Задания школьной олимпиады по биологии для учащихся 11 классов. 2016 год

Время выполнения заданий составляет 60 минут

ЗАДАНИЕ № 1. Выберите правильный ответ (за каждый правильный ответ по 1 баллу)

1. Изменения структуры и числа хромосом изучают с помощью метода:

А – центрифугирования; 

Подпишись на Путь к знаниям

Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.

Б – гибридологического;

В – цитогенетического; 

Г – биохимического.


2. Сходство химического состава, клеточное строение организмов являются доказательством:

А — единства и общности происхождения органического мира;

Б — многообразия растительного и животного мира;

В —  эволюции органического мира;

Г —  постоянства живой природы.

 

З. Хранителем наследственности в клетке являются молекулы ДНК, так как в них закодирована информация о:

А — первичной структуре молекул белка; 

Б — составе молекулы АТФ;

В — строении триплета;   

Г — строении аминокислот.
4. В митохондриях в отличие от рибосом осуществляется:

А — транспорт белка; 

Б — синтез белка;

В — энергетический обмен; 

Г — транскрипция иРНК.
5. Роль матрицы в синтезе молекул иРНК выполняет:

А — полипептидная нить; 

Б — плазматическая мембрана;

В —  мембрана эндоплазматической сети;  

Г — одна из цепей молекулы ДНК.

 

6. Какие признаки характерны для телофазы митоза?

А —  спирализация хромосом;

Б — выстраивание хромосом в экваториальной плоскости клетки;

В —  деление центромеры и расхождение хромосом к полюсам клетки;

Г —  деспирализация хромосом, образование двух ядер.

 

7. Грибы, клетки которых, как и клетки растений и животных, имеют оболочку, ядро,

цитоплазму с органоидами, относят к группе организмов:

А – эукариот;  Б — содержащих нуклеоид;   В – автотрофов;  Г – прокариот.

8. В ходе индивидуального развития животного многоклеточный организм развивается из зиготы путем:

А – гаметогенеза;  Б – филогенеза;  В – мейоза;  Г – митоза.
9. Каковы генотипы родителей при дигибридном анализирующем скрещивании?

А —  ААВВ х  ВbВb; Б —   АаВb х   ааbb; В –   ААВВ х  ААВВ; Г –    Вb  х Аа.
10. У организмов с одинаковым генотипом под влиянием условий среды возникает

изменчивость:

А – комбинативная; 

  Б – генотипическая;  

В – наследственная; 

Г – модификационная.
11. Чистая линия растений — это потомство:

А — гетерозисных форм; 

Б — одной самоопыляющейся особи;

В —  межсортового гибрида;

Г — двух гетерозиготных особей.
12. Для производства лекарственных препаратов выращивают гриб:

А – мукор; 

Б – трутовик; 

В – спорынью; 

Г – пеницилл.

 

13. Зародыш с запасом питательных веществ  входит в состав:

А – споры; 

 Б – семени;  

В —  почки; 

Г —  заростка.
14. В семейство объединяют растения на основе:

А — строения корневой системы;  

Б — жилкования листьев;

В — строения цветка и плода;  

Г —  строения стебля:
15. Печень выполняет в организме человека барьерную функцию, так как в ней:

А —  обезвреживаются ядовитые вещества;

Б — глюкоза превращается в гликоген;

В — вырабатывается желчь, которая накапливается в желчном пузыре;

Г —  белки могут превращаться в жиры и углеводы.
16. Наибольшее количество углеводов человек потребляет, используя в пищу:

А — листья салата и укропа;  

Б —  растительное и сливочное масло;

В —  хлеб и картофель;  

Г – мясо и рыбу.
17. Рецепторы— это чувствительные образования, которые:

А — передают импульсы в центральную нервную систему;

Б —  передают нервные импульсы со вставочных нейронов на исполнительные;

В —  воспринимают раздражения и преобразуют энергию раздражителей в процессе нервного возбуждения;

Г —  воспринимают нервные импульсы от чувствительных нейронов.
18. В сетчатке расположены:

А – хрусталик;  

Б – зрачок; 

В —  кровеносные сосуды  глаза; 

Г —  зрительных  рецепторов.
19. Первая доврачебная помощь при артериальном кровотечении состоит в:

А — наложении шины;  

Б — наложении жгута;

В — обработке раны иодом; 

Г —  воздействии холодом.
20. Микроэволюция приводит к изменению:

А – родов;   Б – видов;    В – семейств;   Г —  отрядов.
Задание № 2. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них правильных может быть от нуля до пяти. Отметьте верные ответы, подчеркнув их.  ( за каждый верный ответ по 2 балла)

 

1. Какие структурные компоненты входят в состав нуклеотидов молекулы ДНК?   

А — азотистое основание: А, Т, Г, Ц;   

Б — разнообразные аминокислоты;                

В – липопротеины;

Г — углевод дезоксирибоза; 

Д — азотная кислота;       

 Е — фосфорная кислота.
2. Для генной мутации характерно:                                                                                        

 А-  включение двух лишних нуклеотидов в молекулу ДНК; 

Б —  кратное увеличение числа хромосом в  гаплоидной клетке; 

В —  нарушение последовательности аминокислот в молекуле белка;

Г —  поворот участка хромосомы на 180°; 

Д — изменение числа хромосом по отдельным парам;   

Е — удвоение нуклеотидов в ДНК.

