Задания по русскому языку для 8 класса

I тур.

1. Какое слово при «перевёртывании» становится бессмысленным?

Паз, лёд, лев, щель, таз.

Ответ: Звукосочетания «фэль» или «вэль» бессмысленны. В остальных случаях получаются слова «сап», «толь», «лещ», «сад» («зад»).

Подпишись на Путь к знаниям

Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.

2. Образуйте формы именительного падежа множественного числа от данных существительных (если есть). Укажите варианты, охарактеризуйте их.

Шофёр, мастер, инженер, масло, сахар, ветер, керамика.

Ответ: Шофёры, мастера, инженеры, ветры. У общеупотребительных слов МАСЛО, САХАР нет формы множ. числа, у специальных есть (масла, сахара). От слова ВЕТЕР в поэтической речи образуется форма ВЕТРА. Слово «керамика» употребляется только в ед.числе.

3. От прилагательного синий образуйте существительные и глаголы. Укажите способ словообразования

Ответ: Пример ответа: синь – бессуффиксный, синеть – суффиксальный, синева – суффиксальный.

4. Приведите примеры перехода нарицательных существительных в собственные и наоборот. Попробуйте объяснить причины перехода.

Ответ: Собственные часто образуются из нарицательных. Это имена людей (Вера. Надежда, Любовь, Роза. Лилия); клички животных (Шарик, Зорька); названия населенных пунктов (Зима. Горки); печатных изданий. Менее регулярно собственные переходят в нарицательные: ампер, вольт, галифе, дизель, макинтош, маузер, рентген, хулиган.
Переход нарицательных в собственные часто объясняется сходством объектов по какому-либо признаку. Переход собственных в нарицательные связан с увековечиванием памяти ученых (ампер), изобретателей (маузер), с типичностью или, наоборот, неординарностью поведения отдельных людей (хулиган).

5. Найдите в приведенных отрывках из произведений А.Пушкина старославянизмы, укажите признаки старославянских слов. Подумайте, с какой целью их использует поэт.

И желанная страна
Вот уж издали видна.
***
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том…
***
Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон.
***
Восстань, пророк, и виждь, и внемли…

Ответ: Страна, град, ограда, златой – неполногласия, виждь – сочетание ЖД, внемли, пророк – старославянская лексика.

6. Выделите в словах морфему, в которой есть звук [й`]: лисий, комментарий, глашатай, гербарий, лотерейный, синий, провожатый, зверье, Подмосковье, читайте.

Ответ: Лисий- суффикс –ий-, комментарий- суффикс -арий-, глашатай-суффикс –атай-, гербарий- в составе корня гербарий, лотерейный- в составе корня лотерей-, синий- окончание –ий, провожатый- окончание –ый, зверье- суффикс звук [й`], Подмосковье- суффикс звук [й`], читайте- суффикс -й-.

7. Существует крылатое выражение «Врачу, исцелися сам». Что оно обозначает? Почему используется такая форма «врачу»?

Ответ: Врачу, исцелися сам — Из Библии (церковно-славянский текст). В Евангелии от Луки (гл. 4, ст. 23) рассказывается о том, как однажды Иисус Христос пришел в храм и объявил всем, в нем собравшимся, о том, что он послан Богом, чтобы спасти людей. Предвосхищая возможные упреки и сомнения, «Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, чту, мы слышали, было в Капернауме» (рус. пер.). Иными словами: докажи свои слова, яви чудо, которые ты сотворил в Капернауме (изгнание бесов). Выражение было весьма популярно в античности, встречается у Плутарха и Еврипида.

8. Определите часть речи подчеркнутых слов.

1) Вон из Москвы! 2) Из него и дух вон. 3) Впоследствии он раскаялся в содеянном. 4) В сто сорок солнц закат сиял. 5) Напротив школы был стадион. 6) Ты просто умница! 7) Мне вспоминается одна песня. 8) Отдай ей восемь книг и столько же тетрадей. 9) Марья Гавриловна была воспитана на французских романах. 10) Он стоит выше всех.

Ответ: 1) наречие, 2) глагол, 3) наречие и существительное, 4) числительное, 5) предлог, 6) частица, 7) местоимение, 8) местоимение, 9) причастие, 10) наречие.

9. Придумайте примеры, в которых глагол в неопределенной форме учить выполняет роль разных членов предложения.

Ответ: Инфинитив может быть любым членом предложения.

10. Выпишите фамилии ученых-лингвистов.

М.В. Ломоносов, Аристотель, В.В. Виноградов, В.В. Колесов, М.В. Панов, Эдуард Успенский, Н. Носов, Н.М. Шанский.

Ответ: М.В. Ломоносов, В.В. Виноградов, В.В. Колесов, М.В. Панов, Н.М. Шанский.

II тур Напишите сочинение-миниатюру (0,5 – 1 стр.)

Задание: придумайте текст радиорекламы «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Кто из литературных героев мог бы прочитать текст, составленный вами?


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *