ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА
Задание 1.
Часть А. Какие виды иммунитета бывают?
Часть Б. Соотнесите, какой вид иммунитета, когда приобретается?
1 | Естественный пассивный | а | иммунитет появляется в результате контакта с возбудителем после перенесенного заболевания. |
2 | Естественный активный | б | иммунитет возникает в результате передачи от матери к плоду через плаценту или с молоком готовых защитных факторов. |
3 | Искусственный пассивный | в | иммунитет создается после введения в организм вакцин, содержащих микроорганизмы или их части. |
4 | Искусственный активный | г | иммунитет создается после введения в организм готовых антител с сыворотками крови иммунизированных доноров. |
Задание 2.
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
Часть А. Какие меры безопасности необходимо соблюдать при вынужденном перемещении по болоту?
Часть Б. Как оказать помощь человеку, провалившемуся в болото?
Задание 3. Для туристов костер имеет важное значение, так как обеспечивает возможность приготовления горячей пищи, просушки сырых вещей, согрева в прохладное время. В зависимости от конфигурации сложения дерева различают различные виды костров. На рисунке приведены виды костров.
Дайте название каждому виду костра и напишите его назначение в таблицу.
Позиции на рисунке | Название костра | Назначение костра |
а | ||
б | ||
в | ||
г,д,е | ||
ж |
Задание 4. Дайте определение «виктимность». Приведите пример виктимного поведения.
Задание 5. В целях безопасности при перелетах на самолете пассажирам необходимо соблюдать основные правила поведения и обязанности. Перечислите основных 5
обязанностей пассажира.
Задание 6. Оповещение населения при авариях на химически опасном объекте осуществляется по радиовещательным и телевизионным сетям, по заранее разработанным органами управления ГОЧС типовым текстам информации. Вам предлагается составить примерный вариант текста информации об аварии на химически опасном объекте, учитывая основные мероприятия при химическом заражении.
Олимпиадных заданий теоретического тура (тестирование)
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ТУРА (7-8 класс)
ЗАДАНИЯ ПЕРВОЙ СЕКЦИИ «ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ»
ЗАДАНИЕ 1. При выполнении ремонтных работ рабочего ударило электрическим током. Он упал на землю без признаков жизни. Окажите первую медицинскую помощь.
ЗАДАНИЕ 2. Во время спортивной игры пострадавший растянул связки в голеностопном суставе. Окажите первую медицинскую помощь.
ЗАДАНИЯ ВТОРОЙ СЕКЦИИ «ВЫЖИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ» (максимальная оценка – 20 баллов)
ЗАДАНИЕ 1. Определение расстояния до наблюдаемого предмета с использованием угловых величин.
Оборудование: линейка с миллиметровыми делениями
Условие: определить расстояние до заданного объекта с использованием угловых величин. Объект определяется жюри (здание, столб электропередач и т.п.) и сообщается одна из его линейных величин (например, высота) в метрах.
ЗАДАНИЕ 2. Срастить две веревки разного диаметра.
ЗАДАНИЕ 3. Сложение костра, для приготовления пищи не многочисленной группы туристов.
ЗАДАНИЯ ТРЕТЬЕЙ СЕКЦИИ «ДЕЙСТВИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»
ЗАДАНИЕ 1. Передача сигналов бедствия с помощью жестов.
Условие: показать жестом выбранный сигнал бедствия за контрольное время — 15 секунд.
ЗАДАНИЕ 2.Сообщение «Внимание всем!» об аварии на атомной подстанции (без эвакуации).
ЗАДАНИЕ 3. Приведение гражданского противогаза ГП-5 (ГП-7) в положения «походное» и «наготове».
ЗАДАНИЕ 4. Приведение гражданского противогаза ГП-5 (ГП-7) в «боевое» положение.
