Время выполнения заданий составляет 50 минут.
ЗАДАНИЕ № 1. Выберите правильный ответ (за каждый правильный ответ по 1 баллу)
1. Назовите учёного, который первым увидел ячеистое строение растений и предложил называть ячеистые структуры «клетками»:
А — Р.Гук; Б – Р.Вирхов; В – А. Левенгук; Г – К.Бэр; Д – Т.Шванн.
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
2. Из приведенных формулировок укажите положение клеточной теории:
А — оплодотворение — это процесс слияния мужской и женской гамет;
Б — онтогенез повторяет историю развития своего вида;
В — дочерние клетки образуются в результате деления материнской;
Г — половые клетки образуются в процессе мейоза.
3. Повышение жизнеспособности потомства происходит в результате размножения:
А – спорами; Б – почкованием; В – корневищем; Г – семенами.
4. Какова роль бактерий и грибов в круговороте веществ?
А — производители органических веществ; Б — потребители органических веществ;
В — разрушители органических веществ; Г — разрушители неорганических веществ.
5. Часть клетки, с помощью которой устанавливаются связи между органоидами: А – рибосомы; Б – ядро; В – цитоплазма; Г – мембрана.
6. У млекопитающих газообмен происходит в:
А – трахеях; Б – бронхах; В – бронхиолах; Г – альвеолах.
7. Изгибы позвоночника человека связаны с:
А – прямохождением; Б — трудовой деятельностью;
В — формированием грудной клетки; Г — развитием большого пальца кисти.
8. Организм человека снабжается витаминами, как правило, в процессе:
А — энергетического обмена; Б — поступления растительной и животной пищи;
В — окисления органических веществ в клетках тела;
Г — превращения нерастворимых органических веществ в растворимые.
9. Функция гормонов:
А — образование ферментов; Б — обеспечение организма энергией;
В — участие в образовании безусловных рефлексов;
Г — регуляция процессов обмена веществ, роста и развития организма.
10. Окончательный анализ высоты, силы и характера звука происходит в:
А — барабанной перепонке; Б — слуховом нерве;
В — слуховой зоне коры; Г — внутреннем ухе.
11. При малокровии уменьшается количество:
А – гемоглобина; Б – лейкоцитов; В – лимфоцитов; Г – антител.
12. Видом называется группа особей:
А — обитающих на общей территории; Б — появившаяся в результате эволюции;
В — скрещивающихся и дающих плодовитое потомство; Г — созданных человеком на основе отбора.
13. Признаки, формирующиеся у особей в процессе естественного отбора, полезны:
А – человеку; Б — виду; В – биоценозу; Г — окружающей среде.
14. Что служит материалом для естественного отбора, предпосылкой эволюционных
изменений органического мира?
А – приспособленность; Б – мутации; В – модификации; Г – наследственность.
15. Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуется:
А — образованием большого количества пыльцы; Б — наличием легкой неклейкой пыльцы;
В — цветением до распускания листьев; Г — наличием в цветках нектара, яркого венчика.
Задание№ 2. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них правильных может быть от нуля до пяти. Отметьте верные ответы, подчеркнув их. ( за каждый правильный ответ по 2 балла)
1. Бактерии в отличие от растений:
А — доядерные организмы;
Б — содержат рибосомы;
В — только одноклеточные организмы;
Г — размножаются митозом;
Д — хемосинтетики и гетеротрофы;
Е — имеют клеточное строение.
2. Человек в отличие от позвоночных животных:
А — имеет пять отделов головного мозга;
Б — образует различные природные популяции;
В — обладает второй сигнальной системой;
Г — может создавать искусственную среду обитания;
Д — имеет первую сигнальную систему;
Е — может создавать и использовать орудия труда.
3. Какие признаки характерны для папоротниковидных?
А — в большинстве — травянистые растения;
Б — преобладают деревья и кустарники;
В — размножаются спорами;
Г — размножаются семенами;
Д — оплодотворение не связано водной средой.
4. Что характерно для поперечно-полосатой мышечной ткани?
А — клетки достигают размера 10—12 см;
Б — имеет поперечную исчерченность;
В — клетки имеют веретеновидную форму;
Г — клетки многоядерные;
Д — иннервируются вегетативной нервной системой;
Е – быстро сокращается и утомляется, тратит много энергии; Ж – медленно сокращается и мало утомляется, тратит мало энергии.
5. Какие функции выполняют рибосомы в клетке?
А — обеспечивают накопление веществ в клетке;
Б — формируют мембраны;
В – образуют в комплексе с и-РНК полисомы;
Г — участвуют в образовании лизосом;
Д — обеспечивают перемещение органических веществ в клетке;
Е – участвуют в синтезе белков;
Ж – связаны с мембранами эндоплазматической сети.
Задание №3 Дайте развернутый ответ на поставленный вопрос( 3 балла за полный ответ)
1. В чем проявляются особенности биосферы как живой оболочки Земли?
2. В чем сходство и различие плодов растений семейств Мотыльковые (Бобовые) и
Крестоцветные (Капустные).
Задание№ 4.(5 баллов за развернутый ответ)
1. Какие особенности строения характерны для представителей типа хордовых?
2. Какие приспособления к сезонным изменениям среды имеют млекопитающие?
Общее количество баллов — 41
Ответы школьной олимпиады по биологии для учащихся 10 класса
Задание 1
Правильные ответы: 1 – А; 2 – В; 3 – Г; 4 – В; 5 – В; 6 – Г; 7 – А; 8 – Б; 9 – Г; 10 – В; 11 – А; 12 – В; 13 – Б; 14 – Б; 15 – Г;
Задание 2
Правильные ответы: 1 – А, В, Д; 2 – В, Г, Е; 3 – А, В; 4 – А; Б; Е; Г; 5 –В, Е, Ж,
Задание 3.
1. Ответ: А — в биосфере протекают биогеохимические процессы, проявляется геологическая деятельность всех организмов ( 1 балл );
Б — в биосфере происходит непрерывный биогенный круговорот веществ, регулируемый деятельностью организмов ( 1балл );
В — биосфера преобразует энергию Солнца в энергию органических веществ ( 1 балл ).
2. Ответ: А — различие: Мотыльковые (Бобовые) имеют плод боб, а Крестоцветные (Капустные) — стручок ( 1 балл );
Б — сходство: боб и стручок — сухие многосеменные вскрывающиеся плоды ( 1 балл );
В — различие: семена внутри боба лежат на створках, а в стручке — на пленчатой перегородке (1 балл ).
Задание 4.
1. Ответ: А — Осевой скелет представлен хордой — упругим стержнем, расположенным вдоль спинной стороны тела животного. В течение всей жизни хорда сохраняется только у низших групп типа. У большинства высших хордовых она имеется только на эмбриональной стадии развития, а у взрослых замещается позвоночником и редуцируется до межпозвоночных дисков ( 1 балл ).
Б -Центральная нервная система имеет вид трубки, полость которой заполнена спинномозговой жидкостью. У позвоночных животных передний конец этой трубки расширяется в виде пузырей и преобразуется в головной мозг, в туловищном и хвостовом отделах она представлена спинным мозгом ( 1 балл ).
В — Передний отдел пищеварительной трубки — глотка — пронизана жаберными щелями, посредством которых она сообщается с наружной средой. У наземных животных щели имеются только в ранний период зародышевого развития, а у водных хордовых они сохраняются всю жизнь ( 1 балл ).
Г — Кровеносная система замкнутая, сердце расположено на брюшной стороне, под хордой и пищеварительной трубкой ( 1 балл).
Д — Двусторонне — симметричные вторичнополостные животные ( 1 балл ).
2. Ответ: А — впадают в спячку ( 1 балл );
Б — мигрируют на другие территории ( 1 балл);
В – запасают корма ( 1 балл );
Г -накапливают жир ( 1 балл);
Д — линяют и обрастают густым мехом (1 балл ).
Общее количество баллов — 41
ОТВЕТЫ