, гудит, как пчела.
По горам, по долам ходит шуба да кафтан.
Лежала под ёлками подушечка с иголками./ Лежала, лежала да побежала.
Максимальное количество баллов – 5
5. О каких исторических событиях идёт речь в этих строчках?
А) Бородинское сражение.
Б) Восстание 14 декабря 1825 года .
В) Переход А.В. Суворова через Альпы.
Максимальное количество баллов – 3
6. Назовите произведение по его эпиграфу. Укажите автора произведения.
А) А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка».
Б) М.Ю. Лермонтов «Мцыри».
В) А.С. Пушкин » Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Г) А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».
Д) Н.А. Некрасов «Железная дорога».
Максимальное количество баллов – 5
7. Охарактеризуйте ритм фрагмента из «Песни о Буревестнике» А.М. Горького. Назовите ритмообразующие элементы.
Белые стихи (по воле автора стихотворение печаталось без разбивки на стихи) – 1 балл.
Ритмообразующие элементы: четырёхстопный хорей, паузы, женские клаузулы (окончания), синтаксический параллелизм, лексические повторы, звуковые повторы. – 3 балла.
Максимальное количество баллов – 3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА ВСЕ ЗАДАНИЯ – 90 БАЛЛОВ