Приложение 1
Значение сигнала | Способ выполнения | |
1 | Нужны продукты и вода | Сидящая на корточках фигура человека |
2 | Покажите наиболее лёгкий и безопасный путь движения | Сидящая на корточках фигура человека с вытянутыми вперёд руками на уровне плеч |
3 | Идём в этом направлении | Стоящая в полный рост фигура человека, руки вытянуты вперёд на уровне плеч в направлении движения. |
4 | Здесь можно совершить посадку | Стоящая в полный рост фигура человека, обе руки подняты вверх, разведены несколько в стороны. |
5 | Здесь садиться нельзя, опасно. | Стоящая в полный рост фигура человека, одна рука поднята вверх и несколько отведена в сторону, другая рука отпущена вниз вдоль и также отведена несколько в сторону, как бы образуя букву N – «нет» |
6 | Нужны медикаменты | Стоящая в полный рост фигура человека, одна из рук на уровне плеч вытянута вперёд |
7 | Нужна радиостанция, питание к ней | Стоящая в полный рост фигура человека, руки опущены вниз и сложены крестообразно впереди туловища. |
КЛЮЧИ К ОЛИМПИАДНЫМ ЗАДАНИЯМ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА(7-8 класс)
Задание 1.
Часть А. Какие виды иммунитета бывают?
Часть Б. Соотнесите, какой вид иммунитета, когда приобретается?
1 | Естественный пассивный | а | иммунитет появляется в результате контакта с возбудителем после перенесенного заболевания. |
2 | Естественный активный | б | иммунитет возникает в результате передачи от матери к плоду через плаценту или с молоком готовых защитных факторов. |
3 | Искусственный пассивный | в | иммунитет создается после введения в организм вакцин, содержащих микроорганизмы или их части. |
4 | Искусственный активный | г | иммунитет создается после введения в организм готовых антител с сыворотками крови иммунизированных доноров. |
Вариант ответа
Часть А. Иммунитет бывает врожденный и приобретенный. Приобретенный иммунитет возникает в течение жизни. Он бывает естественным и искусственным, каждый из которых может быть активным и пассивным. Соотнесите, какой вид иммунитета, когда приобретается?
Часть Б. 1-б, 2-а, 3-г, 4-в
Задание 2.
Часть А. Какие меры безопасности необходимо соблюдать при вынужденном перемещении по болоту?
Часть Б. Как оказать помощь человеку, провалившемуся в болото?
Вариант ответа
Часть А. Передвигаться по болотам необходимо только по тропам. Все вещи должны быть завернуты в непромокаемый материал. Лямки рюкзака следует максимально
ослабить. Спасательные жилеты, если они есть, должны быть надеты. К телу можно закрепить поролоновый коврик, обувь необходимо тщательно привязать к ногам. Расстояние между идущими по болоту спасателями должно составлять 5-7 м. Идущего впереди необходимо страховать веревкой. Все участники движения должны иметь шесты длиной 3-4 м для измерения глубины, ощупывания дна, удерживания равновесия и опоры в случае падения. Оптимальное положение шеста — перед грудью, параллельно земле, перпендикулярно направлению движения. По болоту можно передвигаться скачками с кочки
на кочку, по моховой полосе, по кустарникам или корневищам растений. Шаги должны быть короткими, останавливаться на одном месте нельзя. Отдыхать можно только на твердой почве или у деревьев. Ходить по болоту в одиночку нельзя.
Часть Б. Если человек провалился в болото, то ему следует сбросить рюкзак, принять горизонтальное положение, опереться на шест. Выбираться нужно постепенно, не делать резких движений, не барахтаться. Помощь пострадавшему следует оказывать, используя веревку или шест. При подходе к пострадавшему необходимо застраховать себя веревкой.
Задание 3. Для туристов костер имеет важное значение, так как обеспечивает возможность приготовления горячей пищи, просушки сырых вещей, согрева в прохладное время. В зависимости от конфигурации сложения дерева различают различные виды костров. На рисунке приведены виды костров.
Позиции на рисунке | Название костра | Назначение костра |
а | ||
б | ||
в | ||
г,д,е | ||
ж |
Вариант ответа
Позиции на рисунке | Название костра | Назначение костра |
а | Колодец | Один из жарких костров, удобен для приготовления пищи, обогрева и сушки одежды. Складывается из толстых коротких поленьев, сгорает медленно, образует много углей, дающих высокую температуру.
|
б | Шалаш | Предназначен в основном для варки пищи и освещения лагеря, в качестве топлива обычно используется хворост и валежник. Такой костер образует мало углей и требует постоянного подкладывания сушняка. Соответственно, при ограниченном количестве дров его использование нецелесообразно. |
в | Звезда | Используется для ночлега небольшой группы. Хорош для длительного поддерживания огня без постоянного подкладывания сучьев. |
г,д,е | Таежный | Предназначен для варки пищи (если группа многочисленна), сушки вещей, а также для ночлега. Топливом служат брёвна длиной 2—3 метра, уложенные вдоль или под острым углом друг к другу. Такой костер горит долго, не требует частой подкладки дров. |
ж | Нодья | Костёр из 2 или 3 лежащих друг на друге брёвен, используемый для обогрева при ночлеге под заслоном, горит ровным, жарким пламенем несколько часов (в зависимости от толщины брёвен). |
Задание 4. Дайте определение «виктимность». Приведите пример виктимного поведения.
Вариант ответа
Виктимность — склонность человека к поведению, повышающему шансы на совершение преступления в отношении него.
Примеры виктимного поведения:
1. демонстрация крупной суммы денег при расплате за покупку;
2. демонстрация дорогих украшений поздним вечером в общественном транспорте или на улице;
3. выглядывающий из кармана бумажник, кошелек, открытая сумка и др.
Задание 5. В целях безопасности при перелетах на самолете пассажирам необходимо соблюдать основные правила поведения и обязанности. Перечислите основных 5 обязанностей пассажира.
Вариант ответа
Пассажир на борту самолета обязан:
– безоговорочно выполнять требования и распоряжения командира воздушного судна и членов экипажа;
– размещать ручную кладь и личные вещи на специально отведенных местах, указанных бортпроводником;
– соблюдать общепринятые правила поведения в общественных местах;
– застегнуть привязные ремни при включенном табло «Пристегните ремни» и (по указанию бортпроводника) оставлять их застегнутыми;
– выполнять правила перевозки;
– выполнять правила пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, санитарно-противоэпидемические правила;
– соблюдать правила перевозки опасных веществ или предметов;
– соблюдать правила безопасности полета.
Задание 6. Оповещение населения при авариях на химически опасном объекте осуществляется по радиовещательным и телевизионным сетям, по заранее разработанным органами управления ГОЧС типовым текстам информации. Вам предлагается составить примерный вариант текста информации об аварии на химически опасном объекте, учитывая основные мероприятия при химическом заражении.
Вариант ответа
Внимание всем! Говорит управление по городу «N» Главного управления МЧС России. Граждане!
На N предприятии произошел выброс химически опасного вещества хлора. Облако аварийно химически опасного вещества распространяется в направлении поселка Курумоч. В зону химического заражения попадают улицы Севастопольская, Андреевская, Металлургическая. Выходить из зоны заражения необходимо в направлении Юго-запада поселка Потаповка. Закройте органы дыхания платком, одеждой, если есть возможность, предварительно смочите их водой.
Будьте внимательны к дальнейшим сообщениям. Матрица ответов на тестовые задания теоретического тура
Номер теста | Верный ответ | Номер теста | Верный ответ | Номер теста | Верный ответ |
1 | б | 8 | б,в,г | 15 | б |
2 | а,г | 9 | б | 16 | а |
3 | в | 10 | а,б | 17 | а |
4 | в | 11 | а | 18 | а,в,г |
5 | а | 12 | б | 19 | в |
6 | в | 13 | б,г | 20 | а |
7 | б,г | 14 | а,в,д |
КЛЮЧИ К ОЛИМПИАДНЫМ ЗАДАНИЯМ ПРАКТИЧЕСКОГО ТУРА (7-8 класс)
ЗАДАНИЯ ПЕРВОЙ СЕКЦИИ «ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ»
(максимальная оценка – 30 баллов)
ЗАДАНИЕ 1. При выполнении ремонтных работ рабочего ударило электрическим током. Он упал на землю без признаков жизни. Окажите первую медицинскую помощь.
