ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА(10-11 класс)
Задание 1. Эмблема, какой организации изображен на рисунке? Дайте описание этой организации (цели организации, структура, местонахождение).
Задание 2. В соответствии c Семейным кодексом РФ, в каких случаях брак не может быть заключен?
Задание 3. На сегодняшний день интернет-среда является местом поиска информации, общения, работы и т.п. На ряду с этим увеличилось количество случаев интернет-мошенничества с помощью вредоносных программ.
Вредоносные программы — это программы, которые способны самостоятельно, без ведома владельца компьютера, создавать свои копии и распространять их различными способами. Подобные программы могут выполнять самые разнообразные действия, начиная от вполне безобидных «шуток» (типа «гуляющих» по монитору картинок) до полного разрушения информации, хранящейся на дисках компьютера. Вредоносные программы можно разделить на три группы: компьютерные вирусы; сетевые черви; троянские программы. Напишите различия между этими вредоносными программами и укажите какой вред они могут причинить информации хранящейся на компьютере.
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
Задание 4. На сегодняшний день борьба с терроризмом в нашей стране занимает одно из лидирующих видов деятельности государства в области обеспечения безопасности граждан Российской Федерации. Федеральным законом «О борьбе с
терроризмом» от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ определены основные органы исполнительной власти осуществляющие борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции. Назовите эти службы.
Задание 5. Установите связь между приведенными понятиями и их определениями:
1 | Строй | А | Расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах — расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней (позади стоящей машины) |
2 | Интервал | Б | Расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями |
3 | Дистанция | В | Расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями |
4 | Глубина строя | Г | Установленное уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах |
Задание 6.
Часть А. Что такое воинская дисциплина? Каковы основные обязанности военнослужащего определяющие воинской дисциплиной?
Часть Б. Кто отвечает за состояние дисциплины в воинской части (подразделении)?
Олимпиадные задания теоретического тура (тестирование)
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ТУРА (10-11 класс)
ЗАДАНИЯ ПЕРВОЙ СЕКЦИИ «ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ»
Задание 1. При выполнении ремонтных работ рабочего ударило электрическим током. Он упал на землю без признаков жизни. Окажите первую медицинскую помощь.
Задание 2. Во время спортивной игры пострадавший растянул связки в голеностопном суставе. Окажите первую медицинскую помощь.
ЗАДАНИЯ ВТОРОЙ СЕКЦИИ «ВЫЖИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ»
Задание 1. Определение расстояния до наблюдаемого предмета с использованием угловых величин.
Задание 2. Срастить две веревки разного диаметра.
Задание 3. Сложение костра, для приготовления пищи не многочисленной группы туристов.
ЗАДАНИЯ ТРЕТЬЕЙ СЕКЦИИ «ДЕЙСТВИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»
Задание 1. Передача сигналов бедствия с помощью жестов.
Задание 2.Сообщение «Внимание всем!» об аварии на атомной подстанции (без эвакуации).
Задание 3. Приведение гражданского противогаза ГП-5 (ГП-7) в положения «походное» и «наготове».
Задание 4. Приведение гражданского противогаза ГП-5 (ГП-7) в «боевое» положение.
ЗАДАНИЯ ЧЕТВЕРТОЙ СЕКЦИИ «ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ»
Задание 1. Неполная сборка массогабаритной модели автомата (АКМ, АК-74)
Задание 2. Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй.
Приложение 1
Значение сигнала | Способ выполнения | Значение сигнала |
1 | Нужны продукты и вода | Сидящая на корточках фигура человека |
2 | Покажите наиболее лёгкий и безопасный путь движения | Сидящая на корточках фигура человека с вытянутыми вперёд руками на уровне плеч |
3 | Идём в этом направлении | Стоящая в полный рост фигура человека, руки вытянуты вперёд на уровне плеч в направлении движения. |
4 | Здесь можно совершить посадку | Стоящая в полный рост фигура человека, обе руки подняты вверх, разведены несколько в стороны. |
5 | Здесь садиться нельзя, опасно. | Стоящая в полный рост фигура человека, одна рука поднята вверх и несколько отведена в сторону, другая рука отпущена вниз вдоль и также отведена несколько в сторону, как бы образуя букву N – «нет» |
6 | Нужны медикаменты | Стоящая в полный рост фигура человека, одна из рук на уровне плеч вытянута вперёд |
7 | Нужна радиостанция, питание к ней | Стоящая в полный рост фигура человека, руки опущены вниз и сложены крестообразно впереди туловища. |
КЛЮЧИ К ОЛИМПИАДНЫМ ЗАДАНИЯМ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА (10-11 класс)
Задание 1. Эмблема, какой организации изображен на рисунке? Дайте описание этой организации (цели организации, структура, местонахождение).
Вариант ответа
На рисунке изображена эмблема Всемирной организация здравоохранения (ВОЗ), которая является специальном учреждением Организации Объединённых Наций, состоящее
из 194 государств-членов. Основная функция организации заключается в решении международных проблем здравоохранения населения мира. Она была основана в 1948 году со штаб-квартирой в Женеве в Швейцарии. Структура ВОЗ включает в себя Всемирную ассамблею здравоохранения, исполнительный комитет, секретариат.
Задание 2. В соответствии c Семейным кодексом РФ, в каких случаях брак не может быть заключен?
Вариант ответа
Не допускается заключение брака между:
лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами); усыновителями и усыновленными;
лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
Задание 3. На сегодняшний день интернет-среда является местом поиска информации, общения, работы и т.п. На ряду с этим увеличилось количество случаев интернет-мошенничества с помощью вредоносных программ.
Вредоносные программы — это программы, которые способны самостоятельно, без ведома владельца компьютера, создавать свои копии и распространять их различными способами. Подобные программы могут выполнять самые разнообразные действия, начиная от вполне безобидных «шуток» (типа «гуляющих» по монитору картинок) до полного разрушения информации, хранящейся на дисках компьютера. Вредоносные программы можно разделить на три группы: компьютерные вирусы; сетевые черви; троянские программы. Напишите различия между этими вредоносными программами и укажите какой вред они могут причинить информации хранящейся на компьютере.
Вариант ответа
Компьютерные вирусы — это программы, которые умеют размножаться и внедрять свои копии в другие программы, т.е. заражать уже существующие файлы. Обычно это исполняемые файлы (*.exe, *.com) или файлы, содержащие макропроцедуры (*.doc, *.xls), которые в результате заражения становятся вредоносными.