 

3. Сходство клеток животных и бактерий состоит в том, что они имеют:                           

 А- оформленное ядро;

 Б – цитоплазму;   

 В —  митохондрии;  

 Г — плазматическую мембрану;  

Д – гликокаликс;

Е – рибосомы.
4. Клетки каких организмов не могут поглощать крупные частицы пищи путем фагоцитоза?                                                                                                                            

 А – грибов;  

 Б — цветковых растений; 

 В – амеб;    

Г – бактерий;   

Д — лейкоцитов человека; 

Е – инфузорий.
5. Примерами полового размножения животных являются:       

А — почкование гидры;  

Б — нерест рыб; 

В — деление обыкновенной амебы;       

Г — регенерация дождевого червя; 

Д — партеногенез ящериц;  

Е —  развитие рабочего муравья из зиготы.
6. Гладкая мышечная ткань:     

А — образует средний слой кровеносных сосудов; 

Б — состоит из многоядерных клеток — волокон;     

В — обеспечивает изменение размера зрачка;   

  Г — образует скелетные мышцы;   

Д — имеет поперечную исчерченность;    

Е — сокращается медленно.
7. Для первичной структуры белка характерно:            

А — последовательность аминокислотных остатков в молекуле;  

Б — молекула имеет форму клубка; 

В — образование дисульфидных мостиков между радикалами аминокислот;   

 Г — пространственная конфигурация полипептидной цепи;    

Д — образование гидрофобных связей между радикалами аминокислот;  

Е — образование пептидных связей.
8. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?      

А — наличие костного панциря у черепах;

Б — живорождение у млекопитающих;    

В — большие крылья у стрекозы;

 Г — длинные ноги у кузнечика;  

Д — отсутствие нервной системы у рака-паразита — саккулины;     

Е — отсутствие хлорофилла у растения Петров крест.
9. Какие свойства характерны для т-РНК?                                                      

 А —  имеет форму клеверного листа;    

 Б — состоит из двух спирально закрученных цепей; 

В — доставляет аминокислоты к рибосоме;   

Г — является хранителем наследственной информации;   

Д —  в длину достигает нескольких сотен тысяч нанометров;   

Е — имеет самые маленькие размеры из нуклеиновых кислот;   

Ж – входит в состав рибосом.
10. В каких структурах клетки эукариот локализованы  молекулы ДНК?    

А – цитоплазме;   

Б – ядре; 

В – митохондриях; 

Г – рибосомах; 

Д – хлоропластах;  

Е – лизосомах.
Задание № 3. Дайте развернутый ответ на поставленный вопрос (3 балла за полный ответ)
1. Какие основные процессы происходят в темновую фазу фотосинтеза?                                                      

2. Докажите, что корневище растений — видоизмененный
Задание№ 4. Решите задачу(5 баллов за верный ответ)

Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями  (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки).  Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

Задание №5. Решите задачу(5 баллов за верный ответ)

Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном ХB, рыжая — геном Хb,гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились один черепаховый и один черный котенок. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.

Общее количество- 56 баллов

Ответы школьной олимпиады по биологии для учащихся 11 класса

Общее количество баллов — 56

Задание 1

1 – В;   2 – А;    3 – А;    4 – В;  5 – Г;  6 – Г;  7 – А;  8 – Г;  9 – Б;      10 – Г;  11 – Б;  12 – Г;  13 – Б;  14 – В;  15 – А;  16 – В;  17 – В;  18 – Г;  19 – Б;  20 – Б; 

Задание 2

1 – А, Г, Е;   2 — А, В, Е;   3 – Б, Г, Е;   4  – А, Б, Г;   5 –  Б, Е;          6 – А, В, Е;   7 –  А, Е;   8 – А, В, Г;   9 –  А, В, Е;   10 – Б, В, Д,

Задание 3

1. Ответ: А  — поступление из атмосферы углекислого газа и его восстановление водородом за счет НАДФ • 2Н ( 1 балл); 

Б   -использование в реакциях энергии молекул АТФ, синтезированных в световой фазе  ( 1 балл );  

В   — синтез глюкозы и крахмала ( 1 балл ).

2. Ответ: А — корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки ( 1 балл );

 Б — на верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега ( 1 балл );

 В — от корневища отходят придаточные корни           ( 1 балл).

Задание 4

 Ответ: А — генотипы родителей: самка — ааbb, самец —АаВb ( 1 балл ); Б — генотипы потомства: 1 АаВb  серое тело, нормальные крылья  : 1 ааbb черное тело, укороченные крылья ( 1 балл ); В — так как гены сцеплены, то самец дает два типа гамет:  АВ,  аb ( 1 балл );  Г — самка — один тип гамет: аb ( 1 балл ); Д — поэтому у потомства проявляется только два фенотипа в соотношении 1 : 1 ( 1 балл ).
Задание 5

Ответ: А — генотипы родителей: кошка —ХВХВ, кот —ХbУ ( 1 балл ); Б — генотипы котят: чарепаховый — ХВХb, черный— ХВУ ( 1 балл ); В — пол котят: самка черепаховая, самец черный ( 1 балл ).

 

 

 ОТВЕТЫ

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *