Всероссийская олимпиада школьников по истории. Муниципальный этап. 9 класс.
Задание № 1. По какому принципу образованы ряды (по 2 балла за верный ответ, всего за ответ 6 баллов)
1.1. К.И.Росси, А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, В.П. Стасов, К.А. Тон ________________________________________
1.2. доля, золотник, лот, берковец ________________________________________
1.3. 1389-1425; 1425-1462; 1462-1505; 1505-1530 ________________________________________
Задание № 2. Восстановите правильную хронологическую последовательность событий. Ответ запишите в виде ряда цифр, отражающего последовательность событий (по 2 балла за каждую верную последовательность, максимально – 6)
2.1.
А) | 1.Первый раздел Польши |
2. Присоединение Крыма | |
3. Присоединение Кокандского ханства | |
4. Вхождение Грузии | |
5. Начало присоединения к России Сибири (походы Ермака) |
2.2.
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
Б) | 1. Ясский мирный договор |
2. Кучук-Кайнарджийский мирный договор | |
3. Бухарестский мирный договор | |
4. Сан-Стефанский мирный договор | |
5. Белградский мирный договор |
2.3.
В) | 1. XX съезд КПСС |
2. Восстание в Венгрии | |
3. Начало освоения целинных и залежных земель | |
4. Карибский кризис | |
5. Разгром «Антипартийной группы» |
Укажите последовательность:
А | |||||
Б | |||||
В |
Задание №3. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика (максимальный балл за каждое задание–3, всего –6)
3.1.
1. Туркманчайский договор | А. Раздел Польши |
2. Бухарестский мирный договор | Б. Вхождение Эриванского и Нахичеванского ханств |
3.Фридрихсгамский мирный договор | В. В Российскую империю входила Бессарабия |
4. Венская конвенция 1772 года | Г. Присоединение Финляндии |
Д. Россия получила Дагестан, часть территории современных Азербайджана и Грузии |
1 | 2 | 3 | 4 |
Правитель | Внешнеполитическая деятельность |
1. Федор Иоаннович | А. Возвращение Смоленска, Чернигова, присоединение Левобережной Украины |
2.Алексей Михайлович | Б. Возвращение России Яма, Копорья, Ивангорода присоединение Кондинского княжества |
3. Елизавета Петровна | В. Уссурийский край, Чимкент, Ходжент, Ташкент |
4. Александр I | Г. Присоединение Южного Алтая, Аляски, Алеутских островов |
5. Александр II | Д. Присоединение Финляндии |
Е. Присоединил Крымское ханство |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Задание № 4. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 13).
В конце (1 год) г. Московское государство представляло зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли (2 город); польский отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и (3 название места); шведы заняли (4 город) и выставили одного из своих королевичей кандидатом на московский престол; на смену убитому второму Лжедимитрию в Пскове уселся третий, какой-то Сидорка; первое дворянское ополчение под Москвой со смертью (5 имя) расстроилось. Между тем страна оставалась без правительства. Боярская дума, ставшая во главе его по низложении (6 имя), упразднилась сама собою, когда поляки захватили Кремль, где сели и некоторые из бояр со своим председателем кн. Мстиславским. С конца 1611 г., когда изнемогли политические силы, начинают пробуждаться силы религиозные и национальные, которые пошли на выручку гибнувшей земли. Призывные грамоты архимандрита (7 имя) и келаря Авраамия, расходившиеся из Троицкого монастыря, подняли нижегородцев под руководством их старосты мясника (8 имя). На призыв нижегородцев стали стекаться оставшиеся без дела и жалованья, а часто и без поместий служилые люди, городовые дворяне и дети боярские, которым он нашел и вождя, князя (9 имя). Так составилось второе дворянское ополчение против поляков. Месяца четыре ополчение устроялось, с полгода двигалось к Москве, пополнялось по пути толпами служилых людей, просивших принять их на земское жалованье. Под Москвой стоял казацкий отряд кн. (10 имя), остаток первого ополчения. Казаки были для земской дворянской рати страшнее самих поляков. В (11 месяц) 1612 г. казаки же взяли приступом (12 район Москвы). Но земское ополчение не решилось штурмовать Кремль; сидевшая там горсть поляков сдалась сама, доведенная голодом до людоедства. Казацкие же атаманы, а не московские воеводы отбили от Волоколамска короля (13 имя), направлявшегося к Москве, чтобы воротить ее в польские руки, и заставили его вернуться домой.
Ответ:
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
11 | |
12 | |
13 |
Задание № 5. Изображения каких исторических деятелей представлены ниже? Укажите: 1) их фамилии, 2) сферу их деятельности 3) примерное время их деятельности. (до 3 баллов за каждую персоналию, максимальный балл – 6).
1 | 2 |
1 | |
2 | |
3 |
Задание № 6. Применительно к каждой представленной ниже картине укажите: 1) ее название 2) художника 3) время создания (с точностью до половины столетия). (1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, максимальный балл за все задание – 6).
6.1 | 6.2 | |
1 | ||
2 | ||
3 |
Задание № 7. Применительно к каждому изображенному ниже памятнику укажите: 1) его название 2) место расположения (город) 3) автора и время создания (с точностью до половины столетия) (1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, максимальный балл за все задание – 6).
1 | ||
2 | ||
3 |
Задание № 8. Выполните задания по карте России первой половины XVIII в. (1 балл за каждый ответ, максимальный балл – 5)
1.Обозначьте на карте западную границу Российской империи на 1812 год.
2. Обозначьте столицу России.
3. Обозначьте и назовите место и время соединения двух армий. Покажите стрелками движение двух армий к точке соединения, укажите командующих (надпишите над стрелками)
4. Укажите двух командующих армий.
5. Определите Бородино и Москву на карте. Укажите дату Бородинского сражения.
Задание № 9. Прочтите исторический источник и ответьте на вопросы:
(Максимальная оценка – 5 баллов)
«… Управление государственными имуществами и крестьянами, по обширности круга действий и важности объемлемых им предметов, для достижения надлежаще успеха, следует сосредоточить в отдельном составе. B отношении государственных крестьян оно должно быть сообразно с настоящею степенью гражданского и нравственного их быта и вести их к благосостоянию путем ближайшего непосредственногом попечительства, а в отношении собственно государственных имуществ должно соответствовать их роду и пространству. На сем основании учреждается особое министерство государственных имуществ, а в губерниях – палаты государственных имуществ. Государственные имущества и крестьяне в губерниях разделяются на округи, волости и сельские общества.
В сельских обществах, сообразно с коренными народными обычаями, учреждаются для заведывания общественными делами мирские сходы и сельские управления.
Земли и угодья оставляются в бессрочном пользовании обществ, с предоставлением им права распределять земли между домохозяевами в том порядке, в каком они сами признают для себя удобнейшим».
Вопросы:
1. О какой реформе идет речь? (1 балл) __________________________________________
2. Когда она проходила? (1 балл) _______________________________________________
3. На какую категорию крестьян распространялось действие данной реформы? (1 балл)
____________________________________________________________________________
4. Кто автор этой реформы? (1 балл) ______________________________________________
5. Какие еще преобразования в отношении крестьян в данный период вы можете назвать (1
балл).___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Задание №10. Установите соответствия. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами (Максимальная оценка – 8 баллов).
10.1. Перед вами описание одного из героических эпизодов знаменитой битвы Великой Отечественной войны. Определите, о какой битве идет речь. Отметьте, кто из перечисленных людей принимал в ней участие (Битва и все три участника – 4 балла, битва и два участника – 3 балла, битва и 1 участник – 2 балла).
« В 2 часа 20 минут 5 июля гром орудий разорвал предрассветную тишину, царившую над степью, над позициями обеих сторон, на обширном участке фронта. Наша артиллерия открыла огонь в полосе 13-й и частично 48-й армий, где ожидался главный удар, как оказалось, всего за десять минут до начала артподготовки, намеченной противником.На 5 изготовившиеся к наступлению вражеские войска, на их батареи обрушился огонь свыше 500 орудий, 460 минометов и 100 реактивных установок М-13. В результате противник понес большие потери, особенно в артиллерии, нарушилась его система управления войсками.
1) Н.Ф. Ватутин | 3)К.К. Рокоссовский | 5) Г.К. Жуков |
2) И.В. Панфилов | 4) К.Е. Ворошилов | 6) Н.Ф. Гастелло |
Название битвы: _________________________________________
Участники (цифры): ______________________________________
10.2. Соотнесите исторические и современные названия городов Саратовской области (за 5 верных ответов – 4 балла, за 4 совпадения – 3 балла, за 3 совпадения – 2 балла)
A. Екатериненштадт, Баронск | 1.Красноармейск |
Б.Покровск | 2.Энгельс |
В. Бальцер | 3.Калининск |
Г.Николаевск | 4. Маркс |
Д.Баланда | 5. Пугачев |
Задание 11. Укажите, что является лишним в каждом ряду. Свой ответ поясните (за каждое задание – 2 балл, максимально — 8 баллов).
11.1. Сражение на Альме, осада Севастополя, битва при Балаклаве, форсирование озера Сиваш _______________________________________________________________________
11.2. Губная реформа, упразднение кормлений, ликвидация местничества, земская реформа.
_____________________________________________________________________________
11.3. Посессионные, дворцовые (удельные), владельческие (помещичьи), государственные
(казенные) ____________________________________________________________________
11.4. Висло-Одерская операция, Восточно-Прусская операция, Будапештская операция,
Восточно-Померанская операция _________________________________________________
Задание 12. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (эссе, 25 баллов).
При оценке эссе учитываются критерии:
1. Обоснованность выбора темы, ее актуальности.
2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысление, стиль изложения.
3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
4. Четкость и доказательность основных положений работ, ее научность.
5. Знание историографии вопроса, его источниковой базы.
1. «В нашей историографии нет, кажется, вопроса, который вызывал бы большие разногласия, чем личность царя Ивана Васильевича, его политика и, в частности, его пресловутая опричнина. И замечательно, что по мере прогресса исторической науки разногласия, казалось бы, должны были уменьшиться, но в действительности наблюдается обратное». (С.Б. Веселовский).
2. «Он стал одним из самых влиятельных людей при царевне Софье, когда она по смерти старшего брата сделалась правительницей. В вопросах внутренней политики князь Василий Голицын шел впереди прежних дельцов преобразовательного направления» (В.О. Ключевский).
3. «Царь Алексей Михайлович принял в преобразовательном движении позу,
соответствующую такому взгляду на дело: одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую занес уж было за ее черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении» (В.О. Ключевский)
4. «Правительственная система Николая I была одной из самых последовательных попыток
осуществления идей просвещенного абсолютизма» (А.А. Корнилов)
5. «Николай II был, несомненно, честным человеком и хорошим семьянином, но обладал натурой крайне слабовольной…» (П.Н. Милюков)
Ключи
Задание № 1. По какому принципу образованы ряды (по 2 балла за верный ответ, всего за ответ 6 баллов)
1.1.Русские архитекторы XIX века.
1.2.Русские меры веса.
1.3.Великие князья Московские, время правления.
Задание № 2. Восстановите правильную хронологическую последовательность событий. Ответ запишите в виде ряда цифр, отражающего последовательность событий. По 2 балла за каждую верную последовательность, максимально – 6.
2.1.
А | 5 | 1 | 2 | 4 | 3 |
Б | 5 | 2 | 1 | 3 | 4 |
В | 3 | 1 | 2 | 5 | 4 |
Задание №3. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика. Максимальный балл за каждое задание–3, всего –6.
3.1
1 | 2 | 3 | 4 |
Б | В | Г | А |
3.2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Б | А | Г | Д | В |
Задание № 4. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 13).
1 | 1611 |
2 | Смоленск |
3 | Китай-город |
4 | Новгород |
5 | Ляпунов |
6 | Василий Шуйский |
7 | Дионисий |
8 | Кузьма Минин |
9 | Пожарский |
10 | Трубецкой |
11 | октябрь |
12 | Китай-город |
13 | Сигизмунд |
Задание № 5. Изображения каких исторических деятелей представлены ниже? Укажите: 1) их фамилии, 2) сферу их деятельности 3) примерное время их деятельности. (до 3 баллов за каждую персоналию, максимальный балл – 6).
1 | Сперанский М.М. | Витте С.Ю. |
2 | Русский государственный деятель, реформатор, составитель Собрания законов Российской империи. | Русский государственный деятель, автор финансовой реформы, один из инициаторов принятия «манифеста 17 октября 1905года» |
3 | Первая половина XIX века | Конец XIX –начало XX века |
Задание № 6. Применительно к каждой представленной ниже картине укажите: 1)ее название 2) художника 3) время создания (с точностью до половины столетия).(1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, максимальный балл за все задание – 6).
6.1. | 6.2. | |
1 | Боярыня Морозова | Последний день Помпеи |
2 | В.И. Суриков | К.П. Брюллов |
3 | 1884 — 1887 | 1830-1833 |
Задание № 7. Применительно к каждому изображенному ниже памятнику укажите: 1) его название 2) место расположения (город) 3) автора и время создания (с точностью до половины столетия) (1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, максимальный балл за все задание – 6).
1 | Дом Пашкова | Памятник Петру I на Сенатской площади |
2 | г. Москва | г. Санкт-Петербург |
3 | В.И. Баженов, 1784-1786 | Фальконе Этьен, 1768 -1770. |
Задание № 8. Выполните задания по карте России первой половины XVIII в. (1 балл за каждый ответ, максимальный балл – 5)
1.Обозначьте на карте западную границу Российской империи на 1812 год.
Задание № 9. Прочтите исторический источник и ответьте на вопросы: (Максимальная оценка –5 баллов)
Задание №10. Установите соответствия. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами (Максимальная оценка – 8 баллов).
10.1. Перед вами описание одного из героических эпизодов знаменитой битвы Великой Отечественной войны. Определите, о какой битве идет речь. Отметьте, кто из перечисленных людей принимал в ней участие (Битва и все три участника – 4 балла, битва и два участника – 3 балла, битва и 1 участник – 2 балла).
Название битвы:Битва на Курской дуге
Участники (цифры):1,3,5.
10.2. Соотнесите исторические и современные названия городов Саратовской области (за 5 верных ответов – 4 балла, за 4 совпадения – 3 балла, за 3 совпадения – 2 балла)
A. Екатериненштадт, Баронск | 4. Маркс |
Б.Покровск | 2.Энгельс |
В. Бальцер | 1.Красноармейск |
Г.Николаевск | 5. Пугачев |
Д.Баланда | 3.Калининск |
Задание 11. Укажите, что является лишним в каждом ряду. Свой ответ поясните (За каждое задание – 2 балл, максимально — 8 баллов).
11.1. Сражение на Альме, осада Севастополя, битва при Балаклаве, форсирование озера Сиваш.
Сражения Крымской (Восточной) войны 1853 – 1856. Форсирование озера Сиваш — операция ВОВ (1943 год).
11.2. Губная реформа, упразднение кормлений, ликвидация местничества, земская реформа.
Реформы периода Ивана IV. Ликвидация местничества произошла при Федоре II Алексеевиче.
11.3. Посессионные, дворцовые (удельные), владельческие (помещичьи), государственные (казенные)
Категории лично зависимых крестьян (кроме государственных).
11.4. Висло-Одерская операция, Восточно-Прусская операция,Будапештская операция, Восточно-Померанская операция
Операции Советской Армии в 1945 году. Будапештская — в октябре 1944 года.