Сетевые черви — это вредоносные программы, которые размножаются, но не являются частью других файлов, представляя собой самостоятельные файлы. Сетевые черви
могут распространяться по локальным сетям, по Интернету (например, через электронную почту). Особенность червей — чрезвычайно быстрое «размножение». Червь может отправить «червивые» сообщения всем респондентам, адреса которых имеются в адресной книге Вашей почтовой программы. Помимо загрузки сети в результате лавинообразного распространения сетевые черви способны выполнять опасные действия.
Троянские программы не размножаются и не рассылаются сами, они ничего не уничтожают на компьютере, однако последствия от их деятельности могут оказаться самыми неприятными и ощутимыми. Задача троянской программы обычно состоит в том,
чтобы обеспечить злоумышленнику доступ к компьютеру и возможность управления им. Все это происходит очень незаметно, без эффектных проявлений.
Задание 4. На сегодняшний день борьба с терроризмом в нашей стране занимает одно из лидирующих видов деятельности государства в области обеспечения безопасности граждан Российской Федерации. Федеральным законом «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ определены основные органы исполнительной власти осуществляющие борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции. Назовите эти службы.
Вариант ответа
1. Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
2. Министерство внутренних дел Российской Федерации;
3. Служба внешней разведки Российской Федерации;
4. Федеральная служба охраны Российской Федерации;
5. Министерство обороны Российской Федерации.
Задание 5. Установите связь между приведенными понятиями и их определениями:
1 | Строй | А | Расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах — расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней (позади стоящей машины) |
2 | Интервал | Б | Расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями |
3 | Дистанция | В | Расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями |
4 | Глубина строя | Г | Установленное уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах |
Ответ
1-Г; 2-В; 3-Б; 4-А.
Задание 6.
Часть А. Что такое воинская дисциплина? Каковы основные обязанности военнослужащего определяющие воинской дисциплиной?
Часть Б. Кто отвечает за состояние дисциплины в воинской части (подразделении)?
Вариант ответа
Часть А.
Воинская дисциплина — есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего отечества. Основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности
является убеждение. Однако убеждение не исключает применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга.
Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:
— быть верным воинской присяге, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации;
— выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество;
— стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга;
— быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну; поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;
— оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;
— с достоинством вести себя в общественных местах не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан.
Часть Б.
За состояние дисциплины в воинской части (подразделении) отвечают ее командир и заместитель командира по воспитательной работе. Которые должны постоянно поддерживать высокую воинскую дисциплину, требовать от подчиненных ее соблюдения, поощрять достойных, строго, но справедливо взыскивать с нерадивых.
Матрица ответов на тестовые задания теоретического тура
Номер теста | Верный ответ | Номер теста | Верный ответ | Номер теста | Верный ответ |
1 | г | 8 | а | 15 | в |
2 | а | 9 | б | 16 | б,в,г,д |
3 | б | 10 | в | 17 | б |
4 | а,в,г,д | 11 | б,г | 18 | а, г |
5 | а | 12 | а,г | 19 | б,г |
6 | б | 13 | б | 20 | а |
7 | в | 14 | в,е |
КЛЮЧИ К ОЛИМПИАДНЫМ ЗАДАНИЯМ ПРАКТИЧЕСКОГО ТУРА (10-11 класс)
ЗАДАНИЯ ПЕРВОЙ СЕКЦИИ «ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ»
(максимальная оценка – 30 баллов)
Задание 1. При выполнении ремонтных работ рабочего ударило электрическим током. Он упал на землю без признаков жизни. Окажите первую медицинскую помощь.
Условие: выполняется на манекене или статисте.
Алгоритм выполнения задания:
1. Обеспечь свою безопасность. Надень сухие перчатки (резиновые, шерстяные, кожаные и т.п.), резиновые сапоги. По возможности отключи источник тока. При подходе к пострадавшему по земле иди мелкими, не более 10 см, шагами.
2. Расположить пострадавшего в горизонтальное положение на спину. Освободить грудную клетку и расстегнуть штаны.
3. Приступить к сердечно-легочной реанимации, чередуя искусственное дыхание (2 вдоха) и непрямой массаж сердца (15 нажатий).
4. При восстановлении самостоятельного дыхания и сердцебиения придай пострадавшему устойчивое боковое положение.
5. Вызвать скорую помощь.
Задание 2. Во время спортивной игры пострадавший растянул связки в голеностопном суставе. Окажите первую медицинскую помощь.
Условие: выполняется на манекене или статисте.
Алгоритм выполнения задания:
1. Приложить грелку со льдом на поврежденный сустав.
2. Зафиксировать голеностопный сустав эластичным бинтом. При этом его сгибают под углом 90°. Повязку накладывают следующим образом: делают тур вокруг нижней части голени, затем косой виток от внутренней лодыжки к подушечке мизинца стопы, виток вокруг стопы на уровне подушечек пальцев, затем
косой виток от подушечки большого пальца к наружной лодыжке, опять проводят бинт вокруг голени и снова повторяют витки вокруг стопы сверху предыдущих.
3. Сверху бинта приложить грелку со льдом.
4. Предложить анальгин (имитировать).
5. Предложить обратиться к хирургу через 2-3 дня, если боли не уменьшатся.
ЗАДАНИЯ ВТОРОЙ СЕКЦИИ «ВЫЖИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ»
(максимальная оценка – 20 баллов)
Задание 1. Определение расстояния до наблюдаемого предмета с использованием угловых величин.
Оборудование: линейка с миллиметровыми делениями
Условие: определить расстояние до заданного объекта с использованием угловых величин. Объект определяется жюри (здание, столб электропередач и т.п.) и сообщается одна из его линейных величин (например, высота) в метрах.
Порядок выполнения:
Дальность до предмета определяется по след. формуле:
Д = (Bx1000) / Y,
где Д — дальность до цели;
B — ширина или высота объекта в метрах;
Y — угловая величина в тысячных.
Для того, чтобы определить угловую величину, необходимо знать, что отрезок в 1 мм, удаленному на 50 см от глаза соответствует углу в 2 тысячные. На основании этого
существует метод определения расстояний при помощи линейки:
1. Линейку с миллиметровыми делениями вытянуть на расстояние 50 см.
2. Засечь, во сколько делений на линейке укладывается ширина или высота объекта.
3. Полученное кол-во миллиметров умножить на 2, и подставить в выше приведенную формулу.
Пример: Высота телеграфного столба равна 6м при измерения на линейке займет 8 мм (16 тысячных), следовательно расстояние до столба будет (6×1000)/16 = 375 м.
Задание 2. Срастить две веревки разного диаметра.
Материалы:две веревки разного диаметра.
Условие: связать две веревки разного диаметра любым подходящим узлом.
Порядок выполнения:
Веревки разного диаметра могут быть связаны «академическим» или «брамшкотовый» узлами.
«Брамшкотовый» узел. Необходимо сделать петлю из толстой веревки, затем тонкой веревкой обкрутить петлю от себя вниз. Петлю тонкого конца большим пальцем левой руки оттянуть вниз, и накручиваемый конец дважды обвивает сдвоенную петлю толстой веревки.
«Академическим» узел. Толстой веревкой делается петля, а тонкая веревка проводится через петлю и делается несколько оборотов у основания петли, далее тонкая веревка проводится через петлю снизу Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.
Задание 3. Сложение костра, для приготовления пищи не многочисленной группы туристов.
Оборудование: дрова, х/б перчатки.
Условие: сложить дрова для костра, предназначенного для приготовления пищи не многочисленной группы туристов.
Порядок выполнения:
Наиболее подходящий вид костра «Колодец». Дрова выкладываются рядами крест — накрест в виде колодца.
ЗАДАНИЯ ТРЕТЬЕЙ СЕКЦИИ «ДЕЙСТВИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»
(максимальная оценка – 30 баллов)
Задание 1. Передача сигналов бедствия с помощью жестов.
Условие: показать жестом выбранный сигнал бедствия за контрольное время — 15 секунд.
Алгоритм выполнения задания:
1. Участник выбирает карточку из числа перевернутых (приложение 1) на столе со значением сигнала бедствия (в это время жюри включает секундомер);
2. Участник показывает жестом сигнал бедствия, при этом готовность жеста подтверждается словом «Готово» (в этот момент члены жюри выключают секундомер)
Задание 2.Сообщение «Внимание всем!» об аварии на атомной подстанции (без эвакуации).
Условие: участник в течение нескольких минут составляет текст экстренного сообщения и озвучивается с помощью микрофона.
Алгоритм выполнения задания:
1. Участнику дается информация о том, что на Балаковской АЭС произошла авария и предлагается составить экстренное сообщение (без эвакуации).
2. Участник на бумаге пишет текст сообщения в течение 2 минут. С помощью микрофона сообщает экстренное сообщение.
3. Текст сообщения, написанный на бумаге сдается жюри.
Типовой текст сообщения:
Внимание всем!
Говорит управление по городу «Балаково» Главного управления МЧС России.
Граждане!
Произошла авария на Балаковской атомной электростанции.
В связи с аварией на Н-Балаковской АЭС ожидается выпадение радиоактивных осадков!
Населению, проживающему в населенных пунктах (перечисляются населенные пункты) необходимо находиться в помещениях. Произвести герметизацию жилых помещений и мест нахождения домашних животных. Принять йодистый препарат. Будьте внимательны к дальнейшим сообщениям.
Задание 3. Приведение гражданского противогаза ГП-5 (ГП-7) в положения «походное» и «наготове».
Условие: участнику выдается противогаз в сумке (противогазная коробка отсоединена). По команде члена жюри привести противогаз сначала в «походное» положение,
затем – «наготове».
Алгоритм выполнения задания:
1. Приведение противогаза в положение «походное»:
наденьте сумку с противогазом через правое плечо так, чтобы она находилась на левом боку, а застежка находилась от себя (в поле); подгоните при помощи пряжек плечевой ремень так, чтобы верхний край сумки был на уровне поясного ремня;
расстегните сумку, выньте противогаз, проверьте надежность соединения противогазовой коробки с лицевой частью, состояние стекол и клапанов, грязные стекла протрите чистой ветошью (ватой), потерявшие прозрачность незапотевающие пленки замените; сложите лицевую часть, уложите противогаз в сумку и застегните ее; сдвиньте противогаз немного назад, чтобы при ходьбе он не мешал движению руки; при необходимости противогаз может быть закреплен на туловище с помощью тесьмы.
2. Приведение противогаза в положение «наготове»:
передвиньте сумку с противогазом вперед настолько, чтобы можно было вынуть противогаз из нее; расстегните сумку;
подготовьте головной убор для быстрого снятия при надевании лицевой части на голову
Задание 4. Приведение гражданского противогаза ГП-5 (ГП-7) в «боевое» положение.
Условие: По команде члена жюри «газы» привести противогаз в «боевое» положение.
Алгоритм выполнения задания:
1. задержите дыхание, закройте глаза;
2. снимите головной убор и зажмите его между коленями или положите рядом;
3. выньте противогаз из сумки, возьмите обеими руками за утолщенные края у подбородочной части шлем-маски так чтобы большие пальцы были снаружи, а остальные внутри нее;
4. приложите нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением рук вверх и назад натяните ее на голову так, чтобы не было складок, а очки пришлись против глаз;
5. устраните перекос и складки, если они образовались при надевании лицевой части, сделайте полный выдох, откройте глаза и возобновите дыхание;
6. наденьте головной убор, застегните сумку и закрепите ее на туловище, если это не было сделано ранее.
ЗАДАНИЯ ЧЕТВЕРТОЙ СЕКЦИИ «ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ»
(максимальная оценка – 20 баллов)
Задание 1. Неполная сборка массогабаритной модели автомата (АКМ, АК-74)
Оборудование: стол для сборки-разборки массогабаритной модели автомата (АКМ, АК-74), массогабаритная модель автомата (АКМ, АК-74)
Условие: контрольное время – 32 секунды.
Алгоритм выполнения задания:
1. Присоединить газовую трубку со ствольной накладкой.
2. Присоединить затвор к затворной раме.
3. Присоединить затворную раму с затвором к ствольной коробке.
4. Присоединить возвратный механизм.
5. Присоединить крышку ствольной коробки.
6. Спустить курок с боевого взвода и поставить на предохранитель.
7. Присоединить шомпол.
8. Вложить пенал в гнездо приклада.
9. Присоединить магазин к автомату.
Грубые ошибки при выполнении задания:
1. Присоединение магазина до произведения контрольного спуска.
2. Присоединение магазина к автомату, не поставленному на предохранитель.
3. Произведение контрольного спуска, если ствол направлен под углом менее 45 градусов от горизонтальной плоскости.
4. Отсутствие фиксации газовой трубки.
