Олимпиада школьников по истории
2009–2010 учебный год
10 класс
1. Ознакомьтесь с текстом документа и ответьте на вопросы:
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
«Я хочу рассказать еще об одном процессе, который был очень важным для Сахарова. Его очень заботила и судьба этого человека – Мустафы Джемилева, и то дело, за которое его судят, – борьба крымскотатарского народа… В первый раз суд не состоялся… К этому времени у Мустафы уже кончался восьмой месяц голодовки протеста против незаконного возбуждения нового дела… Принудительным кормлением ему не давали умереть, но к началу суда его вес был 35 кг и физическое состояние было очень тяжелым… Присутствие Андрея Дмитриевича было большой поддержкой для него. Был момент, когда удалось приоткрыть дверь и кто-то громко крикнул по-татарски: «Здесь сахар». Там, в Омске, против Андрея Дмитриевича и Елены Георгиевны первый раз была применена сила».
1) Когда происходили описываемые события?
2) Какое движение представлял А.Д.Сахаров?
2. Проанализируйте исторические документы и ответьте на вопросы:
а) «Россия есть особливый мир, у нее другая земля, религия, основание, словом – другая история… У нас не было рабства, не было пролетариев, не было ненависти, не было гордости, не было инквизиции. Не было феодального тиранства; зато было отеческое управление, патриархальная свобода, было семейное равенство, было общее владение, была мирская сходка: одним словом, в среднем веке было у нас то, о чем так старался Запад уже в новом, не успел еще в новейшем и едва может успеть в будущем… Крепостное право сохраняет в себе много патриархального, и хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем это могли бы они сделать сами».
б) «Не без некоторой зависти смотрим мы… на Западную Европу. И есть чему позавидовать! Сумела же она выработать свои доктрины так, что они раз в раз отвечали и отвечают живым потребностям, идут с ними рука об руку, освещают, направляют их и ведут к сознательному, возможно, правильному их удовлетворению в данное время и при данных обстоятельствах… В основание европейской общественности легла сильно развитая личность. Личная независимость, личная свобода… всегда были исходной точкой и идеалом в Европе. Весь ее гражданский и политический быт, сверху донизу, был построен на договорах, на системе взаимного уравновешивания. Чрезмерным развитием личной энергии, железной стойкостью лица, его необузданным стремлением к свободе, его… ревнивым охранением своих прав мы, кажется, никогда не имели повода хвалиться».
1) Какое явление русской жизни середины XIX в. отражают эти документы?
2) Какая проблема обсуждается в них? На каких позициях стоят авторы?
3) Один из этих документов написан историком М.Н.Погодиным, другой – философом и публицистом К.Д.Кавелиным. Определите авторство.
3. Вычеркните лишнее, не относящееся к основным задачам внешней политики СССР после окончания Второй мировой войны:
а) расширение сфер влияния в мире;
б) обретение статуса мировой державы;
в) расширение военного присутствия в странах Юго-Восточной Азии и Европы;
г) укрепление позиций мирового коммунистического движения;
д) курс на сближение и сотрудничество СССР с Западом;
е) стремление избежать мировой войны;
ж) помощь национально-освободительным движениям;
з) курс на разоружение;
и) мирное сосуществование;
к) развитие союзнических отношений с США, Англией и Францией;
л) развитие равноправного сотрудничества со странами «народной демократии».
4. Соотнесите реформы 60–70-х гг. XIX в. и реформаторов:
1) Крестьянская реформа 2) Земская реформа 3) Судебная реформа 4) Военная реформа 5) Реформы образования и печати | а) С.И.Зарудный б) А.В.Головнин в) Я.И.Ростовцев г) П.А.Валуев д) Д.А.Милютин |
5. Ознакомьтесь с выдержкой из текста документа и ответьте на вопросы.
«…Детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат».
1) Каково неофициальное название приведенного выше документа?
2) Что предписывал данный циркуляр 1887 г.?
а) запрещал принимать в гимназии детей низших социальных слоев;
б) разрешал открывать специальные школы для детей низкооплачиваемых рабочих;
в) разрешал фабрикантам нанимать на работу детей с 6-летнего возраста.
3) Элементом какой политики являлся указанный документ?
6. Соотнесите понятия и их значения:
Понятия | Значения |
| а) места сбора дани б) шкурки пушных зверей, выполнявшие роль денег в) фиксированный размер дани г) младшие дружинники д) сбор дани князем |
1) | 2) | 3) | 4) | 5) |
7. Какое из перечисленных преступлений считалось, по определению Соборного Уложения 1649 г., наиболее страшным: а) «богохульство и церковное мятежничество» или б) покушение на «государьскую честь» и «государьское здоровье»? Почему?
8. Дайте определение предложенному понятию или назовите понятие, соответствующее предложенному определению.
а) Ясак – _______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________;
б) Меркантилизм – ______________________________________________________ _____________________________________________________________________________;
в) К разряду служилых людей в XV–XVII вв. относились ______________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________;
г) Система содержания должностных лиц за счет местного населения назвалась ___ _____________________________________________________________________________.
9. Соотнесите имя литератора и литературный стиль.
Литератор | Стиль |
а) В.А.Жуковский б) А.Н.Островский в) В.В.Хлебников г) А.П.Сумароков |
|
1) | 2) | 3) | 4) |
10. Укажите дату и расположите в хронологической последовательности:
а) Куликовская битва;
б) набег хана Тохтамыша на Москву;
в) «Великое стояние» на Угре;
г) осада и уничтожение г. Козельска;
д) битва на р. Воже;
е) сражение на р. Пьяне.
11. По какому принципу образован ряд? Дайте толкование событий в соответствии с хронологией их развития.
Июнь 1812 г., август 1812 г., 24–26 августа 1812 г., 1 сентября 1812 г., сентябрь – начало октября 1812 г., декабрь 1812 г.
12. Перечислите имена императоров, правивших Россией в XIX–XX вв. и определите родственные связи их между собой. Нарисуйте их генеалогическое древо. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
13. Напишите историческое эссе на тему «Самым выдающимся реформатором нашей страны в XX в. был…».
Ответы:
Задания 1–12 (1 балл за каждый верный ответ)
1 – 1) Конец 1970-х – начало 1980-х гг.; 2) Правозащитное движение.
2 – 1) Дискуссия (спор, диалог) «славянофилов» и «западников»; 2) Положение человека в обществе, общественные отношения: а) идеализирует общественные отношения, сложившиеся в России; б) идеализирует общественные отношения, сложившиеся на Западе; 3) а) М.Н.Погодин («славянофил»), б) К.Д.Кавелин («западник»).
3 – д, з, и, к, л.
4 – 1в, 2г, 3а, 4д, 5б.
5 – 1) Циркуляр «О кухаркиных детях»; 2) а; 3) Политики контрреформ.
6 – 1в, 2д, 3а, 4б, 5г.
7 – б), поскольку общая тенденция, отраженная в документе – укрепление власти царя и постепенное подчинение ему церкви.
8 – а) Натуральная подать с народов Поволжья (XV–XVIII вв.) и Сибири (XVII–XX вв.). Вносился в казну пушниной, иногда скотом. В незначительных размерах сохранялся до Февраля 1917 г.; б) Политика, характеризующаяся активным вмешательством государства в хозяйственную жизнь заключалась в поощрении экспорта отечественных товаров и ограничении импорта, в поддержке отечественного мануфактурного производства и накопления денежных капиталов внутри страны; в) Все лица, находившиеся на государственной службе; г) Кормления. Отменено Иваном IV.
9 – 1а, 2г, 3б, 4в.
10 – г, е, д, а, б, в.
11 – Вторжение Наполеона в Россию, Смоленское сражение, Бородинская битва, Совет в Филях, пребывание французов в Москве, изгнание Наполеоновских войск из России – Отечественная война 1812 г.
12 – Павел I; его сын Александр I; его брат Николай I; Александр II, сын Николая I; Александр III, сын Александра II; Николай II, сын Александра III.
Задание 13 (максимально – 5 баллов)
13 – Произвольная форма.