Условие: выполняется на манекене или статисте.
Алгоритм выполнения задания:
1. Обеспечь свою безопасность. Надень сухие перчатки (резиновые, шерстяные, кожаные и т.п.), резиновые сапоги. По возможности отключи источник тока. При подходе к пострадавшему по земле иди мелкими, не более 10 см, шагами.
2. Расположить пострадавшего в горизонтальное положение на спину. Освободить грудную клетку и расстегнуть штаны.
3. Приступить к сердечно-легочной реанимации, чередуя искусственное дыхание (2 вдоха) и непрямой массаж сердца (15 нажатий).
4. При восстановлении самостоятельного дыхания и сердцебиения придай пострадавшему устойчивое боковое положение.
5. Вызвать скорую помощь.
ЗАДАНИЕ 2. Во время спортивной игры пострадавший растянул связки в голеностопном суставе. Окажите первую медицинскую помощь.
Условие: выполняется на манекене или статисте.
Алгоритм выполнения задания:
1. Приложить грелку со льдом на поврежденный сустав.
2. Зафиксировать голеностопный сустав эластичным бинтом. При этом его сгибают под углом 90°. Повязку накладывают следующим образом: делают тур вокруг нижней части голени, затем косой виток от внутренней лодыжки к подушечке мизинца стопы, виток вокруг стопы на уровне подушечек пальцев, затем
косой виток от подушечки большого пальца к наружной лодыжке, опять проводят бинт вокруг голени и снова повторяют витки вокруг стопы сверху предыдущих.
3. Сверху бинта приложить грелку со льдом.
4. Предложить анальгин (имитировать).
5. Предложить обратиться к хирургу через 2-3 дня, если боли не уменьшатся.
ЗАДАНИЯ ВТОРОЙ СЕКЦИИ «ВЫЖИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ»
(максимальная оценка – 20 баллов)
ЗАДАНИЕ 1. Определение расстояния до наблюдаемого предмета с использованием угловых величин.
Оборудование: линейка с миллиметровыми делениями
Условие: определить расстояние до заданного объекта с использованием угловых величин. Объект определяется жюри (здание, столб электропередач и т.п.) и сообщается одна из его линейных величин (например, высота) в метрах.
Порядок выполнения:
Дальность до предмета определяется по след. формуле:
Д = (Bx1000) / Y,
где Д — дальность до цели;
B — ширина или высота объекта в метрах;
Y — угловая величина в тысячных.
Для того, чтобы определить угловую величину, необходимо знать, что отрезок в 1 мм, удаленному на 50 см от глаза соответствует углу в 2 тысячные. На основании этого
существует метод определения расстояний при помощи линейки:
1. Линейку с миллиметровыми делениями вытянуть на расстояние 50 см.
2. Засечь, во сколько делений на линейке укладывается ширина или высота объекта.
3. Полученное кол-во миллиметров умножить на 2, и подставить в выше приведенную формулу.
Пример: Высота телеграфного столба равна 6м при измерения на линейке займет 8мм (16 тысячных), следовательно расстояние до столба будет (6×1000)/16 = 375 м.
ЗАДАНИЕ 2. Срастить две веревки разного диаметра.
Материалы: две веревки разного диаметра.
Условие: связать две веревки разного диаметра любым подходящим узлом.
Порядок выполнения:
Веревки разного диаметра могут быть связаны «академическим» или «брамшкотовый» узлами.
«Брамшкотовый» узел. Необходимо сделать петлю из толстой веревки, затем тонкой веревкой обкрутить петлю от себя вниз. Петлю тонкого конца большим пальцем левой руки оттянуть вниз, и накручиваемый конец дважды обвивает сдвоенную петлю толстой веревки.
«Академическим» узел. Толстой веревкой делается петля, а тонкая веревка проводится через петлю и делается несколько оборотов у основания петли, далее тонкая веревка проводится через петлю снизу Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.
ЗАДАНИЕ 3. Сложение костра, для приготовления пищи не многочисленной группы туристов.
Оборудование: дрова, х/б перчатки.
Условие: сложить дрова для костра, предназначенного для приготовления пищи не многочисленной группы туристов.
Порядок выполнения: Наиболее подходящий вид костра «Колодец». Дрова выкладываются рядами крест — накрест в виде колодца.
ЗАДАНИЯ ТРЕТЬЕЙ СЕКЦИИ «ДЕЙСТВИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»
(максимальная оценка – 30 баллов)
ЗАДАНИЕ 1. Передача сигналов бедствия с помощью жестов.
Условие: показать жестом выбранный сигнал бедствия за контрольное время — 15 секунд.
Алгоритм выполнения задания:
1. Участник выбирает карточку из числа перевернутых (приложение 1) на столе со значением сигнала бедствия (в это время жюри включает секундомер);
2. Участник показывает жестом сигнал бедствия, при этом готовность жеста подтверждается словом «Готово» (в этот момент члены жюри выключают секундомер)
ЗАДАНИЕ 2.Сообщение «Внимание всем!» об аварии на атомной подстанции (без эвакуации).
Условие: участник в течение нескольких минут составляет текст экстренного сообщения и озвучивается с помощью микрофона.
Алгоритм выполнения задания:
1. Участнику дается информация о том, что на Балаковской АЭС произошла авария и предлагается составить экстренное сообщение (без эвакуации).
2. Участник на бумаге пишет текст сообщения в течение 2 минут. С помощью микрофона сообщает экстренное сообщение.
3. Текст сообщения, написанный на бумаге сдается жюри.
Типовой текст сообщения:
Внимание всем!
Говорит управление по городу «Балаково» Главного управления МЧС России.
Граждане!
Произошла авария на Балаковской атомной электростанции.
В связи с аварией на Н-Балаковской АЭС ожидается выпадение радиоактивных осадков! Населению, проживающему в населенных пунктах (перечисляются населенные пункты) необходимо находиться в помещениях. Произвести герметизацию жилых помещений и мест нахождения домашних животных. Принять йодистый препарат. Будьте внимательны к дальнейшим сообщениям.
ЗАДАНИЕ 3. Приведение гражданского противогаза ГП-5 (ГП-7) в положения «походное» и «наготове».
Условие: участнику выдается противогаз в сумке (противогазная коробка отсоединена). По команде члена жюри привести противогаз сначала в «походное» положение, затем – «наготове».
Алгоритм выполнения задания:
1. Приведение противогаза в положение «походное»:
наденьте сумку с противогазом через правое плечо так, чтобы она находилась на левом боку, а застежка находилась от себя (в поле); подгоните при помощи пряжек плечевой ремень так, чтобы верхний край сумки был на уровне поясного ремня;
расстегните сумку, выньте противогаз, проверьте надежность соединения противогазовой коробки с лицевой частью, состояние стекол и клапанов, грязные стекла протрите чистой ветошью (ватой), потерявшие прозрачность незапотевающие пленки замените; сложите лицевую часть, уложите противогаз в сумку и застегните ее; сдвиньте противогаз немного назад, чтобы при ходьбе он не мешал движению руки; при необходимости противогаз может быть закреплен на туловище с помощью тесьмы.
2. Приведение противогаза в положение «наготове»:
передвиньте сумку с противогазом вперед настолько, чтобы можно было вынуть противогаз из нее; расстегните сумку; подготовьте головной убор для быстрого снятия при надевании лицевой части на голову
ЗАДАНИЕ 4. Приведение гражданского противогаза ГП-5 (ГП-7) в «боевое» положение.
Условие: По команде члена жюри «газы» привести противогаз в «боевое» положение.
Алгоритм выполнения задания:
1. задержите дыхание, закройте глаза;
2. снимите головной убор и зажмите его между коленями или положите рядом;
3. выньте противогаз из сумки, возьмите обеими руками за утолщенные края у подбородочной части шлем-маски так чтобы большие пальцы были снаружи, а остальные внутри нее;
4. приложите нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением рук вверх и назад натяните ее на голову так, чтобы не было складок, а очки пришлись против глаз;
5. устраните перекос и складки, если они образовались при надевании лицевой части, сделайте полный выдох, откройте глаза и возобновите дыхание;
6. наденьте головной убор, застегните сумку и закрепите ее на туловище, если это не было сделано ранее.
МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА (7-8 класс)
Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий теоретической секции
(Максимальное количество баллов — 100 баллов)
Задание 1.
Часть А. Какие виды иммунитета бывают?
Часть Б. Соотнесите, какой вид иммунитета, когда приобретается?
1 | Естественный пассивный | а | иммунитет появляется в результате контакта с возбудителем после перенесенного заболевания. |
2 | Естественный активный | б | иммунитет возникает в результате передачи от матери к плоду через плаценту или с молоком готовых защитных факторов. |
3 | Искусственный пассивный | в | иммунитет создается после введения в организм вакцин, содержащих микроорганизмы или их части. |
4 | Искусственный активный | г | иммунитет создается после введения в организм готовых антител с сыворотками крови иммунизированных доноров. |
Вариант ответа
Часть А. Иммунитет бывает врожденный и приобретенный. Приобретенный иммунитет возникает в течение жизни. Он бывает естественным и искусственным, каждый из которых может быть активным и пассивным. Соотнесите, какой вид иммунитета, когда приобретается?
Часть Б. 1-б, 2-а, 3-г, 4-в
ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
Максимальная оценка за правильно выполненное задание — 10 баллов, при этом за правильное выполнение части А начисляется 2 балла, за правильное выполнение части Б начисляется 8 баллов, из которых начисляется по 2 балла за каждый правильный ответ.
Задание 2.
Часть А. Какие меры безопасности необходимо соблюдать при вынужденном перемещении по болоту?
Часть Б. Как оказать помощь человеку, провалившемуся в болото?
Вариант ответа
Часть А. Передвигаться по болотам необходимо только по тропам. Все вещи должны быть завернуты в непромокаемый материал. Лямки рюкзака следует максимально ослабить.
Спасательные жилеты, если они есть, должны быть надеты. К телу можно закрепить поролоновый коврик, обувь необходимо тщательно привязать к ногам. Расстояние между идущими по болоту спасателями должно составлять 5-7 м. Идущего впереди необходимо страховать веревкой. Все участники движения должны иметь шесты длиной 3-4 м для измерения глубины, ощупывания дна, удерживания равновесия и опоры в случае падения. Оптимальное положение шеста — перед грудью, параллельно земле, перпендикулярно направлению движения. По болоту можно передвигаться скачками с кочки на кочку, по моховой полосе, по кустарникам или корневищам растений. Шаги должны быть короткими, останавливаться на одном месте нельзя. Отдыхать можно только на твердой почве или у деревьев. Ходить по болоту в одиночку нельзя.
Часть Б. Если человек провалился в болото, то ему следует сбросить рюкзак, принять горизонтальное положение, опереться на шест. Выбираться нужно постепенно, не делать резких движений, не барахтаться. Помощь пострадавшему следует оказывать, используя веревку или шест. При подходе к пострадавшему необходимо застраховать себя веревкой.
ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
Максимальная оценка за правильно выполненное задание — 12 баллов, при этом за правильное выполнение части А начисляется 6 баллов, за правильное выполнение части Б начисляется 6 балла.
Задание 3. Для туристов костер имеет важное значение, так как обеспечивает возможность приготовления горячей пищи, просушки сырых вещей, согрева в прохладное время. В зависимости от конфигурации сложения дерева различают различные виды костров. На рисунке приведены виды костров.
Дайте название каждому виду костра и напишите его назначение в таблицу.
Позиции на рисунке | Название костра | Назначение костра |
а | ||
б | ||
в | ||
г,д,е | ||
ж |
Вариант ответа
Позиции на рисунке | Название костра | Назначение костра |
а | Колодец | Один из жарких костров, удобен для приготовления пищи, обогрева и сушки одежды. Складывается из толстых коротких поленьев, сгорает медленно, образует много углей, дающих высокую температуру. |
б | Шалаш | Предназначен в основном для варки пищи и освещения лагеря, в качестве топлива обычно используется хворост и валежник. Такой костер образует мало углей и требует постоянного подкладывания сушняка. Соответственно, при ограниченном количестве дров его использование нецелесообразно. |
в | Звезда | Используется для ночлега небольшой группы. Хорош для длительного поддерживания огня без постоянного подкладывания сучьев. |
г,д,е | Таежный | Предназначен для варки пищи (если группа многочисленна), сушки вещей, а также для ночлега. Топливом служат брёвна длиной 2—3 метра, уложенные вдоль или под острым углом друг к другу. Такой костер горит долго, не требует частой подкладки дров. |
ж | Нодья | Костёр из 2 или 3 лежащих друг на друге брёвен, используемый для обогрева при ночлеге под заслоном, горит ровным, жарким пламенем несколько часов (в зависимости от толщины брёвен). |
ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
Максимальная оценка за правильно выполненное задание — 10 баллов, при этом за каждый правильный ответ начисляется 2 балла.
Задание 4. Дайте определение «виктимность». Приведите пример виктимного поведения.
Вариант ответа
Виктимность — склонность человека к поведению, повышающему шансы на совершение преступления в отношении него.
Примеры виктимного поведения:
1. демонстрация крупной суммы денег при расплате за покупку;
2. демонстрация дорогих украшений поздним вечером в общественном транспорте или на улице;
3. выглядывающий из кармана бумажник, кошелек, открытая сумка и др.
ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
Максимальная оценка за правильно выполненное задание — 8 баллов, при этом за правильное определение начисляется 2 балла, за каждый правильно приведенный пример по 2 балла.
Задание 5. В целях безопасности при перелетах на самолете пассажирам необходимо соблюдать основные правила поведения и обязанности. Перечислите основных 5 обязанностей пассажира.
Вариант ответа
Пассажир на борту самолета обязан:
– безоговорочно выполнять требования и распоряжения командира воздушного судна и членов экипажа;
– размещать ручную кладь и личные вещи на специально отведенных местах, указанных бортпроводником;
– соблюдать общепринятые правила поведения в общественных местах;
– застегнуть привязные ремни при включенном табло «Пристегните ремни» и (по указанию бортпроводника) оставлять их застегнутыми;
– выполнять правила перевозки;
– выполнять правила пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, санитарнопротивоэпидемические правила;
– соблюдать правила перевозки опасных веществ или предметов;
– соблюдать правила безопасности полета.
ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
Максимальная оценка за правильно выполненное задание — 10 баллов, при этом за каждый правильно ответ начисляется по 2 балла.
Задание 6. Оповещение населения при авариях на химически опасном объекте осуществляется по радиовещательным и телевизионным сетям, по заранее разработанным органами управления ГОЧС типовым текстам информации. Вам предлагается составить примерный вариант текста информации об аварии на химически опасном объекте, учитывая основные мероприятия при химическом заражении.
Вариант ответа
Внимание всем! Говорит управление по городу «N» Главного управления МЧС России. Граждане!
На N предприятии произошел выброс химически опасного вещества хлора. Облако аварийно химически опасного вещества распространяется в направлении поселка Курумоч. В зону химического заражения попадают улицы Севастопольская, Андреевская, Металлургическая. Выходить из зоны заражения необходимо в направлении Юго-запада поселка Потаповка. Закройте органы дыхания платком, одеждой, если есть возможность, предварительно смочите их водой.
Будьте внимательны к дальнейшим сообщениям.
ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
Максимальная оценка за правильно выполненное задание — 10 баллов.