Задание 1. Определите, о каком понятии идет речь.
1.1 Это понятие означает: Улучшение условий человеческой жизни. Преобладание позитивных изменений над негативными. Восхождение человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации. _____________
1.2 Авторитет, влияние, могущество, господство – терминологический ряд, характеризующий различные проявления ____________ в обществе.
1.3 ________________ преступление, впервые отраженное в новом Уголовном кодексе РФ. Оно выражается в массовом уничтожении растительного мира, отравлении атмосферы или водных ресурсов.
1.4 Полная независимость государства от других государств – это _______________
1.5 Три составляющих понятия собственность – это __________________
Ответ: Прогресс, власть, экоцид, суверенитет; (владение, распоряжение, пользование)
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
Задание 2. Определите, какие слова характерны для монархии, а какие – для республики.
Монархия | Слова для выбора | Республика |
|
Ответ: Монархия: 237 Республика 1456
Задание 3. Что является лишним в ряду? Попробуйте объяснить свой выбор.
3.1 Племя, нация, народность, род, этноцентризм.
3.2 Конфронтация, соперничество, конкуренция, компромисс.
Ответ: Этноцентризм – идеология, в основе которой лежит приоритет нации, народа, уверенность в правоте своей культуры. Остальное – есть последовательное понятия, говорящие о процессе формирования наций.
Компромисс — связан с достижением согласия противоположных взглядов, мнений. Остальное – это понятия отражающие дух противоборства.
Задание 4. Прочитайте текст и ответьте на следующие задания.
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.
Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т.п. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол.
Три ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».
Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них существует лишь формально.
Современное понимание принципа разделения властей дополнено необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.
Статья 10 Конституции РФ закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Согласно статье 11 Конституции РФ, государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды.
1.1 Составьте план текста.
1.2 На чем, по мнению авторов, основывается разделение властей? Для чего оно необходимо? 1.3 Как авторы текста определяют отношение государств с тоталитарным или авторитарным политическим режимом к разделению властей? Приведите объяснение подобного отношения.
1.4 Используя содержание текста, назовите высшие органы государственной власти в России. Укажите, к какой ветви власти они относятся. Определите роль Президента РФ в системе разделения властей.
1.5 Согласно Конституции РФ Государственная Дума может вынести решение о недоверии Правительству, которое также может отправить в отставку Президент РФ. В свою очередь, Правительство РФ исполняет государственный бюджет, в том числе, обеспечивает деятельность Президента и его администрации, Государственной Думы и других органов государственной власти. Какую систему иллюстрирует данная ситуация? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.
1.6 Существует мнение, что в федеративном государстве разделение полномочий между центральными и местными органами власти и управления имеет большое значение.
Ответ: 1.1 Составьте план текста.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) сущность принципа разделения властей;
2) «система сдержек и противовесов»;
3) политические режимы и разделение властей;
4) дополнение к современному пониманию разделения властей;
5) разделение властей по Конституции РФ.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
1.2 На чем, по мнению авторов, основывается разделение властей? Для чего оно необходимо?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) основание разделения властей, например: естественное разделение функций законотворчества, государственного управления, правосудия и др.;
2) необходимость принципа разделения властей, например: необходимо достижение такого баланса властей, при котором исключено сосредоточение всех властных полномочий в руках одного должностного лица или органа власти и невозможен произвол этого должностного лица или органа власти.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
1.3 Как авторы текста определяют отношение государств с тоталитарным или авторитарным политическим режимом к разделению властей? Приведите объяснение подобного отношения.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) отношение государств с тоталитарным или авторитарным режимом к разделению властей: в них, как правило, принцип разделения властей не признаётся или же разделение властей в них существует лишь формально;
2) объяснение, например: тоталитарный режим предполагает сосредоточение власти в руках одной политической партии, авторитарный режим – в руках одного политика; обе ситуации противоречат идее разделения властей.
1.4 Используя содержание текста, назовите высшие органы государственной власти в России. Укажите, к какой ветви власти они относятся. Определите роль Президента РФ в системе разделения властей.
В правильном ответе должны быть указаны следующие органы власти, государственные должности и ветви власти:
1) Президент РФ – является главой государства, обеспечивает эффективное взаимодействие государственных органов, представляющих все ветви власти;
2) Федеральное Собрание РФ – законодательная власть;
3) Правительство РФ – исполнительная власть;
4) суды РФ (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и др. федеральные суды) – судебная власть.
1.5 Согласно Конституции РФ Государственная Дума может вынести решение о недоверии Правительству, которое также может отправить в отставку Президент РФ. В свою очередь, Правительство РФ исполняет государственный бюджет, в том числе, обеспечивает деятельность Президента и его администрации, Государственной Думы и других органов государственной власти. Какую систему иллюстрирует данная ситуация? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на вопрос: пример иллюстрирует «систему сдержек и противовесов»;
2) фрагмент текста: «Три ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов».
1.6 Существует мнение, что в федеративном государстве разделение полномочий между центральными и местными органами власти и управления имеет большое значение.
Приведите два аргумента (объяснения) в защиту этого мнения.
Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):
1) субъекты федеративного государства сохраняют определенную политическую самостоятельность, поэтому разделение властей должно учитывать как их интересы, так и необходимость поддержания единства государства;
2) субъекты федеративного государства часто выделяются по национальному признаку, поэтому важно, чтобы интересы конкретных этносов полноценно учитывались при проведении внутренней политики.