5. Наличие после сборки автомата лишних деталей или потеря деталей автомата.
Задание 2. Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй.
Место проведения: подготовленная строевая площадка (асфальтовая площадка или дорожка).
Условие: выход из строя и возвращение в строй.
Порядок выполнения:
1. По команде Рядовой Иванов (называется фамилия участника) отвечает« Я», далее по команде «Выйти из строя на 3 шага», участник отвечает «Есть» и строевым шагом выходит из строя на указанное количество шагов, считая от первой шеренги,
останавливается и поворачивается лицом к строю. По команде «Ко мне» военнослужащий, сделав шаги от первой шеренги прямо, на ходу поворачивается в сторону начальника, кратчайшим путем строевым шагом подходит к нему и, остановившись за два-три шага, докладывает о прибытии — «Товарищ лейтенант. Рядовой Иванов по вашему приказу прибыл».
2. По команде «Стать в строй» участник прикладывает руку к головному убору, отвечает: «Есть», поворачивается в сторону движения, с первым шагом опускает руку, двигаясь строевым шагом, кратчайшим путем становится на свое место в строю.
Характерные ошибки при выполнении задания:
1. Строевая стойка – носки ног развернуты слишком широко или узко, тело не подано вперед, пальцы не в полусогнутом состоянии (вытянуты), голова опущена, подбородок выдвинут вперед.
2. Повороты на месте – не соблюдается строевая стойка, голова наклонена вниз, разворот тела по предварительной команде, сзади стоящая нога приставляется не кратчайшим путем.
3. Строевой шаг – тело не подано вперед, отсутствует координация движений рук и ног, ноги сгибаются в коленях, при движении тело раскачивается вправо-влево.
4. При обращении к старшему по званию правая рука не поднята.
5. Не знание речевых фраз.
Приложение 1
Значение сигнала | Способ выполнения | Значение сигнала |
1 | Нужны продукты и вода | Сидящая на корточках фигура человека |
2 | Покажите наиболее лёгкий и безопасный путь движения | Сидящая на корточках фигура человека с вытянутыми вперёд руками на уровне плеч |
3 | Идём в этом направлении | Стоящая в полный рост фигура человека, руки вытянуты вперёд на уровне плеч в направлении движения. |
4 | Здесь можно совершить по садку | Стоящая в полный рост фигура человека, обе руки подняты вверх, разведены несколько в стороны. |
5 | Здесь садиться нельзя, опасно. | Стоящая в полный рост фигура человека, одна рука поднята вверх и несколько отведена в сторону, другая рука отпущена вниз вдоль и также отведена несколько в сторону, как бы образуя букву N – «нет» |
6 | Нужны медикаменты | Стоящая в полный рост фигура человека, одна из рук на уровне плеч вытянута вперёд |
7 | Нужна традиостанция, питание к ней | Стоящая в полный рост фигура человека, руки опущены вниз и сложены крестообразно впереди туловища. |
МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА (10-11 класс)
Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий теоретической секции
(Максимальное количество баллов — 100 баллов)
Задание 1. Эмблема, какой организации изображен на рисунке? Дайте описание этой организации (цели организации, структура, местонахождение).
Вариант ответа
На рисунке изображена эмблема Всемирной организация здравоохранения (ВОЗ), которая является специальном учреждением Организации Объединѐнных Наций, состоящее
из 194 государств-членов. Основная функция организации заключается в решении международных проблем здравоохранения населения мира. Она была основана в 1948 году со штаб-квартирой в Женеве в Швейцарии. Структура ВОЗ включает в себя Всемирную ассамблею здравоохранения, исполнительный комитет, секретариат.
ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
Максимальная оценка за правильно выполненное задание — 10 баллов, при этом за правильное определение организации начисляется 4 балла, за правильное описание цели,
структуры и местонахождения организации начисляется по 2 балла.
Задание 2. В соответствии c Семейным кодексом РФ, в каких случаях брак не может быть заключен?
Вариант ответа
Не допускается заключение брака между:
лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей
линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами); усыновителями и усыновленными;
лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
Максимальная оценка за правильно выполненное задание — 8 баллов, при этом за каждый правильный ответ начисляется 2 балла.
Задание 3. На сегодняшний день интернет-среда является местом поиска информации, общения, работы и т.п. На ряду с этим увеличилось количество случаев интернет-мошенничества с помощью вредоносных программ.
Вредоносные программы — это программы, которые способны самостоятельно, без ведома владельца компьютера, создавать свои копии и распространять их различными способами. Подобные программы могут выполнять самые разнообразные действия, начиная от вполне безобидных «шуток» (типа «гуляющих» по монитору картинок) до полного разрушения информации, хранящейся на дисках компьютера. Вредоносные программы можно разделить на три группы: компьютерные вирусы; сетевые черви; троянские программы. Напишите различия между этими вредоносными программами и укажите какой вред они могут причинить информации хранящейся на компьютере.
Вариант ответа
Компьютерные вирусы — это программы, которые умеют размножаться и внедрять свои копии в другие программы, т.е. заражать уже существующие файлы. Обычно это исполняемые файлы (*.exe, *.com) или файлы, содержащие макропроцедуры (*.doc, *.xls), которые в результате заражения становятся вредоносными.
Сетевые черви — это вредоносные программы, которые размножаются, но не являются частью других файлов, представляя собой самостоятельные файлы. Сетевые черви
могут распространяться по локальным сетям, по Интернету (например, через электронную почту). Особенность червей — чрезвычайно быстрое «размножение». Червь может отправить «червивые» сообщения всем респондентам, адреса которых имеются в адресной книге Вашей почтовой программы. Помимо загрузки сети в результате лавинообразного распространения сетевые черви способны выполнять опасные действия.
Троянские программы не размножаются и не рассылаются сами, они ничего не уничтожают на компьютере, однако последствия от их деятельности могут оказаться самыми неприятными и ощутимыми. Задача троянской программы обычно состоит в том,
чтобы обеспечить злоумышленнику доступ к компьютеру и возможность управления им. Все это происходит очень незаметно, без эффектных проявлений.
ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
Максимальная оценка за правильно выполненное задание — 12 баллов, при этом за каждый правильный ответ начисляется 4 балла.
Задание 4. На сегодняшний день борьба с терроризмом в нашей стране занимает одно из лидирующих видов деятельности государства в области обеспечения безопасности граждан Российской Федерации. Федеральным законом «О борьбе с
терроризмом» от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ определены основные органы исполнительной власти осуществляющие борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции. Назовите эти службы.
Вариант ответа
1. Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
2. Министерство внутренних дел Российской Федерации;
3. Служба внешней разведки Российской Федерации;
4. Федеральная служба охраны Российской Федерации;
5. Министерство обороны Российской Федерации.
ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
Максимальная оценка за правильно выполненное задание — 10 баллов, при этом за каждый правильный ответ начисляется 2 балла.
Задание 5. Установите связь между приведенными понятиями и их определениями:
1 | Строй | А | Расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах — расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней (позади стоящей машины) |
2 | Интервал | Б | Расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями |
3 | Дистанция | В | Расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями |
4 | Глубина строя | Г | Установленное уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах |
Ответ
1-Г; 2-В; 3-Б; 4-А.
ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
Максимальная оценка за правильно выполненное задание — 8 баллов, при этом за каждый правильный ответ начисляется по 2 балла.
Задание 6.
Часть А. Что такое воинская дисциплина? Каковы основные обязанности военнослужащего определяющие воинской дисциплиной?
Часть Б. Кто отвечает за состояние дисциплины в воинской части (подразделении)?
Вариант ответа
Часть А.
Воинская дисциплина — есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего отечества. Основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является убеждение. Однако убеждение не исключает применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга.
Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:
— быть верным воинской присяге, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации;
— выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество;
— стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга;
— быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну; поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;
— оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;
— с достоинством вести себя в общественных местах не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан.
Часть Б.
За состояние дисциплины в воинской части (подразделении) отвечают ее командир и заместитель командира по воспитательной работе. Которые должны постоянно поддерживать высокую воинскую дисциплину, требовать от подчиненных ее соблюдения, поощрять достойных, строго, но справедливо взыскивать с нерадивых.
ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
Максимальная оценка за правильно выполненное задание — 12 баллов, при этом за правильное выполнение части А начисляется 8 баллов, за правильное выполнение части Б начисляется 4 балла.
Методика оценивания выполнения тестовых олимпиадных заданий теоретического тура (тестирование)
№ | Тестовые задания | Мак сим. балл | Порядок оценки тес товых заданий | ||
1 | В соответствии с Семейным кодексом РФ лица, лишенные родительских прав, теряют право на… а. личное воспитание ребенка (детей), на общение с ним при раздельном проживании б. личное воспитание ребенка защиту прав и интересов ребенка, в отношении которого состоялось лишение прав в. общение с ребенком при раздельном с ним проживании г. личное воспитание ребенка (детей), на защиту его прав и интересов ребенка, на общение с ребенком при раздельном с ним проживании | 2 | За правильный ответ начисляется – 2 балла 0 балла выставляется за неправильный ответ, а также, если участником отмечены несколько ответов (в том числе правильный), или все ответы | ||
2 | Какой из перечисленных принципов формирования здорового образа жизни относятся к биологическому? а. образ жизни должен быть возрастным; б. образ жизни должен быть эстетичным; в. образ жизни должен быть волевым; г. образ жизни должен быть нравственным. | 2 | За правильный ответ начисляется – 2 балла 0 баллов выставляется за неправильный ответ. | ||
3 | Фактор, воздействие которых в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья – это: а. Вредный фактор; б. Опасный фактор; в. Фактор риска; г. Фактор воздействия. | 2 | За правильный ответ начисляется – 2 балла 0 баллов выставляется за неправильный ответ | ||
4 | Электричество может быть не только добрым помощником, но и источником травматизма. Напишите, какие факторы влияют на тяжесть поражения электротоком? а. Род и частота тока; б. Освещение помещения; в. Сила тока; г. Путь прохождения тока через тело человека; д. Длительность воздействия; е. Климатические условия. | 4 | За каждый правильный ответ начисляется – 1 балл 0 баллов выставляется за неправильный ответ | ||
5 | На кого распространяется международное гуманитарное право и на кого распространяется декларация прав человека? а. на жертв войны; б. на всех людей; в. на граждан отдельного государства; г. на граждан союза государств. | 2 | За правильный ответ начисляется – 2 балла 0 баллов выставляется за неправильный ответ | ||
6 | К какому виду процесса относится землетрясения, моретрясения, извержения вулканов? а. Экзогенные; б. Эндогенные. | 2 | За правильный ответ начисляется – 2 балла 0 баллов выставляется за неправильный ответ | ||
7 | К какому типу ЧС относится цунами? а. Геологические опасные явления; б. Метеорологические и агрометеорологические опасные явления; в. Морские гидрологические опасные явления; г. Гидрологические опасные явления. | 2 | За правильный ответ начисляется – 2 балла 0 баллов выставляется за неправильный ответ | ||
8 | Удаление радиоактивных веществ, обеззараживание или удаление отравляющих веществ, болезнетворных микробов и токсинов с кожного покрова людей, а так же с надетых средств индивидуальной защиты, одежды и обуви – это: а. Санитарная обработка; б. Способ профилактики инфекционного заболевания; в. Дезинфекция; г. Дезактивация; д. Дезинсекция. | 1 | За правильный ответ начисляется – 1 балла 0 баллов выставляется за неправильный ответ | ||
9 | В фильтрующе-поглощающей коробке фильтрующего противогаза поглощение паров и газов осуществляется за счет: а. десорбция, катализ, экстракция; б. адсорбции, хемосорбции, катализа; в. хемосорбции, экстракции, катализа; г. абсорбции, хемосорбции, катализа; | 1 | За правильный ответ начисляется – 1 балл 0 баллов выставляется за неправильный ответ | ||
10 | Отличительным знаком Гражданской обороны является: а. оранжевый круг на зеленом фоне; б. равносторонний красный треугольник на синем фоне; в. равносторонний темно-синий треугольник на оранжевом фоне. г. равносторонний оранжевый треугольник на синем фоне. | 1 | За правильный ответ начисляется – 1 балл; 0 баллов выставляется за неправильный ответ | ||
11 | Какие из перечисленных задач, не являются задачами РCЧС? а. разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; б. предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; в. организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей; г. обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и принятие других необходимых мер; д. подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях; е. ликвидация чрезвычайных ситуаций. | 2 | За каждый правильный ответ начисляется – 1 балл; 0 баллов выставляется за неправильный ответ | ||
12 | Определите силы и средства РCЧС: а. силы ликвидации чрезвычайных ситуаций; б. силы и средства мониторинга и контроля; в. силы и средства разведки опасных природных явлений; г. силы и средства наблюдения и контроля; д. силы экстренного реагирования на изменения экологического равновесия в регионах. | 2 | За каждый правильный ответ начисляется – 1 балл; 0 баллов выставляется за неправильный ответ | ||
13 | В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования на селения РФ в ЧС мирного и военного времени» ис пользование радиотрансляционных и радиовещательных станций для оповещения и информирования населения о ЧС осуществляется: а. оперативными дежурными объектов экономики с перерывом программ вещания длительностью до 10 минут, с 2-3 кратным повторением речевого со общения; б. оперативными дежурными органов управления ГОЧС с перерывом программ вещания длительно стью до 5 минут, с 2-3 кратным повторением рече вого сообщения; в. дежурным диспетчером локальной системы ГОЧС с перерывом программ вещания длительностью до 5 минут, с 2-3 кратным повторением речевого со общения; г. дежурным диспетчером локальной системы ГОЧС с перерывом программ вещания длительностью до 3 минут, с 2-3 кратным повторением речевого со общения. | 1 | За правильный ответ начисляется – 1 балла; 0 баллов выставляется за неправильный ответ | ||
14 | Какие виды терроризма не входят вьклассификацию по идеологической основе? а. Политический; б. Государственный; в. Массовый; г. Религиозный; д. Националистический; е. Международный. | 2 | За каждый правильный ответ начисляется – 1 балл; 0 баллов выставляется за неправильный ответ | ||
15 | Стрелковое оружие и боеприпасы в подразделении хранятся: а. стрелковое оружие — в деревянных шкафах, боеприпасы и пистолеты — в несгораемых сейфах; б. стрелковое оружие — в металлических пирамидах, пистолеты и боеприпасы — в деревянных ящиках и шкафах, закрывающихся на замок; в. стрелковое оружие — в пирамидах, пистолеты и боеприпасы — в металлических шкафах или ящиках, закрывающихся на замок; г. стрелковое оружие — в деревянных шкафах, пистолеты и боеприпасы — в пирамидах и шкафах, закрывающихся на замок. | 2 | За правильный ответ начисляется – 2 балл; 0 баллов выставляется за неправильный ответ | ||
16 | В военно-административном отношении территория России разделена на военные округа. Назовите эти округа. а. Северо-Кавказский; б. Южный; в. Центральный; г. Восточный; д. Западный; е. Приволжско-Уральский. | 4 | За каждый правильный ответ начисляется – 1 балл; 0 баллов выставляется за неправильный ответ | ||
17 | Началом военной службы для граждан признанных на военную службу, считается: а. День прибытия в воинское подразделение; б. День убытия из военного комиссариата к месту службы; в. День принятия воинской присяги; г. День убытия в военный комиссариат. | 2 | За правильный ответ начисляется – 2 балла; 0 баллов выставляется за неправильный ответ | ||
18 | Когда часовой имеет право применять оружие без предупреждения. а. В случае явного нападения на него; б. В случае нападения на воинскую часть; в. В случае явного нападения на машину части, стоящую за границей поста; г. В случае явного нападения на охраняемый объект. | 2 | За каждый правильный ответ начисляется – 1 балл; 0 баллов выставляется за неправильный ответ | ||
19 | С какой целью назначаются парковые дни в воинских частях? а. Для прогулки; б. Для поддержания вверенной техники и вооружения в постоянной готовности; в. Для выхода в город; г. Для обслуживания техники длительного хранения. | 2 | За каждый правильный ответ начисляется – 1 балл; 0 баллов выставляется за неправильный ответ | ||
20 | На рисунке приведен погон к повседневной форме одежды младшего офицерского состава. Какому воинскому званию он соответствует? а. Капитан; б. Лейтенант; в. Младший лейтенант; г. Старший лейтенант. | 2 | За правильный ответ начисляется – 2 балла; 0 баллов выставляется за неправильный ответ | ||
ИТОГО | 40 | Общий итоговый балл определяется суммой баллов, полученных за каждое тестовое задание |
Матрица ответов на тестовые задания теоретического тура
Номер теста | Верный ответ | Номер теста | Верный ответ | Номер теста | Верный ответ |
1 | г | 8 | а | 15 | в |
2 | а | 9 | б | 16 | б,в,г,д |
3 | б | 10 | в | 17 | б |
4 | а,в,г,д | 11 | б,г | 18 | а, г |
5 | а | 12 | а,г | 19 | б,г |
6 | б | 13 | б | 20 | а |
7 | в | 14 | в,е |
МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ ПРАКТИЧЕСКОГО ТУРА (10-11 класс)
(Максимальная оценка за практический тур 100 баллов)
ЗАДАНИЯ ПЕРВОЙ СЕКЦИИ «ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ»
(максимальная оценка – 30 баллов)
Задание 1. При выполнении ремонтных работ рабочего ударило электрическим током. Он упал на землю без признаков жизни. Окажите первую медицинскую помощь.
Условие: выполняется на манекене или статисте.
Алгоритм выполнения задания:
1. Обеспечь свою безопасность. Надень сухие перчатки (резиновые, шерстяные, кожаные и т.п.), резиновые сапоги. По возможности отключи источник тока. При подходе к пострадавшему по земле иди мелкими, не более 10 см, шагами.
2. Расположить пострадавшего в горизонтальное положение на спину. Освободить грудную клетку и расстегнуть штаны.
3. Приступить к сердечно-легочной реанимации, чередуя искусственное дыхание (2 вдоха) и непрямой массаж сердца (15 нажатий).
4. При восстановлении самостоятельного дыхания и сердцебиения придай пострадавшему устойчивое боковое положение.
5. Вызвать скорую помощь.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 15 баллов, при этом: не восстановлено дыхание и сердцебиение в течение одной минуты после старта – 0 баллов; не обеспечена личная безопасность – 0 баллов;
не освобождена грудная клетка и не расстегнуты штаны – снимается 2 балла; не предано пострадавшему горизонтального положения – 2 балла;
не вызвана скорая помощь – снимается 2 балла.
Задание 2. Во время спортивной игры пострадавший растянул связки в голеностопном суставе. Окажите первую медицинскую помощь.
Условие: выполняется на манекене или статисте.
Алгоритм выполнения задания:
1. Приложить грелку со льдом на поврежденный сустав.
2. Зафиксировать голеностопный сустав эластичным бинтом. При этом его сгибают под углом 90°. Повязку накладывают следующим образом: делают тур вокруг нижней части голени, затем косой виток от внутренней лодыжки к подушечке мизинца стопы, виток вокруг стопы на уровне подушечек пальцев, затем
косой виток от подушечки большого пальца к наружной лодыжке, опять проводят бинт вокруг голени и снова повторяют витки вокруг стопы сверху предыдущих.
3. Сверху бинта приложить грелку со льдом.
4. Предложить анальгин (имитировать).
5. Предложить обратиться к хирургу через 2-3 дня, если боли не уменьшатся.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 15 баллов, при этом: сразу не приложен лед – снимается 2 балла; неправильно наложен эластичный бинт – снимается 3 балла; не приложен лед после наложения повязки – снимается 2 балла; не предложено обезболивающее – снимается 1 балл.
ЗАДАНИЯ ВТОРОЙ СЕКЦИИ «ВЫЖИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ»
(максимальная оценка – 20 баллов)
Задание 1. Определение расстояния до наблюдаемого предмета с использованием угловых величин.
Оборудование: линейка с миллиметровыми делениями
Условие: определить расстояние до заданного объекта с использованием угловых величин. Объект определяется жюри (здание, столб электропередач и т.п.) и сообщается одна из его линейных величин (например, высота) в метрах.
Порядок выполнения:
Дальность до предмета определяется по след. формуле:
Д = (Bx1000) / Y,
где Д — дальность до цели;
B — ширина или высота объекта в метрах;
Y — угловая величина в тысячных.
Для того, чтобы определить угловую величину, необходимо знать, что отрезок в 1 мм, удаленному на 50 см от глаза соответствует углу в 2 тысячные. На основании этого
существует метод определения расстояний при помощи линейки:
1. Линейку с миллиметровыми делениями вытянуть на расстояние 50 см.
2. Засечь, во сколько делений на линейке укладывается ширина или высота объекта.
3. Полученное кол-во миллиметров умножить на 2, и подставить в выше приведенную формулу.
Пример: Высота телеграфного столба равна 6м при измерения на линейке займет 8 мм (16 тысячных), следовательно расстояние до столба будет (6×1000)/16 = 375 м.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 5 баллов, при этом: не умение определять расстояние с использованием угловых величин – 0 баллов; не полностью вытянута рука – снимается 1 балл;
не знание, что 1мм соответствует двум тысячным – снимается 2 балла.
Задание 2. Срастить две веревки разного диаметра.
Оборудование: две веревки разного диаметра.
Условие: связать две веревки разного диаметра любым подходящим узлом.
Порядок выполнения:
Веревки разного диаметра могут быть связаны «академическим» или «брамшкотовый» узлами.
«Брамшкотовый» узел. Необходимо сделать петлю из толстой веревки, затем тонкой веревкой обкрутить петлю от себя вниз. Петлю тонкого конца большим пальцем левой руки оттянуть вниз, и накручиваемый конец дважды обвивает сдвоенную петлю толстой веревки.
«Академическим» узел. Толстой веревкой делается петля, а тонкая веревка проводится через петлю и делается несколько оборотов у основания петли, далее тонкая веревка
проводится через петлю снизу Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 10 баллов, при этом: не правильно выбран вид узла – 0 баллов; узел не завязан – 0 баллов;
допущены ошибки при завязывании узла – снимается 2 балла.
Задание 3. Сложение костра, для приготовления пищи не многочисленной группы туристов.
Оборудование: дрова, х/б перчатки.
Условие: сложить дрова для костра, предназначенного для приготовления пищи не многочисленной группы туристов.
Порядок выполнения:
Наиболее подходящий вид костра «Колодец». Дрова выкладываются рядами крест — накрест в виде колодца.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 5 баллов, при этом за не правильное сложение – снимается 2 балл.
Примечание: Жюри может в виде правильного ответа засчитывать и другие виды костров для приготовления пищи.
ЗАДАНИЯ ТРЕТЬЕЙ СЕКЦИИ «ДЕЙСТВИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»
(максимальная оценка – 30 баллов)
Задание 1. Передача сигналов бедствия с помощью жестов.
Условие: показать жестом выбранный сигнал бедствия за контрольное время — 15 секунд.
Алгоритм выполнения задания:
1. Участник выбирает карточку из числа перевернутых (приложение 1) на столе со значением сигнала бедствия (в это время жюри включает секундомер);
2. Участник показывает жестом сигнал бедствия, при этом готовность жеста подтверждается словом «Готово» (в этот момент члены жюри выключают секундомер)
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 5 баллов, при этом: не знание сигнала – 0 баллов; сигнал показан по окончанию контрольного времени – снимается 2 балл; не правильно показан сигнал – 0 баллов.
Задание 2.Сообщение «Внимание всем!» об аварии на атомной подстанции (без эвакуации).
Условие: участник в течение нескольких минут составляет текст экстренного сообщения и озвучивается с помощью микрофона.
Алгоритм выполнения задания:
1. Участнику дается информация о том, что на Балаковской АЭС произошла авария и предлагается составить экстренное сообщение (без эвакуации).
2. Участник на бумаге пишет текст сообщения в течение 2 минут. С помощью микрофона сообщает экстренное сообщение.
3. Текст сообщения, написанный на бумаге сдается жюри.
Типовой текст сообщения:
Внимание всем!
Говорит управление по городу «Балаково» Главного управления МЧС России.
Граждане!
Произошла авария на Балаковской атомной электростанции.
В связи с аварией на Н-Балаковской АЭС ожидается выпадение радиоактивных осадков! Населению, проживающему в населенных пунктах (перечисляются населенные пункты) необходимо находиться в помещениях. Произвести герметизацию жилых помещений и мест нахождения
домашних животных. Принять йодистый препарат. Будьте внимательны к дальнейшим сообщениям.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 5 баллов, при этом: в начале сообщения не сказано «Внимание всем!» – 0 баллов; текст сообщения частично не соответствует типовому – снимается 2 балла.
Задание 3. Приведение гражданского противогаза ГП-5 (ГП-7) в положения «походное» и «наготове».
Условие: участнику выдается противогаз в сумке (противогазная коробка отсоединена). По команде члена жюри привести противогаз сначала в «походное» положение,
затем – «наготове».
Алгоритм выполнения задания:
1. Приведение противогаза в положение «походное»:
наденьте сумку с противогазом через правое плечо так, чтобы она находилась на левом боку, а застежка находилась от себя (в поле); подгоните при помощи пряжек плечевой ремень так, чтобы верхний край сумки был на уровне поясного ремня;
расстегните сумку, выньте противогаз, проверьте надежность соединения противогазовой коробки с лицевой частью, состояние стекол и клапанов, грязные стекла протрите чистой ветошью (ватой), потерявшие прозрачность незапотевающие пленки замените; сложите лицевую часть, уложите противогаз в сумку и застегните ее; сдвиньте противогаз немного назад, чтобы при ходьбе он не мешал движению руки; при необходимости противогаз может быть закреплен на туловище с помощью тесьмы.
2. Приведение противогаза в положение «наготове»:
передвиньте сумку с противогазом вперед настолько, чтобы можно было вынуть противогаз из нее; расстегните сумку;
подготовьте головной убор для быстрого снятия при надевании лицевой части на голову
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 10 баллов, при этом: не проверена надежность соединения противогазовой коробки с лицевой частью (не присоединена противогазная коробка) – 0 баллов;
другие ошибки – снимается по одному баллу за каждую.
Задание 4. Приведение гражданского противогаза ГП-5 (ГП-7) в «боевое» положение.
Условие: По команде члена жюри «газы» привести противогаз в «боевое» положение.
Алгоритм выполнения задания:
1. задержите дыхание, закройте глаза;
2. снимите головной убор и зажмите его между коленями или положите рядом;
3. выньте противогаз из сумки, возьмите обеими руками за утолщенные края у подбородочной части шлем-маски так чтобы большие пальцы были снаружи, а остальные внутри нее;
4. приложите нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением рук вверх и назад натяните ее на голову так, чтобы не было складок, а очки пришлись против глаз;
5. устраните перекос и складки, если они образовались при надевании лицевой части, сделайте полный выдох, откройте глаза и возобновите дыхание;
6. наденьте головной убор, застегните сумку и закрепите ее на туловище, если это не было сделано ранее.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 10 баллов, при этом: открыты глаза – снимается 1 балл; не задержано дыхание – снимается 1 балл;
после надевания противогаза не сделан резкий выдох – снимается 1 балл; перекос шлем-маски противогаза – снимается 1 балл.
ЗАДАНИЯ ЧЕТВЕРТОЙ СЕКЦИИ «ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ»
(максимальная оценка – 20 баллов)
Задание 1. Неполная сборка массогабаритной модели автомата (АКМ, АК-74)
Оборудование: стол для сборки-разборки массогабаритной модели автомата (АКМ, АК-74), массогабаритная модель автомата (АКМ, АК-74)
Условие: контрольное время – 32 секунды.
Алгоритм выполнения задания:
1. Присоединить газовую трубку со ствольной накладкой.
2. Присоединить затвор к затворной раме.
3. Присоединить затворную раму с затвором к ствольной коробке.
4. Присоединить возвратный механизм.
5. Присоединить крышку ствольной коробки.
6. Спустить курок с боевого взвода и поставить на предохранитель.
7. Присоединить шомпол.
8. Вложить пенал в гнездо приклада.
9. Присоединить магазин к автомату.
Грубые ошибки при выполнении задания:
1. Присоединение магазина до произведения контрольного спуска.
2. Присоединение магазина к автомату, не поставленному на предохранитель.
3. Произведение контрольного спуска, если ствол направлен под углом менее 45 градусов от горизонтальной плоскости.
4. Отсутствие фиксации газовой трубки.
5. Наличие после сборки автомата лишних деталей или потеря деталей автомата.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 10 баллов, при этом: за каждую грубую ошибку снимается по 3 балла; за нарушение порядка сборки (например, п. 7 и 8) снимается 1 балл; за превышение контрольного времени снимается по одному баллу за каждые 5 секунд.
Задание 2. Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй.
Место проведения: подготовленная строевая площадка (асфальтовая площадка или дорожка).
Условие: выход из строя и возвращение в строй.
Порядок выполнения:
1. По команде Рядовой Иванов (называется фамилия участника) отвечает« Я», далее по команде «Выйти из строя на 3 шага», участник отвечает «Есть» и строевым шагом выходит из строя на указанное количество шагов, считая от первой шеренги,
останавливается и поворачивается лицом к строю. По команде «Ко мне» военнослужащий, сделав шаги от первой шеренги прямо, на ходу поворачивается в сторону начальника, кратчайшим путем строевым шагом подходит к нему и, остановившись за два-три шага, докладывает о прибытии — «Товарищ лейтенант. Рядовой Иванов по вашему приказу прибыл».
2. По команде «Стать в строй» участник прикладывает руку к головному убору, отвечает: «Есть», поворачивается в сторону движения, с первым шагом опускает руку, двигаясь строевым шагом, кратчайшим путем становится на свое место в строю.
Характерные ошибки при выполнении задания:
1. Строевая стойка – носки ног развернуты слишком широко или узко, тело не подано вперед, пальцы не в полусогнутом состоянии (вытянуты), голова опущена, подбородок выдвинут вперед.
2. Повороты на месте – не соблюдается строевая стойка, голова наклонена вниз, разворот тела по предварительной команде, сзади стоящая нога приставляется не кратчайшим путем.
3. Строевой шаг – тело не подано вперед, отсутствует координация движений рук и ног, ноги сгибаются в коленях, при движении тело раскачивается вправо-влево.
4. При обращении к старшему по званию правая рука не поднята.
5. Не знание речевых фраз.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 10 баллов, при этом за каждую ошибку снимается по одному баллу.
Приложение 1
Значение сигнала | Способ выполнения | Значение сигнала |
1 | Нужны продукты и вода | Сидящая на корточках фигура человека |
2 | Покажите наиболее лёгкий и безопасный путь движения | Сидящая на корточках фигура человека с вытянутыми вперёд руками на уровне плеч |
3 | Идём в этом направлении | Стоящая в полный рост фигура человека, руки вытянуты вперёд на уровне плеч в направлении движения. |
4 | Здесь можно совершить посадку | Стоящая в полный рост фигура человека, обе руки подняты вверх, разведены несколько в стороны. |
5 | Здесь садиться нельзя, опасно. | Стоящая в полный рост фигура человека, одна рука поднята вверх и несколько отведена в сторону, другая рука отпущена вниз вдоль и также отведена несколько в сторону, как бы образуя букву N – «нет» |
6 | Нужны медикаменты | Стоящая в полный рост фигура человека, одна из рук на уровне плеч вытянута вперёд |
7 | Нужна радиостанция, питание к ней | Стоящая в полный рост фигура человека, руки опущены вниз и сложены крестообразно впереди туловища. |